Власть и общество

Решить вопросы повседневной жизни

К номеру:  12 (426)


27 Марта 2012 года

Семинар, который провели парламентарии России и Беларуси, еще раз акцентировал внимание исполнительной и законодательной власти на тех проблемных социальных вопросах, которые возникают на практике.
Так, в соответствии с законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» временно проживающие либо временно пребывающие в Республике Беларусь граждане России, работающие в Республике Беларусь, при уплате ими взносов на государственное социальное страхование имеют право на соответствующие выплаты, в том числе на пособие по временной нетрудоспособности, пособие по материнству.
Зато пребывающие и работающие в России граждане Республики Беларусь не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В отношении указанных граждан такой возможности федеральный закон не содержит.
Заместитель начальника управления социального законодательства Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Вера Чаушник подчеркнула, что аналогичная ситуация в отношении временно пребывающих в России граждан Республики Беларусь складывалась до 1 января 2012 года в области обязательного пенсионного страхования. С принятием федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» данная проблема была решена.
Сегодня в соответствии с указанным законом, временно пребывающие на территории России иностранные граждане или лица без гражданства, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, считаются застрахованными лицами для целей обязательного пенсионного страхования.
В целях обеспечения равных прав граждан в данной сфере участники семинара предложили рассмотреть возможность распространения законодательства России о социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на граждан Беларуси, временно пребывающих и работающих в России.

К единому
миграционному
пространству

В ходе заседания участники семинара обсуждали вопросы миграционной политики.
Как отметил первый заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь Игорь Игнатович, эта тематика является одной из самых сложных в интеграционных процессах. По его словам, с трудностями и сложностями на пути создания единого миграционного пространства сталкиваются не только Россия и Беларусь. «Везде, где стоит задача интеграции (Евросоюз, британское Содружество и др.), возникают те же или подобные проблемы, над решением которых работают и политики, и чиновники, и ученые.
Поэтому, по его мнению, необходимо сближение систем государственного регулирования миграционных процессов. Такое сближение уже осуществляется через поэтапную унификацию национальных законодательств. Правовую основу формирования единого миграционного пространства Союзного государства в настоящее время составляют, с одной стороны, международные договоры Беларуси и России и, с другой стороны, нормативно-правовые акты Союзного государства.
Кроме того, для обеспечения безопасности двух государств принимаются единые скоординированные меры ФМС России и МВД Беларуси по борьбе с нелегальной миграцией. Взаимодействие осуществляется в рамках приграничного сотрудничества, проведения межведомственных оперативно-профилактических и специальных мероприятий по выявлению иностранцев.
Сегодня, по его словам, подготовка документов, а также решение вопросов в области регулирования миграционных процессов на территории Союзного государства осуществляются в рамках работы Межгосударственной межведомственной рабочей группы (ММРГ) по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики.
В настоящее время ММРГ разрабатывает проект Концепции программы Союзного государства по формированию единого миграционного пространства.

Равные права
на медпомощь

Заместитель начальника управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Беларусь Татьяна Мигаль подняла проблему повышения качества и совершенствования систем здравоохранения двух стран в рамках единого пространства.
По ее словам, необходимо продолжить объединение потенциалов Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства здравоохранения и соцразвития России.
Сегодня системы здравоохранения наших стран сотрудничают по двум глобальным направлениям: осуществление демографической политики и политики в области здравоохранения.
Важнейшим достижением сотрудничества стало предоставление равных прав гражданам двух государств в оказании медицинской помощи. Напомним, что в 2008 году вступило в силу Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения России и гражданам Российской Федерации – в учреждениях здравоохранения Беларуси.
Мигаль подчеркнула, что медицинская помощь гражданам России на территории Беларуси оказывается в полном объеме. Так, за период с 2008 по 2011 год белорусскими медиками была оказана стационарная помощь 35 377 гражданам Российской Федерации. За 4 года в 1,5 раза увеличилось количество пациентов, обратившихся в экстренном порядке за медицинской помощью в стационары и амбулаторно-поликлинические организации Республики Беларусь. Только в 2011 году скорая медицинская помощь была оказана 6 тысячам российских граждан.
В конце выступления Мигаль отметила, что работа по гармонизации законодательства наших государств будет продолжена в рамках выполнения Концепции социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы, Таможенного союза и ЕврАзЭС.

Пенсия из России

Вопрос пенсионного обеспечения стал предметом самых жарких дискуссий в первый день семинара – правоприменительная практика то и дело «спотыкается» о несоответствия национальных законодательств. Начальник отдела пенсионного законодательства главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь Елена Гоморова рассказала, что до 29 марта 2007 года вопросы пенсионного обеспечения граждан в случае их переселения в рамках Союзного государства регулировались Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ. Данное соглашение основано на принципе территориальности, когда пенсия назначается на территории государства, где проживает гражданин. Но на практике возникли проблемы, обусловленные расхождениями в нормах национальных законодательств.
Чтобы устранить имеющиеся коллизии, в 2006 году был подписан договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. В соответствии с документом граждане имеют право выбора получать пенсию в размере, пропорциональном объему прав, сформированных на территории каждого государства после 13 марта 1992 года.
Сегодня в Беларуси российскую пенсию (в полном объеме или частично) получают более 9,8 тысячи пенсионеров, а в России белорусскую пенсию – 340 пенсионеров.

Малообеспеченным –
помогут

Заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Минского областного исполнительного комитета Татьяна Доморацкая поделилась опытом социального обслуживания населения в Беларуси. По ее словам, в последнее время увеличивается численность инвалидов пожилого возраста, одиноких длительно болеющих людей, пожилых людей в сельской местности. Поэтому спрос на социальные услуги растет, меняется также сама структура спроса.
Постоянно ведется поиск новых технологий социальной работы. Для совместного проживания одиноких пожилых граждан в Беларуси в зимнее время работают «Дома сезонного проживания». Организуются «гостевые семьи» для людей пожилого возраста и инвалидов.
Во всех регионах созданы попечительские советы территориальных центров.
Для тех, кто в силу сложившихся обстоятельств остался один и не может обслуживать себя самостоятельно, функционируют стационарные учреждения социального обслуживания. Все расходы по проживанию в таких учреждениях несет государство. Для тех же, у кого есть трудоспособные дети, которые по ряду причин не могут ухаживать за своими родителями, проживание платное.
Как одно из нововведений в системе стационарных учреждений – возможность предоставления кратковременной передышки (до 1 месяца) гражданам, осуществляющим уход за инвалидами, пожилыми гражданами, утратившими двигательную активность. На этот срок заботу о нуждающихся в уходе возьмут стационарные учреждения. Кроме того, комплексной программой развития социального обслуживания запланировано создание нового типа стационарного учреждения – дома-интерната малой вместимости и повышенной комфортности, где услуги гражданам предполагается предоставлять на договорной платной основе.
Важным шагом стало введение с 2001 года в Беларуси системы государственной адресной социальной помощи для поддержки малообеспеченных граждан и семей.
В 2006 году был принят Декрет Президента, в соответствии с которым нерадивые мамы и папы, лишенные родительских прав, практически в принудительном порядке стали трудоустраиваться и возмещать государству расходы, связанные с содержанием их детей в детских домах, домах-интернатах. По словам Доморацкой, очень не просто шла и идет работа по привлечению таких родителей к труду, но результаты уже есть. Так, за период действия декрета привлекли к труду 31,8 тысячи человек, которые выплатили на содержание своих детей более 230,0 млрд белорусских рублей. И самое важное, что за это время около 2 тысяч детей вернулись в свои семьи.