Власть и общество

Миграция в рамках закона

Миграция в рамках закона
Миграция в рамках закона

К номеру:  12 (426)


27 Марта 2012 года

Заместитель директора Федеральной миграционной службы России Сергей КАЛЮЖНЫЙ:

– Важным шагом в развитии российско-белорусских отношений стали подписание и ратификация в 2009 году Соглашения об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства. Подписание указанного соглашения позволило белорусским гражданам свободно въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом, передвигаться и выбирать место жительства на территории Российской Федерации по действительным документам без миграционной карты.
Наиболее значимыми преференциями соглашения являются право граждан Республики Беларусь пребывать на территории Российской Федерации без постановки на учет в компетентных органах в течение 30 суток и получать вид на жительство без учета срока временного пребывания и получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
Кроме того, соглашением установлена дополнительная преференция для несовершеннолетних граждан России в возрасте до 14 лет – это право на въезд, выезд, транзитный проезд, передвижение и пребывание на территории Республики Беларусь по свидетельству о рождении.
ФМС России на регулярной основе осуществляет мониторинг исполнения указанного соглашения.
Так, со дня его вступления в силу (3 февраля 2009 года) и по состоянию на 31 декабря 2011 года в Российской Федерации поставлено на учет по месту пребывания 518 668 граждан Республики Беларусь. Тех же, кто въезжает в Россию на короткий период, значительно больше, их учет мы не ведем. При этом имеющиеся данные о регистрации свидетельствуют о том, что граждане Республики Беларусь активно пользуются правом свободы передвижения по всей территории России, их пребывание отмечено практически во всех субъектах Российской Федерации, даже в дальних регионах, таких как Чукотский автономный округ.
Количество отказов в оформлении документов для временного или постоянного проживания невелико и связано в основном с наличием у заявителей судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, непредставлением необходимых медицинских документов или же в связи с сообщением о себе заведомо ложных сведений.
В настоящее время с учетом практики реализации Соглашения ФМС России рассматривается подготовленный белорусской стороной проект Протокола о внесении в него изменений (в части установления срока рассмотрения заявления о выдаче вида на жительство, порядка въезда граждан Союзного государства по документам, срок действия которых истек, а также выезда в третьи государства несовершеннолетних детей).
Кроме того, в рамках формирования Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана 19 ноября 2010 года подписано Соглашение о правовом статусе трудящихся – мигрантов и членов их семей. Соглашение было ратифицировано и вступило в силу с 1 января 2012 года.
Закрепленные в нем преференции для трудящихся-мигрантов фактически уже действовали в отношении граждан Республики Беларусь в рамках Союзного государства и в указанном соглашении нашли лишь свое правовое закрепление.
Важное место в интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь занимает Межгосударственная межведомственная рабочая группа по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики (далее – ММРГ), которая в настоящее время выполняет функции консолидирующего органа в вопросах совершенствования миграционной политики, противодействия незаконной миграции, решения вопросов информационного обмена.
В февраля 2011 года на десятом заседании ММРГ был рассмотрен проект Концепции программы Союзного государства «Создание единого миграционного пространства на территориях государств – участников Договора на период 2013-2015 годов», представленный белорусской стороной, а также ряд проектов международных договоров. По проекту концепции программы нами был высказан ряд замечаний и предложений, требующих дополнительной проработки.
По итогам совещания у Государственного секретаря Союзного государства Григория Рапоты, состоявшегося 21 февраля 2012 года, МВД Республики Беларусь и ФМС России предложено в возможно короткие сроки завершить подготовку вышеуказанного документа.
Следует отметить, что в настоящее время совместно с белорусскими и казахскими коллегами мы изучаем также пути формирования в рамках Таможенного союза единого миграционного пространства. В качестве варианта решения первого этапа этой задачи рассматривается накопленный положительный опыт реализации Соглашения о равных правах граждан Союзного государства. В первую очередь речь идет об отказе заполнения миграционных карт при пересечении границ государств Таможенного союза их гражданами, введении единого образца миграционной карты для граждан третьих государств.  
Важным аспектом сотрудничества также является реализация на практике положений соглашений между ФМС России и МВД Республики Беларусь о  взаимодействии компетентных органов в области борьбы с незаконной миграцией, подписанных и вступивших в силу 5 декабря 2008 года.
На вышеупомянутом заседании ММРГ была рассмотрена информация о  результатах проведения совместных оперативно-профилактических мероприятий по противодействию незаконной миграции иностранных граждан через территорию Союзного государства, проводимых в приграничных районах силами УВД Витебского, Гомельского и Могилевского облисполкомов совместно с УФМС России по Брянской, Псковской и Смоленской областям. Накоплен уже положительный опыт взаимодействия, в то же время эта работа требует своего дальнейшего совершенствования.
Конечно, сотрудничество с Республикой Беларусь на миграционном направлении не ограничивается двусторонним форматом.
Наши государства тесно взаимодействуют и в рамках деятельности Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ, Координационного совета руководителей компетентных органов государств – членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией, Совместной комиссии государств – участников Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 год, Совета по миграционной политике при Интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества.
Хотел бы отметить высокий уровень организации работы ФМС России и МВД Республики Беларусь по решению вопросов обеспечения равных прав граждан Союзного государства, по выработке единой миграционной политики и противодействию незаконной миграции и поблагодарить коллег за плодотворное сотрудничество.