Власть и общество

В Минске Мемориал Победы будет парить над городом

К номеру:  19 (375)


04 Мая 2011 года

В людской памяти многие события, как радостные, так и трагические, с годами стираются, а то и забываются вовсе. Но некоторые из них не может уничтожить даже время. В Беларуси главным хранителем памяти о Великой Отечественной войне, на которой погиб каждый третий житель республики, о неисчислимых жертвах и разрушениях, о героическом народном подвиге, о Великой Победе, является Белорусский государственный музей Великой Отечественной войны. Вскоре он приобретет совершенно новый облик. Проект уникального мемориала создан в творческой мастерской Виктора Крамаренко, дважды лауреата Государственной премии Республики Беларусь, профессора международной Академии архитектуры.

Величественным является даже само место, где разместится музей, – в столичном парке Победы, на пересечении проспектов Победителей и Машерова, возле обелиска «Минск – город герой», автором которого также является Виктор Крамаренко. Музей объединит все это в единый и торжественный архитектурный ансамбль. При проектировании его прежде всего учитывалась особенность этого уголка Минска. Главный фасад мемориала, формирующий площадь у обелиска, по высоте минимален – один этаж. Второй уходит по рельефу вниз, создавая еще один экспозиционный уровень.
Композиционно здание состоит из четырех основных блоков, символизирующих четыре года войны, четыре фронта, которые освобождали Беларусь. Все они располагаются по оси, ведущей к обелиску «Минск – город-герой» – лейтмотиву всей композиции. Между блоками остается пространство, так называемый прострел, со стеклянной кровлей. По стеклянному мостику посетители переходят из блока в блок и через расщелину, подчеркивающую драматизм событий, видят обелиск. Такие ущелья-расщелины есть между всеми блоками. Они создают ощущение сжатости и напряженности: сошлись две мощные глыбы – две антагонистические силы, а через стеклянный прострел просматривается лишь кусочек неба, фрагмент ландшафта – напоминание об утраченной мирной жизни. А на всем протяжении экспозиции на разных уровнях и блоках доминирует обелиск как символ Победы, и его формы взывают к ответным ассоциациям.
Главный фасад выполнен в мажорных, победных формах, в виде победоносного салюта. Когда авторы только начинали работу над проектом, в Интернете нашли запись салюта 1945 года. К удивлению, обнаружили в нем аналогию с архитектурными формами музея, что еще сильнее укрепило их в правильности своего решения.
Фасад действительно на редкость выразителен: всполохи «военной грозы» превращаются в торжествующий салют, который утверждает мощь народа-победителя. Выбор строительного материала тоже попадает «в десятку». Во-первых, это нержавеющая сталь – материал  способный, как никакой другой, отразить специфику войн. Во-вторых, стекло золотистого цвета. Если сталь – это война, борьба, то стекло – золото Победы. Как подчеркивают авторы, они сознательно пошли на такое контрастное сочетание сурового блеска стали и золотого сияния стекла, а в результате получился яркий архитектурный эффект. Кроме того, на интерьер и экстерьер музейного комплекса в дневное и вечернее время будут работать «вживленные» в стекло плазменные электронные панели.
Здание, несмотря на его протяженность, выглядит величественно. Достигается это за счет вертикалей, которые в единстве создают «архитектурный» всплеск символического салюта Победы. «Лучи салюта» в вечернее время авторы решили дополнить настоящими, лазерными лучами, которые станут продолжением лучей архитектурных – уходить в пространство неба, обозначая архитектуру музея в городской среде. Эта композиция будет просматриваться со всех сторон города.
Идея замысла, воплощенная в облике музея, – хрестоматийное прочтение Великой Отечественной войны, отражение мужества армии и народа, выстоявших и победивших. И хотя на первый взгляд при создании архитектурного образа логичнее всего было бы избрать брутально-суровый стиль, авторы сознательно отказались от данного приема. Главенствующей идеей здесь является Победа, и именно ее золото должно «сверкать» на главном фасаде, решили они.
Суровая правда войны отражена в интерьерах и в какой-то степени на тыльной стороне мемориала, который предстает в более монументальных формах, отражающих борьбу и мощь наступления советских войск. Все здешние элементы его обращены в сторону Запада, и в этом также прочитываются определенные ассоциации: именно оттуда пришла война, именно туда мы вынуждены были идти за Победой.
Не менее интересно решен интерьер здания изнутри. Объем помещений и их высота достаточно внушительны – ведь здесь экспонируются самые разные «трофеи», вплоть до самолета, который будет «парить» в пространстве зала.
– Все помещения объединяет один большой зал, который мы назвали «Дорога войны», – поясняет идею архитектурного ансамбля главный архитектор проекта Виктор Крамаренко. – Отсюда мы последовательно заходим в следующие блоки, постепенно поднимаясь по рельефу, потому что «Дорога войны» повторяет отметки рельефа парка. Мы словно двигаемся по парку Победы, заходя в музейные залы и знакомясь с экспозицией.
Заканчивается «Дорога войны» залом Победы, который находится на кровле музея. Кстати, композиция кровли тоже не случайна. Зеленые полосы олицетворяют весеннюю траву, символизируя май, победу, жизнь. Пешеходные «полосы» объединяют главный и обратный фасады. Таким образом, элементы главного фасада переходят на обратный, создавая единую взаимосвязанную композицию, ведь Борьба и Победа – понятия неразделимые.
Зал Победы имеет форму купола. Расположен он на самой верхней отметке, откуда открывается прекрасный вид на парк и панораму города. Внутренняя экспозиция зала будет хорошо просматриваться и снаружи, со стороны города, особенно в вечернее время, когда купол подсвечен. А над ним всегда будет реять белорусский флаг – флаг страны, внесшей значительный вклад в Победу.
В новый музей будет и несколько входов. Главный, рабочий, располагается со стороны парка, и к нему ведет аллея, что очень удобно для всех посетителей, даже с ограниченными возможностями. Второй вход, тоже парадный, – со стороны площади Героев, раскинувшейся возле обелиска «Минск – город-герой». С этой площади можно войти в музей, воспользовавшись панорамным лифтом (особенно удобно это тем, кому трудно передвигаться по лестницам, а среди ветеранов войны таких людей, увы, большинство) и попасть на ту отметку, с которой хочется начать осмотр экспозиции.
Кстати, на площади Героев запроектирован фонтан, который будет производить свой «фейерверк» Победы. Вода – символ жизни – каскадом спускается вниз к главному входу и соединяется со вторым фонтаном, находящимся на нижней отметке. Тем самым площадь продолжит идею общего замысла.
– Основная концепция по интерьерам уже готова, и сейчас к работе будут подключаться скульпторы, художники, сотрудники музея. Но главная задача, стоящая перед нами, – говорит Виктор Крамаренко, – чтобы архитектура стала тоже своего рода экспонатом музея, вызывая у посетителей сильные эмоции, оставляя яркие впечатления.
Строительство мемориала уже началось. А через три года посетители смогут уже побывать в музее, получив к тому же возможность увидеть все его ранее не выставлявшиеся экспонаты.

Андрей РУБИН