Власть и общество

Консолидация журналистов

Почетным гостем юбилейной XV Международной специализированной выставки «СМИ в Беларуси» стала пресса Москвы
Консолидация журналистов
Консолидация журналистов

К номеру:  20 (376)


12 Мая 2011 года

Да и в целом российские СМИ на нынешнем медиафоруме в Минске были представлены как никогда обширно. Со своими изданиями белорусского читателя познакомили Московская, Ульяновская, Калининградская, Брянская, Нижегородская и другие области. Активное участие в выставке приняли СМИ Союзного государства. Всего на юбилейной выставке свои экспозиции представили более 600 участников из 8 стран.

Площадка для медиаобщения

Интерес зарубежных представителей к прессе Беларуси вполне объясним. Иностранцы не раз отмечали высокий уровень белорусской журналистики. Этим, в частности, объясняется то, что очередной медиафорум стран СНГ со школой молодых журналистов в нынешнем году снова пройдет в Беларуси.
– У нас замечательный Институт журналистики, – отметил министр информации Олег Пролесковский. – Когда в прошлом году на его базе проводили школу молодых журналистов СНГ, мэтры российской журналистики просили сделать эту площадку постоянной.
Традиционно журналисты из разных стран собираются на выставке в Беларуси для того, чтобы поделиться своими достижениями в медиасфере, обменяться опытом, поучаствовать в обсуждении проблем, с которыми сталкиваются в своей работе.
«Выставка «СМИ в Беларуси» – действенное средство консолидации профессионального сообщества, пробуждения духа творчества и соревнования. Она способствует обмену интересным опытом и оригинальными идеями», – говорится в приветствии, направленном участникам и гостям медиафорума Президентом Беларуси, которое зачитал первый заместитель главы Администрации Президента Александр Радьков.
Программа выставки оказалась, как всегда, насыщенной. Гостей и участников медиафорума ждали презентации, награждения, интересные встречи, пресс-конференции, «круглые столы» и семинары. В рамках выставки были подведены итоги VII национального конкурса печатных СМИ «Залатая літара». В числе его победителей – и «Народная газета» – офицальный издатель газеты «Союзное вече» в Беларуси, – которая названа лучшим социальным изданием страны.
Как же будет жить печатная журналистика Беларуси в условиях развития глобальной сети Интернет? Пожалуй, именно этот вопрос стал самым обсуждаемым. Министр информации Олег Пролесковский отметил, что белорусская журналистика идет и будет идти по пути, по которому движутся печатные СМИ всего мира.
– Более того, когда в мире тиражи изданий снижаются, нам удалось избежать подобного, – подчеркнул министр. – Разовый тираж только государственных республиканских газет составляет почти один миллион экземпляров. Не уступают им и тиражи районных газет. Причем местные издания пользуются популярностью и активно конкурируют с крупными республиканскими. При этом у каждой из них есть свой сайт, который посещают жители не только Беларуси, но и Канады, Израиля, Германии и других стран.
Представители московских СМИ, которые стали в нынешнем году почетными гостями выставки, приняли участие в обсуждении проблемы распространения средств массовой информации.
– Буквально через двадцать минут после открытия выставки с нашей экспозиции исчезли российские газеты и журналы. Значит, в Беларуси есть на них спрос и нам есть над чем работать, – прокомментировала этот факт заместитель руководителя департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы Юлия Казакова. Кроме того, она призналась, что правительство Москвы участвует в выставке не первый раз и его представителям очень приятно, что они стали почетными гостями именно на юбилейной выставке. На нынешний медиафорум московские гости привезли все ведущие и старейшие московские журналы, газеты, а также книги, которые издаются при поддержке правительства Москвы. Это, к  примеру, книга белорусского писателя Якуба Коласа «Новая земля» на русском языке и совместная российско-белорусская «Энциклопедия Победы».
До 16 и старше
Сотрудничество СМИ Союзного государства в 2011 году значительно расширилось, причем не только в количественном, но и, что более важно, в тематическом и контентном эквиваленте подачи материалов. Забота о детях проходит красной нитью в концепции социального развития Союзного государства.
– Мы с удовлетворением наблюдаем, что в 2011 году информационное сотрудничество в Союзном государстве перешло на качественно новый уровень, – поделилась с гостями тематического «круглого стола» первый заместитель министра информации Беларуси Лилия Ананич. – Однако нельзя забывать главное: сколько бы мы ни писали и ни говорили, сколько бы газет, журналов, телепрограмм ни выпускалось, основу всех взаимоотношений в Союзном государстве необходимо формировать с детства, с тех, кому сейчас 5-10 лет. Необходимо проводить системную работу во всех СМИ Союзного государства, разработать отдельный план мероприятий, согласно которому в этих СМИ могла бы присутствовать детская тематика. Составляя программы на будущие годы, работу с детской аудиторией, детскими СМИ следует планировать отдельно. При работе с читательской или зрительской аудиторией издания не должны забывать про талантливых детей, которые активно участвуют в создании журналистских текстов, ведь именно они составляют «золотой запас» будущих «акул пера». За примерами далеко ходить не нужно. Издательство «Пачатковая школа» выпускает сразу шесть наименований детских журналов под общим брендом «Рюкзачок».
Директор издательства «Пачатковая школа» Наталья Ванина считает, что издатели России и Беларуси призваны сегодня подходить к выпуску литературы для детей и подростков с особой ответственностью. Журналы, газеты, книги для детей и подростков должны нести положительный заряд, способствовать созидательной деятельности и, что самое главное, утверждать высокие моральные и нравственные качества, присущие двум народам. А тематика должна отвечать вызовам времени.
– Очень часто молодежь черпает знания о стандартах жизни и социализации именно из СМИ, в том числе из интернет-изданий, – особо отметила Наталья Ванина. – И именно поэтому сегодня особенно остро встает проблема социальной ответственности детских и молодежных СМИ. – Необходимо настраивать молодежь на позитивное развитие, утверждение гуманистических культурных ценностей, честное освещение проблем и стремление обнаружить корни этих проблем.
Начальник Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Татьяна Ковалева согласна с белорусскими коллегами:
– Дети – активные участники союзной жизни, у них есть интерес и желание общаться со своими сверстниками, а значит, необходимо дать им такую возможность.
До последнего времени практически не было СМИ Союзного государства, ориентированных на детей. В 2010 году был проведен первый информационный проект «Юные журналисты Беларуси и России – о Союзном государстве», осуществленный газетой «Переходный возраст» (Беларусь) и «Мир детей и подростков» (Россия). При поддержке Постоянного Комитета Союзного государства в детских учебных коллективах состоялись информационные акции, творческий конкурс «Письмо другу» и выпущен совместный номер газеты на основе лучших работ школьников двух стран.
В нынешнем году с инициативой нового проекта выступило издательство «Пачатковая школа» (Беларусь). При поддержке Посткома организаторы планируют провести конкурс «Свой мир мы строим вместе!». Интеллектуальное соревнование рассчитано на детей и подростков. Конкурс направлен на общее знание истории, географии, экономики, культуры и литературы Беларуси и России. Предполагается, что одним из основных блоков станет создание совместного проекта учреждений образования, молодежных научных коллективов или общественных организаций двух стран.
Однако главным событием минувшей выставки «СМИ в Беларуси» стала презентация Молодежного портала Союзного государства. На нем ребята двух стран смогут получить самую исчерпывающую информацию об образовании, работе, стажировках и, конечно, найти новых друзей.

Людмила МИНКЕВИЧ,
Екатерина ГАБЫШЕВА