Власть и общество

«ОСАГО дамское» – миф или реальность?

Стоит ли России перенять европейскую практику скидок на автострахование для женщин?

К номеру:  16 (430)


12 Апреля 2012 года

Страховщики начали обсуждать гендерные особенности автострахования. Так, возможно, ОСАГО станет дешевле для женщин с 2014-2015 годов. Подобные подходы не новость – 87% страховых компаний Европы уже дают женщинам скидки при покупке полиса автострахования. Основания достаточно серьезные.

Статистика давно подтверждает, что женщины более внимательные, ответственные и осторожные водители, нежели мужчины. Введение пониженного законодательного поправочного коэффициента ОСАГО для женщин становится все более актуально. В России 20% женщин являются автомобилистами, и число их с каждым годом неуклонно растет. Они же составляют 66% выпускников автошкол за последние два года. Ежегодно выпускается около 1,1 млн новых водителей, как мужчин, так и женщин.
Европа давно стала доверять женщинам больше, чем мужчинам, и предоставила ценовые льготы слабому полу. Теперь очередь России вносить изменения.
Евгений Дубенский, президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада, отмечает, что к 2014-2015 годам изменения в законодательстве об ОСАГО позволят страховщикам установить различную стоимость полисов для мужчин и женщин: «Через 2-3 года будет получен минимальный тариф по ОСАГО, а сколько добавлять сверху, компания будет решать сама. То есть тарифы будут регулироваться рынком. Тогда ОСАГО, как самый массовый вид обязательного страхования, будет учитывать фактор женской езды на дорогах. Вероятно, для женщин тариф останется минимальным, без добавочных коэффициентов, поскольку женщины водят аккуратнее и убытки от них гораздо ниже».
Егор Шадурский, руководитель Комиссии по страхованию общероссийской общественной организации «Деловая Россия» по Санкт-Петербургу, отмечает: «По статистике ГИБДД, каждый год в России происходит порядка 200 000 аварий. Из них только 30 000 – по вине женщин, то есть всего 15%. Поэтому вполне есть основание, чтобы стоимость ОСАГО для женщин была ниже».
Кроме базового поправочного коэффициента (который зависит от модели машины) сегодня существуют всего два решающих фактора. Это возраст, стаж, а также их комбинация. В рамках закона об обязательном страховании не предусмотрено особых подходов к женщинам –  владельцам транспортных средств, чья ответственность должна быть застрахована. «Вероятно, это упущение законодателей», – считает Юрий Бугаев, председатель совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров.
Семейным парам, вписанным в один полис ОСАГО, скидку за женщину не дадут. Хотя есть и такое мнение, что только мужские и только женские полисы выдают редко. «По ОСАГО нецелесообразно разделять тарифы на мужские и женские, так как в полис обычно вписаны несколько человек – это и мужчины, и женщины», – комментирует Ирэна Анискевич, независимый эксперт-аналитик и страховой консультант. А если в полис вписываются 2 человека, например семейная пара, участники которой имеют разный опыт и квалификацию, то цена в любом случае выставляется по наиболее аварийно-опасному водителю.
Диана Погодина, начальник отдела автострахования петербургского филиала СК «Мастер-Гарант», отмечает: «Женщины, становясь матерями, меняют стиль вождения на более аккуратный, у них включается инстинкт самосохранения и защиты ребенка. Такой категории женщин можно давать скидку на ОСАГО».
С одной стороны, природная осторожность женщины положительно влияет на манеру вождения. С другой – у женщин существуют факторы заниженной самооценки и самокритичность, которые являются источниками ошибок на дороге. Прекрасный пол в большей степени, чем мужчины, подвержен стрессу. Женщины остро и болезненно реагируют на конфликты в семье и на работе и длительное время могут пребывать в таком состоянии. Этот факт негативным образом может сказаться на реакции женщины за рулем.
Юлия Красикова, руководитель «Психологического проектного бюро», эксперт в области мужской и женской психологии: «В Японии проводились исследования на тему предрасположенности мужчин к рутинной работе. Выяснилось, что женщина гораздо проще относится к монотонной деятельности. При вождении стояние в пробках и необходимость постоянной сосредоточенности на дороге легче переносить женщинам. В Германии проводили исследования и выяснили, что женщины, когда рядом с ними находится мужчина, еще более аккуратно ведут машину. Это следствие социальных стереотипов мужчин по поводу женщин за рулем. Женщины сильно переживают во время парковки и при вождении в целом именно из-за этого. Повышенная инстинктивная тревожность женщин вызывает много именно мелких аварий, безопасных для жизни, при которых лишь слегка повреждается кузов машины».
В Европе ряд страховых компаний тестируют потенциального клиента перед продажей полиса автострахования, проверяя уровень водительской квалификации, после чего могут назначаться скидки или выставлены заградительные тарифы, а возможно, и вовсе произведен отказ в возможности страховаться. В России практики тестирования перед продажей полиса нет, хотя есть специализированные институты оценки водительского мастерства и его влияния на аварийность. Однако результаты тестирования используются лишь для разработки и корректировки программ автошкол. Страховщики считают, что пришло время вводить данные формы тестов и для коррекции страховых тарифов.

Борис ПРИМОЧКИН