Власть и общество

100 фильмов для школьника


Текст:  Мария ДАРМАНСКАЯ

К номеру:  4 (477)


07 Февраля 2013 года

Ключевые слова:
Никита Михалков100 фильмов для школьникаМединскийЛивановсоветское кино

Идею ввести в школах уроки, на которых школьники изучали бы сотню лучших фильмов, предложил летом 2012 года председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков. Руководство Минкультуры и Минобрнауки России решило совместно проработать эту тему. Результаты работы были представлены на пресс-конференции министра культуры и министра образования и науки РФ. О том, кто и как будет вести факультатив, а также о фильмах, вошедших в список, у экспертов и законодателей пока нет единого мнения.

Список 100 фильмов, которые, возможно, будут рекомендованы для просмотра в школах, был составлен на основе предложений граждан (в голосовании на сайте Министерства культуры приняли участие около 40 тысяч человек), а затем откорректирован ведущими специалистами отрасли.  В самом списке комедии Рязанова и Гайдая соседствуют с картинами Тарковского и экранизациями литературной классики. 
– Сегодня наша система образования стоит перед определенными вызовами. Во-первых, увеличился разрыв в культурных основах старшего поколения и детей и молодежи, – отметил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. – Это связано с тем, что в результате информационной революции вырос объем потенциально доступной для детей и подростков информации. Очень часто те культурные образцы, на которых они взрослеют, просто неизвестны учителям, родителям. Вторая актуальная проблема – усиливаются внутренние и внешние миграционные потоки, когда в рамках одной школы или одного класса оказываются дети, принадлежащие к разным культурам.
Несмотря на очевидную своевременность подобного проекта, эксперты отмечают неготовность российской школы справляться с новой учебной нагрузкой. Министры не решили, в каком режиме ученики будут смотреть кино: в школе или после уроков. Если во время, то вместо каких предметов, ведь на каждый предмет отводится определенное количество учебных часов.
Министр культуры РФ Владимир Мединский считает, что смысл есть только  в совместном просмотре:
– В отличие от литературы, кинофакультатив дает возможность посмотреть фильм не дома на видео, а коллективно, классом. Это дополнительное переживание. Также есть возможность обсудить и прояснить непонятное вместе.
Но президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Андрей Шемякин считает, что обычный просмотр кинокартин без грамотного обсуждения ничего юному поколению не даст.
– Все будет зависеть от того, насколько педагоги кино готовы погрузиться в предмет. Именно педагог должен понимать связь этого нового предмета с безбрежным морем современного кино, – сказал критик.
Пока же трудно представить себе форму будущего урока. Фильмы на исторические сюжеты можно смотреть на уроке истории, «Войну и мир» – на литературе, а вот куда отнести «Зеркало» Тарковского или ту же «Бриллиантовую руку»?
Владимир Мединский предлагает сочетать изучение кино как искусства с патриотическим воспитанием.
– Это срез  русского кино как важнейшей части русской культуры и одного из важнейших искусств. И нам бы очень хотелось, чтобы школьник получил представление о том, как это искусство жило и развивалось, – говорит министр. – В списке есть фильмы, которые школьник никогда сам не посмотрит, потому что надо ему объяснять, что в этом фильме было новаторского, что было абсолютно гениального.
Один из вопросов, на который обращает внимание общественность, – несоответствие некоторых фильмов из списка возрастному цензу, установленному федеральным законом
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Как авторы проекта «100 лучших фильмов» собираются в обход ФЗ показать юному зрителю «Маленькую Веру», содержащую весьма откровенные сцены, или «Иди и смотри» Климова, где есть насилие и жестокость, – еще один вопрос без ответа.
Проект списка 100 фильмов будет официально направлен в Минобрнауки России, где в том числе будут обсуждаться вопросы практической реализации идеи факультативного урока кино.

– Обсуждение списка «100 обязательных фильмов» для школьников вызвало бурную дискуссию не столько в обществе, сколько в кинематографической среде. И это еще раз подчеркнуло, насколько она у нас сегодня расколота: и художественно, и идеологически. Это осложняет многие аспекты работы, включая отбор фильмов для международных фестивалей. Я вообще считаю, что в обществе в идеологии сегодня – латентная гражданская война. Страсти накаляются. Идея некоего контроля за тем, что могут и должны смотреть на экране дети, здравая, хотя не понимаю, как она будет реализована практически. Где взять столько специалистов по кинематографу для школ, как будут организованы школьные показы... Одни лишь вопросы. Но вот что ясно для меня – ни в коем случае не стоит показывать школьникам в организованном обязательном порядке картины последних 20 лет. Прошло еще слишком мало времени для художественной оценки фильмов последнего времени. Между тем «Мосфильм» тоже внес свою лепту в то, чтобы детям были доступны качественные высокохудожественные кинофильмы. Мы в Интернете выложили 500 картин – их в виртуальном кинотеатре можно смотреть бесплатно. Полагаю, что это хорошее подспорье для родителей, они могут рекомендовать своим детям ленты для просмотра. Ведь родители своим детям плохого не пожелают.


– Может, мера «обязательности» несколько запоздалая и не будет столь эффективной, как нам хотелось бы, но она очень правильная. Кинематограф – одна из самых доступных форм воздействия на человека. Сужу по себе: фильмов, которые произвели на меня сильное впечатление, на всю жизнь, – немало. Просмотрел названия первой сотни предложенных кинолент и подумал, что 94 из них я видел.
Молодому человеку для формирования себя как целостной натуры, как патриота надо смотреть разные фильмы: комедии, исторические фильмы. Ведь в детстве киносюжеты становятся основой игр для детей и подростков, а игры – это элемент социализации. Если в наше время дети играли в Чапаева, партизан, то сейчас любимые детские герои анимационных и художественных фильмов другие. Дети играют, а значит, подражают Шрэку, Капитану-Америке, монстрам и т.д. Это удручает.
Не с этого ли начинается формирование личности? Я помню всех своих учителей, помню все фильмы, которые мы школьниками смотрели в кинолектории. Это, конечно, основа, которую ребенку должны подсказать мудрые взрослые – родители, учителя, ответственные люди на телеканалах. Когда человек становится взрослым, он сам сможет делать свой культурологический выбор. Но если у него с детства будет воспитан вкус, привито стремление к знаниям, к их анализу, то и «взрослый» выбор будет в пользу качественных, настоящих кинофильмов и книг.


– Это замечательная идея – сделать в рамках факультативных занятий знакомство с искусством кино, очень важным элементом познания мира. У нас сокращаются уроки литературы, истории и, как следствие, культурный компонент среднего образования.  Возникли идеи сначала «100 книг», а затем и «100 фильмов» – это очень важные ресурсы для того, чтобы молодые люди включались в свою национальную культуру.
Но есть и другая сторона. Возникают проблемы, связанные с тем, какие фильмы, где, когда и кто будет преподавать, нужны ли дополнительные средства и т.д.      
У меня есть определенные претензии к списку, они связаны с тем, что, к сожалению, там показаны только 6-7-й классы, а это неправильно. Обучение кино должно быть постепенным, развивающим человека, предположим, с 6-й по 11-й класс.  
Второй момент – в списке только один фильм, созданный за последние 25 лет. Фильм этот – оскаровский лауреат «Утомленные солнцем» Н. Михалкова. Но он не рассказывает о 2013 годе. Он рассказывает о предвоенном времени.
Настоящее искусство, способное восполнить этот пробел, у нас есть. Пусть его не так много и Тарковский с Эйзенштейном рождаются не каждые 5 лет, но очень одаренные люди у нас в стране есть. Но самые разные российские режиссеры с мировыми именами в этом списке не значатся.
Это все подводные камни, но в целом хочу сказать, что «100 фильмов» – это движение в верном направлении, а дорогу осилит идущий!