Власть и общество

Мария МАКСАКОВА: Что суждено тебе свыше – обязательно произойдет

Мария МАКСАКОВА:  Что суждено тебе свыше – обязательно произойдет
Мария МАКСАКОВА: Что суждено тебе свыше – обязательно произойдет

К номеру:  50 (405)


03 Ноября 2011 года

Имя лауреата международных конкурсов молодых исполнителей и дипломанта российских музыкальных фестивалей Марии Максаковой, внучки и полной тезки примы Большого театра, народной артистки СССР Марии Петровны Максаковой и дочери актрисы Театра им. Евг. Вахтангова, народной артистки РСФСР Людмилы Максаковой, уже вписано в историю оперного искусства России. Удивительный и тот самый редкий случай, когда природа не «отдыхает» на детях.
Окончив Гнесинскую академию с красным дипломом, Мария в течение десяти лет работала в «Новой Опере» и «Геликон-Опере», была приглашенной солисткой Большого театра.  С 2011 года – солистка оперной труппы Мариинского театра, исполняет партии в операх Моцарта, Пуччини, Рихарда Штрауса. Певица широкого диапазона, обладательница красивейшего, «как у бабушки», меццо-сопрано, Максакова составляет свой репертуар из оперных партий классиков и современных композиторов. Певица выступала на сценах многих театров России, Италии, Японии, Норвегии и Испании. В ее репертуаре также романсы и песни Шумана, Шуберта, Брамса, Рихарда Штрауса, Дебюсси, Рахманинова, Чайковского. Одну из программ – «Круг песен» Шумана – вместе с пианистом Важей Чачава певица исполнила на сцене Московской консерватории. Любопытно, что Людмила Максакова только после партии молодой Екатерины II в опере Давида Тухманова «Царица» признала в дочери продолжательницу традиции.
Мария Максакова снимается в кино, ведет телепередачу «Романтика романса». На декабрьских выборах будет представительствовать в качестве кандидата в депутаты Госдумы РФ от Астраханской области.

– Мария, согласитесь, не так много примеров успешного проявления артистов в политике, скорее – наоборот. Что привлекло вас в этой сфере жизни, почему вы согласились участвовать в выборах? Есть ли у вас собственная программа действий? В каких акциях партии вы уже участвовали, чем озабочены сейчас?
– Не соглашусь с вами, можно привести множество сверхудачных примеров политической карьеры артистов, один из самых наглядных – Арнольд Шварценеггер. В России могу выделить замечательного оперного певца, советника Президента РФ Юрия Лаптева, народного артиста СССР Иосифа  Кобзона. Главное – это цели и задачи, которые ставит перед собой любой человек, начинающий заниматься политикой, вне зависимости от профессии, которой он занимается.
– Вы представляете в искусстве России замечательную артистическую династию Максаковых. Интересно, как осознавалась вами эта ответственность – должна нести дальше по жизни знамя семьи? Что испытываете вы, когда слушаете пение бабушки? Пишут, что у вас и ноты, звучащие одинаково, есть.
– Это не просто генетика, это скорее то, что называется преемственностью поколений, передачей дара по наследству. Я действительно стремилась к определенному сходству с голосом бабушки, но стремилась подсознательно. Я очень много слушала бабушку, и в детстве, и по сей день часто возвращаюсь к ее легендарным пленкам. Считаю ее записи эталонными. Очень горжусь, что я абсолютная тезка бабушки – она была великим музыкантом и удивительным человеком. И я ощущаю, что она действительно передала мне свое наследие.
– Расскажите, пожалуйста, о деятельности Фонда Марии Максаковой в Астрахани.
– Наш фонд действует на территории Астраханской области около двух лет. Без поддержки губернатора Астраханской области Александра Жилкина мы не смогли бы так широко развернуться, как это есть на сегодняшний день. То, что Александр Александрович поверил в мой фонд и в меня лично, и означает, что меня воспринимают как хранительницу наследия, доставшегося мне от моей великой бабушки. Это как раз в дополнение к вашему предыдущему вопросу. Ведь Мария Петровна Максакова родом из Астрахани и, несмотря на то что была прославленной солисткой Большого театра и переехала жить в Москву, до конца жизни помогала астраханцам. Один из главных примеров ее служения родному краю – открытие Астраханской консерватории, причем именно в Астрахани, а не в Волгограде, где ее активно собирались строить!
Бабушка делала все это абсолютно бескорыстно, и все знали, что она не пропустит ни одного письма, поможет всем. И делала она это по зову своего сердца, а вовсе не для проформы, поскольку была беспартийной и негативно относилась к советской идеологии. Как, впрочем, и вся наша семья относится к этому. Поэтому мне особенно обидно, когда начинают сравнивать общественную и партийную жизнь современной России с советским строем и советской идеологией. Это совсем неверно. Хочу сказать, что моя семья крайне положительно отреагировала на мое вступление в парию «Единая Россия». Демократические преобразования в России очевидны. Можно ощутить полярную разницу по сравнению с прошлыми временами.
Возвращаясь к разговору о Фонде Марии Максаковой, скажу, что меня очень поддержали в Астраханской области. Через наш фонд прошли тысячи детей. Созданы уникальные индивидуальные программы. Назову для примера  двоих – пианист-виртуоз Иван Горбунов и потрясающий юный вокалист  Константин Скляров, который, как только начинает петь, сразу же становится любимцем публики. Недавно он приезжал в Москву для  участия в  съемках программы «Прямой эфир», которая была посвящена юбилею Робертино Лоретти. Произвел огромное впечатление и на маэстро, и на зрителей студии. Это был настоящий фурор! Поэтому наш фонд – это еще и  карьерный лифт для астраханских детей. Основа нашей деятельности – личный поиск талантливых детей, настоящих самородков, мы стараемся все сделать для того, чтобы они не остались незамеченными. На недавней встрече с Президентом России Дмитрием Медведевым я предложила создать единую базу данных по одаренным детям России, создаваться эта база, конечно, будет и при моем личном участии. Для меня это – важнейшая задача. Причем базу эту сделаем по-настоящему доступной для людей – я сторонница дебюрократизации.
– Хотелось бы знать ваше отношение к тому, как поставлено музыкальное воспитание в стране. Что, по-вашему, нужно срочно менять в России?
– Почти у каждого серьезного музыканта у нас в стране в дипломе указан вовсе не тот педагог, который непосредственно учил его и раскрывал талант.
Кроме того, существует огромная проблема по подбору преподавателей, в первую очередь я говорю о детских музыкальных учреждениях. Самое ужасное – это тупой «надой» бездарных преподавателей, которые не в состоянии раскрыть истинный талант ребенка, а порой могут даже загубить его. Часто бывает, что ребенок учится у одного педагога – совсем неизвестного, но тем не менее именно этот педагог и раскрывает его талант,  а лавры – только из-за регалий и званий – достаются неизвестно кому.
– Находясь в поре ученичества, вы работали в самых модных театрах России – «Новой опере» и «Геликон-Опере», поете на сцене Большого театра и Мариинки – могли бы определить, что постигали и постигаете конкретно на сценах каждого из этих уникальных театров?
– Во главе любого творческого коллектива должна стоять личность, образующая единое музыкальное пространство. Первым учителем для меня был Евгений  Колобов – великий дирижер, основатель «Новой оперы». То, что я попала в этот театр, было чрезвычайно важно для моего творческого становления. После этого был Дмитрий  Бертман и театр «Геликон-Опера», в котором я узнала, что такое музыкальный ТЕАТР, по-настоящему познала все сложности и тонкости актерского мастерства. А самое главное, поняла, что петь в опере вовсе не значит – просто стоять на месте и петь. И, конечно же, каждый выход на сцену Мариинского театра под руководством  гениального Валерия Гергиева – для меня настоящий праздник. Работая в этом театре, ощущаю очень большую ответственность. А в Большом театре особо долго не задержалась из-за бесконечной смены творческого руководства, это не давало мне как артистке никакой перспективы.
– Заканчивается перекрестный Год культуры России и Италии, каков был ваш вклад в него? И вообще страна belcanto и само это понятие как присутствовали в вашей творческой судьбе?
– Для меня было огромной честью принять участие в «Русском вечере», который состоялся в конце сентября в Милане под патронатом супруги Президента России Светланы Медведевой. Отдельно хочу поблагодарить Фонд социально-культурных инициатив и лично Татьяну Шумову за прекрасную организацию вечера. В рамках этого мероприятия состоялся благотворительный аукцион, все полученные средства были направлены в один из детских домов Санкт-Петербурга. Что касается Италии и belcanto, то  взаимоотношения были самые разнообразные. Среди важных событий отмечу мастер-классы у знаменитой оперной певицы XX века Кати Ричарелли. Это было очень тяжело. Настоящее испытание. Ричарелли устраивала настоящий экзамен-пытку, буквально уничтожала по дороге начинающих певцов, была предельно жесткой, даже жестокой. Это было бельканто сквозь слезы!
Тем не менее меня трудно довести до слез, и я дошла до конца и спела на сцене Пармского оперного театра в финале мастер-классов. А из некоторых к завершению всего курса получалась пармская ветчина… (смеется).
– Вы как-то обмолвились, что Розина из «Севильского цирюльника» –  ваша любимая партия и что время это вам очень нравится. Могли бы пояснить – чем? А также описать Розину словами – какова она в вашем восприятии? Мечтаете ли о какой-то труднодоступной партии? И правда ли, что вы совершенно не умеете и не хотите «бороться» за роли? Принято считать, что актриса должна уметь это делать.
– Первая половина XIX века – истинно золотой период гармонии. Такие композиторы, как Россини, Беллини, Доницетти и позже Верди, были настоящими кумирами Италии и всего мира. Россини при этом был  крупнейшим кулинаром. Была даже издана кулинарная книга Джоаккино Россини. В этом проявляется  разностороннее  развитие личности. И это закономерно – после средневековья люди почувствовали себя свободными – мы видим настоящий расцвет в живописи, музыке, архитектуре, в том числе в кулинарии, не говоря уже о моде и ювелирном искусстве!
Розина в «Севильском цирюльнике» Россини – это яркий образ той эпохи. Она умная, хитрая, кокетливая, но тем не менее очень добрая. Мне всегда интересна эта роль не только вокально, но и психологически. Если говорить о трудной партии, которую я бы хотела в будущем спеть, то это принцесса Эболи в опере Верди «Дон Карлос». Партия красивая и очень мощная, может получиться большая серьезная роль.  
Я открыта всему новому, мне интересно пробовать новые партии и роли. Более того, я считаю нормальным и даже полезным проявление здоровой творческой конкуренции. Что же касается «подковерной» борьбы и интриг, то это относится к той категории поступков, которые я никогда не буду совершать – ни при каких обстоятельствах. Кстати, как показывает жизнь – то, что тебе суждено сделать свыше, действительно произойдет и, как правило, тебе же во благо. С оперными партиями у меня это происходит снова и снова.
– Какими вы хотите видеть своих детей? Чему прежде всего их учите? Будете ли, подобно вашим родителям, учить их юриспруденции?
– Я очень благодарна своему папе за то, что он отдал меня в Юридическую академию и категорически не помогал мне учиться. Родители даже не знали, где территориально находится академия. В результате я не утонула и стала почетным выпускником Юридической академии. Теперь это дает мне возможность выйти за рамки моих будней, невероятно расширило мой кругозор и очень помогает в моей общественной деятельности. Что же касается моих детей, мне больше всего хочется, чтобы они сами проживали свою жизнь, чтобы самостоятельно познавали ее и учились быть независимыми. Это необходимо, чтобы маленький человек стал  индивидуальностью.
Как только я чувствую, что у моих детей появляется собственная ответственность, я счастлива! Как только я вижу, что они смогли расширить горизонт своей ответственности  – это и есть движение вперед. Но при этом необходима серьезная образовательная база. Про это родителям нельзя забывать. Даже Моцарт не хотел сидеть за роялем.
– Не секрет, что на любого человека, идущего в политику, могут выложить компромат. Как комментируете негатив, направленный против вас в Интернете?
– Я уже дала исчерпывающий комментарий по этому поводу на официальном сайте партии «Единая Россия». Добавлю одно – существует поговорка «Собака лает, ветер носит». Но многие забывают последнюю строчку: «А караван идет»! А когда критикуют мое творчество, всегда отвечаю: «Я не североамериканский доллар, чтобы всем нравиться».

Беседовала Нина КАТАЕВА