Власть и общество

Союзные программы на благо человека

Союзные программы на благо человека
Союзные программы на благо человека

К номеру:  12 (426)


27 Марта 2012 года

Об обеспечении равных прав граждан России и Беларуси, о решении актуальных и проблемных вопросов в области охраны здоровья и создания общей системы оказания медицинской помощи населению, о молодежной политике и других актуальных проблемах Союзного государства газете «Союзное вече» рассказывает член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Олег ВЕЛИЧКО.

– Союзные программы в основном касаются проблем экономики, науки, обороны и в то же время мало затрагивают социальную сферу. Что делают парламентарии, чтобы исправить такое положение вещей? Какие программы, например, нужны в здравоохранении?
– Безусловно, одним из важнейших направлений функционирования Союзного государства является обеспечение интеграции систем здравоохранения Республики Беларусь и Российской Федерации, а инструментом государственной поддержки, который мы стремимся использовать максимально эффективно для решения наиболее значимых проблем в сфере здравоохранения, являются программы Союзного государства. В настоящее время Министерством здравоохранения Республики Беларусь разрабатываются проекты концепций таких программ Союзного государства, как «Детская онкология и гематология» на 2012-2014 годы, «Химическая продукция и здоровье человека» на 2013-2015 годы, «Борьба с туберкулезом» на 2013-2015 годы, а также проект Концепции Программы Союзного государства по борьбе с инсультом на 2013-2017 годы. Все эти программы направлены не только на обеспечение социально-экономической интеграции двух стран, но и на решение актуальных и проблемных вопросов в области охраны здоровья и создания общей системы оказания медицинской помощи населению.
– В прошлом году интеграция государств на постсоветском пространстве заметно активизировалась – создается ЕЭП, работает Таможенный союз, заявлено о намерениях сформировать Евразийский союз государств. Как в этих новых интеграционных объединениях может быть использован опыт работы союзных структур в социальной сфере?
– Действительно, 2011 год вошел в историю как новый шаг на пути интеграции и создания на постсоветском пространстве условий для преодоления негативных последствий, связанных с распадом Советского Союза 20 лет назад. Реальностью стал Таможенный союз и ЕЭП, а в перспективе возможно и создание Евразийского экономического союза.
При этом то, что опробовано в формате Союзного государства, успешно применяется в рамках новых интеграционных объединений. Потому что сегодня Союзное государство – самое продвинутое в вопросах интеграции, отличающееся от других интеграционных образований на постсоветском пространстве уже построенной в его рамках единой системой социальных гарантий для граждан Беларуси и России.
– Насколько на сегодня обеспечиваются равные права граждан России и Беларуси в социальной сфере в рамках Союзного государства?
– На всех этапах развития российско-белорусской интеграции обеспечению равенства прав граждан уделялось и уделяется особое внимание. Сегодня граждане Союзного государства свободно пересекают внутреннюю границу без виз, миграционных карт, пограничного и таможенного досмотра. Решается вопрос о поступлении в учебные заведения и признании документов об образовании. Значительно упрощен в наших странах порядок устройства граждан на работу. Порядок назначения пенсий и других социальных пособий находится в стадии решения. Достигнуты определенные успехи в обеспечении равных прав граждан на оказание медицинской помощи.
В то же время в соответствии с национальными законодательными актами граждане Беларуси на территории России, так же как и граждане России на территории Беларуси, пока обладают статусом иностранных граждан, из-за чего налагается ряд ограничений на осуществление ими некоторых прав и свобод. И это та проблема, которую нужно решать в ближайшее время.
– Какой полезный опыт Республики Беларусь может быть использован в Союзном государстве в области демографической политики, охраны материнства и детства, молодежной политики, физической культуры и спорта?
– К сожалению, в Республике Беларусь, как и в Российской Федерации, в области демографического развития сохраняется ряд проблем, требующих решения: низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста, рост незарегистрированных браков, увеличение доли детей, рожденных вне брака или оставшихся без попечения родителей, рост числа разводов, увеличение числа неполных семей.
Для решения этих проблем в Беларуси сформирована система правовых гарантий и социальных льгот семьям, воспитывающим детей, которая является одной из наиболее стабильных среди стран СНГ.
В рамках данной системы реализуются такие масштабные социальные программы, как оказание государством финансовой помощи многодетным и молодым семьям при строительстве жилья, развитие системы бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни и лекарственными средствами детей первых трех лет жизни, предоставление льгот в системе образования, оказание государственной адресной социальной помощи.
Свидетельством постоянной заботы государства о материальном благополучии семьи служит выплата единовременных и ежемесячных государственных пособий семьям, воспитывающим детей, их систематическая корректировка в сторону увеличения.
Пристальное внимание государство уделяло и уделяет защите прав женщин, воспитывающих детей, при регулировании их трудовых отношений с работодателем, при выходе на пенсию.
Одним из существенных направлений государственной политики в сфере обеспечения демографической безопасности является также финансовая помощь государства многодетным семьям в погашении задолженности по льготным кредитам на строительство (реконструкцию), приобретение жилья.
Наряду с этим в стране придается огромное значение пропаганде здорового образа жизни и развитию физической культуры и спорта. Республика располагает широкой сетью современных и доступных для населения физкультурно-спортивных сооружений, которая постоянно обновляется. Идет реализация проекта по строительству дворцов спорта в каждом из 13 городов с населением более 100 000 человек. Результат – не только успехи белорусских спортсменов на международной арене, главное, что за десять лет количество людей, занимающихся физкультурой, увеличилось почти втрое – до 1,5 млн человек.
Если говорить о государственной молодежной политике, то хотелось бы выделить одно из существенных ее направлений – поддержку талантливой и одаренной молодежи. Сформирована целостная система выявления и развития творческого потенциала таких молодых граждан в Республике Беларусь на всех уровнях ее обучения.
Созданы специальные фонды по поддержке талантливой, одаренной молодежи, положения о которых утверждены указами Президента Республики Беларусь, учреждены стипендии Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым. Думаю, что этот полезный белорусский опыт может быть использован и Союзным государством.
– В рамках Союзного государства работает ряд крупных молодежных проектов – Спартакиада молодежи Союзного государства, проводится несколько молодежных фестивалей, организуется отдых детей и подростков в оздоровительных лагерях и санаториях Беларуси и России. И тем не менее, что еще необходимо сделать в рамках Союзного государства в сфере молодежной политики?
– Для приобщения молодых граждан к общественно-политической, социально-экономической и парламентской деятельности, формирования в молодежной среде правовой и политической культуры, привлечения научного и творческого потенциала молодежи к формированию региональной молодежной политики необходимо развивать институт молодежного парламентаризма.
Сейчас прорабатывается вопрос о создании Совета по делам молодежи при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, который будет содействовать союзному парламенту в создании правовых, экономических условий и гарантий для самореализации личности молодого гражданина, развития молодежных объединений, движений и инициатив.
Еще одним важным моментом является необходимость более активного и системного сотрудничества между молодежными организациями двух стран. В качестве примера такого сотрудничества хочу привести соглашение между общественным объединением «Белорусский республиканский союз молодежи» и молодежным общероссийским общественным движением «Российские студенческие отряды», предметом которого является совместная деятельность сторон по обеспечению участия белорусских ССО в строительстве олимпийских объектов Сочи.
В последнее время много говорится и пишется о таких явлениях в молодежной среде, как бездуховность, потребительское отношение к жизни, безразличное и отрицательное отношение к труду, пьянство, наркомания. В связи с этим нельзя не вспомнить и о вопросах патриотического, нравственного воспитания молодежи. Здесь весьма ценен опыт Российской Федерации по созданию сети кадетских корпусов, кадетских классов, продолжающих богатые традиции военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи. В Беларуси во всех регионах также планируется открыть кадетские училища. Сегодня такие училища уже функционируют в Минске и Бресте.
– Какие шаги нужно предпринять, чтобы здоровый образ жизни стал образом жизни большинства людей в наших странах?
– Специалисты констатируют, что в последние годы прогрессируют социально зависимые дефекты здоровья населения (социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания и другие факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний). Не теряет актуальности и проблема пьянства и алкоголизма, распространения табакокурения, особенно среди молодежи.
В сложившейся ситуации недостаточно ограничиваться декларированием важности здорового образа жизни, необходимо создать условия для его реализации. В этой связи разработаны Концепция реализации государственной политики формирования здорового образа жизни населения Республики Беларусь на период до 2020 года и Концепция реализации государственной политики противодействия потреблению табака на 2012-2015 годы.
Очередным шагом на пути по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма в молодежной среде является обсуждаемый в настоящее время как в Беларуси, так и в России вопрос об установлении запрета на продажу алкогольных напитков лицам моложе 21 года.
Постоянного внимания парламентариев также требуют проблемы формирования здорового образа жизни и ответственности граждан за свое здоровье, их престижности, осознания ценности здоровья как фактора жизнестойкости и активного долголетия. Назрела необходимость подготовки проекта концепции программы Союзного государства, а также соответствующих законопроектов по данной проблематике.