Власть и общество

Без барьеров

Дальнейшие шаги в области сближения образовательных систем наших стран обсуждают авторитетные специалисты Беларуси и России
Без барьеров
Без барьеров

К номеру:  18 (374)


28 Апреля 2011 года

Ежегодно около 300 юношей и девушек из России пользуются своим правом получить профессионально-техническое образование в птузах Беларуси. На уровне высшего образования «народный взаимообмен» наиболее заметен: около 2 тысяч россиян выбрали белорусские вузы, примерно 20 тысяч белорусов учатся в российских университетах. Между учреждениями образования обеих стран заключено более 600 соглашений о сотрудничестве, причем за последние годы их количество увеличилось в два раза. В целях развития взаимовыгодного научного сотрудничества широко используется проектная деятельность, финансируемая из бюджетов Фондов фундаментальных исследований. Партнерами в проектной деятельности белорусских вузов являются университеты и научные организации Москвы, Санкт-Петербурга, Брянска, Саратова, Перми, Екатеринбурга, Волгограда и других городов. Экспорт научной продукции в Россию только отраслевыми белорусскими вузами составил в прошлом году свыше 1,15 миллиона долларов.
Какими будут дальнейшие шаги в области сближения образовательных систем наших стран?

Сергей МАСКЕВИЧ, министр образования Республики Беларусь:
– Заинтересованность в дальнейшем развитии общего образовательного пространства Союзного государства есть у абсолютного большинства граждан Республики Беларусь и Российской Федерации. Целью нашего сотрудничества является достижение нового, отвечающего самым современным требованиям, качества образования.
В рамках формирования общего образовательного пространства необходимо обратить внимание на следующие общемировые тенденции: демократизацию образования, то есть обеспечение его доступности для всего населения страны, преемственности ступеней и уровней, самостоятельности учебных заведений; постоянное обновление образовательных программ и отход от ориентации на середнячка. Необходимо также обеспечить дальнейшую гармонизацию нормативно-правовых актов в сфере образования, согласование направлений, принципов и этапов модернизации национальных систем образования, координацию и кооперацию в подготовке кадров для отраслей экономики и социальной сферы. Ну и, конечно, развивать совместные проекты, проводить мероприятия, направленные на гражданское и патриотическое воспитание молодежи.

Сергей МАЗУРЕНКО, заместитель министра образования и науки Российской Федерации:
– Создание единого образовательного и научно-технологического пространства не самоцель, а инструмент для решения задач, которые стоят перед нашими экономиками.
Построение современной инновационной экономики невозможно без воспитания специалистов, причем не только профессионалов, владеющих научно-техническими знаниями, но и личностей. Поэтому мы должны уделять образованию максимально много внимания, синхронизировать и гармонизировать усилия в области модернизации школьного образования, развития профессионального и высшего образования. Мы должны грамотно помогать молодежи выбрать профессию – это не дело, когда половина молодежи идет в юристы, а вторая – в экономисты. Есть много рабочих специальностей, в которых нечего делать без высшего образования, а оплата труда таких рабочих выше, чем экономистов.
Мы в России реформируем систему университетов, развиваем взаимодействие бизнеса и науки, предпринимаем усилия для развития университетов как исследовательских центров. В Советском Союзе лидирующее положение занимала наука оборонно-промышленного комплекса, затем шла академическая, лишь затем – университетская. Сейчас парадигма изменилась, ведь именно со студенческой скамьи надо прививать молодежи интерес и любовь к науке и новым технологиям.

Александр ЖУК, первый заместитель министра образования Беларуси:
– Как любой процесс, формирование общего образовательного пространства должно пройти целый ряд этапов – от зарождения к формированию и развитию. Сегодня взаимодействие наших учреждений перешло на этап развития и углубления новых форм интеграции. Примеры – создание Сетевого университета СНГ на базе Белорусского государственного университета, инициатором которого выступил Российский университет дружбы народов. Мы также в партнерстве с МЭСИ, филиал которого работает в Минске, начали активную работу по развитию дистанционного обучения.
Наша задача на данный момент – обеспечить условия для развития новых форм интеграции. Определенным толчком может послужить взаимная или совместная аккредитация образовательных программ, которая активизирует двустороннюю академическую мобильность и интеграцию, возможно, создание образовательных консорциумов или межгосударственных учебно-научно-производственных комплексов.
Необходимо учитывать, что элемент конкуренции учреждений образования России и Беларуси будет способствовать существенному повышению качества образовательных услуг. Формирование регионального рейтинга учреждений образования позволило бы сориентировать в первую очередь сами учреждения образования в своих конкурентных преимуществах, стимулировать их развитие. Полагаем также актуальной работу по оценке деятельности Белорусско-Российского университета и проверке деятельности филиалов вузов с точки зрения гармонизации оценок по лицензированию и аккредитации образовательных учреждений.
Хотелось бы предложить коллегам проработать вопрос о создании нескольких программ Союзного государства – например, по разработке документации и организации производства школьного учебно-лабораторного оборудования, разработке образовательных стандартов по специальности «социальная работа» и апробации модели социальной помощи детям и молодежи. Одно из самых, на наш взгляд, перспективных направлений сотрудничества связано с созданием систем электронного обучения граждан Союзного государства.

Владимир НЕДИЛЬКО, первый заместитель председателя Государственного комитета Республики Беларусь по науке и технологиям:
– Союзные программы не дублируют, а дополняют научно-технические программы обеих стран. Реализуемая в настоящее время программа «Космос – НТ» нацелена в первую очередь на создание экспериментального образца унифицированной микроспутниковой платформы и модели микроспутника нового поколения. В ней принимают участие более 40 российских и белорусских предприятий, 8 академических институтов и 4 вуза.
Большое значение для укрепления научно-технических и экономических связей Беларуси и России будут иметь перспективные программы, нацеленные на создание отдельных подсистем многофункциональной космической системы Союзного государства, в том числе на разработку единой нормативной базы. К таким перспективным программам относятся: «Стандартизация – СГ», «Телематика – СГ», «Мониторинг – СГ».
В настоящее время постановлением Совета Министров Республики Беларусь одобрен проект союзной программы «Разработка интегрированной системы стандартизации космической техники, создаваемой в рамках программ и проектов Союзного государства», одобрена также концепция программы «Перспективные полупроводниковые гетероструктуры и приборы на их основе». Все предлагаемые к разработке технологии являются наукоемкими и перспективными. По оценкам экспертов, их результаты будут востребованы как на мировом, так и на белорусско-российском рынке.

Сергей ИВАНЕЦ, заместитель министра образования и науки Российской Федерации:
– Хотелось бы остановиться на некоторых нерешенных вопросах. По ряду причин нашим рабочим группам не удалось согласовать предложения о внесении изменений в межправительственное соглашение о взаимном признании и эквивалентности дипломов и научных званий.
У нас есть проекты, содержащие ряд значимых новаций, но пока не удалось сформулировать предложения таким образом, чтобы они опирались на имеющуюся договорную базу и не противоречили ранее принятым документам. Вместе с тем у нас нет иного пути, кроме активизации работы. Еще один значимый момент – подготовка основных направлений взаимодействия двух министерств. Мы считаем, они должны стать главным инструментом реализации концепции социального развития Союзного государства.

Петр ВИТЯЗЬ, первый заместитель председателя президиума Национальной академии наук Беларуси:
– Национальная академия наук ведет десятки интеграционных проектов – с Новосибирским и Уральским отделениями РАН, вузами и академическими институтами из Санкт-Петербурга и Москвы. Мы осознаем, что если не будет создаваться совместно законодательное право Беларуси и России, то о едином пространстве говорить не придется. Поэтому, когда говорим о необходимости еще большей интеграции, на первое место необходимо ставить сближение законодательной базы.
Конечно, взаимодействие Беларуси и России очень важно, причем не только для наших народов, но и для жителей других стран. Но если говорить об открытости пространства, то почему белорусские и российские ученые могут участвовать в конкурсах Евросоюза, но не вправе подать заявку на внутренний конкурс соседней страны? Мы уже не раз поднимали вопрос об открытости конкурсов, возможности для белорусов участвовать в федеральных программах.

Максим ДУЛИНОВ, заместитель министра образования Российской Федерации:
– Очень важным для нас является факт принятия Кодекса об образовании Республики Беларусь, ведь в России ведется работа над интегрированным проектом федерального закона об образовании. Думаю, белорусский опыт в области кодификации законодательства будет нам  полезен.
Основные направления сотрудничества диктует принятая в обеих странах концепция непрерывного образования: обмен опытом методистов, преподавателей, воспитателей. Если мы хотим строить общее образовательное пространство, то уже должны находить точки соприкосновения на уровне дошкольного образования. Общеобразовательная школа в Российской Федерации претерпевает серьезную организационную модернизацию. Мы должны находить общие подходы, потому что если будем учить школьников по программам с разным содержанием, разной направленностью, это скажется на уровне высшей школы. После окончания  работы  по  созданию  системы оценки качества мы сможем найти точки соприкосновения для взаимного признания и зачета результатов белорусского ЦТ и российского ЕГЭ. На мой взгляд, содержание школьного образования – одно из перспективных направлений нашего сотрудничества, если мы не хотим растерять положительный опыт, накопленный в рамках сотрудничества высшей школы.
Еще одно направление сотрудничества – широкое внедрение дистанционного обучения на самых разных уровнях, включая дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями. В рамках национального проекта «Образование» мы сейчас создаем такую систему по всей стране и готовы делится опытом. Думаю, у белорусской стороны также есть позитивный опыт обучения детей с ограниченными возможностями и интеграции их в общество.

Иван ЩУРОК, начальник управления образования Витебского облисполкома:
– Взаимодействие и сотрудничество витебских педагогов и их коллег из России имеет давнюю и плодотворную историю: еще в 1995 году на базе Витебского областного института усовершенствования учителей был создан межрегиональный клуб «Педагогика без границ», куда вошли представители 9 регионов Российской Федерации и 4 регионов Беларуси. Продолжением работы международного методобъединения стали другие формы взаимодействия. В 2003 году, например, был подписан договор о сотрудничестве между департаментами по образованию и молодежной политике администрации Смоленской, Псковской областей и управлением образования Витебского облисполкома. Целый ряд совместных мероприятий  прошел в рамках сотрудничества с Северным округом Москвы и департаментом образования Санкт-Петербурга.
Сегодня в числе основных направлений взаимодействия мы выделяем реализацию совместных образовательных проектов, развитие сотрудничества отделов и педагогических коллективов с регионами Российской Федерации. Особая забота любого государства – одаренные дети, поэтому совместная работа в этом направлении занимает важное место в структуре сотрудничества. Современные средства коммуникации позволяют детям принимать активное участие в дистанционных международных олимпиадах и конкурсах. Плодотворно сотрудничество и в сфере воспитания подрастающего поколения.

Евгений КОДИН, ректор Смоленского государственного университета:
– Меня попросили выступить на коллегии по одному достаточно узкому, но очень важному вопросу: это олимпиада Союзного государства «Россия и Беларусь. Историческая и духовная общность». В ней участвуют все шесть белорусских областей и город Минск и 20 субъектов Российской Федерации. То есть олимпиада действительно стала международной, но есть некоторые сложности с  признанием ее результатов на уровне стран.
Свидетельствую: уровень данной олимпиады дает основания не только белорусской стороне, но и российской давать возможность победителям поступать в вузы вне конкурса. Порядок приема в вузы Российской Федерации этой возможности не заложил, а нам представляется, что это вполне реально и нужно сделать. Наш университет готов взять на себя разработку единой методической составляющей и решение организационных моментов, необходимо только соответствующее поручение. Мы к следующему году уже сможем определить перечень специальностей, на которые вне конкурса смогут поступать победители данной олимпиады.

Анна ДЕЙКО, заместитель Государственного секретаря – член Постоянного Комитета Союзного государства:
– Постоянный Комитет Союзного государства выступил с инициативой учредить премии Союзного государства в области науки и техники. Мы предполагаем, что премии в области науки и техники будут вручаться не только за исследования и разработки, выполненные в рамках программ Союзного государства, но и за другие значимые достижения, полученные в результате объединения усилий ученых двух наших стран. Они будут присуждаться как отдельным, так и коллективным соискателям, их размер будет аналогичен размеру премии в области науки и искусства.

Подготовила
Ирина ДЕРГАЧ
Фото БелТА