Власть и общество

До чего дошел прогресс – до невиданных чудес!


Текст:  Татьяна КУТАРЕНКОВА

К номеру:  32 (505)


18 Июля 2013 года

Ключевые слова:
образованиеновые технологииновые школьные доски

Новые технологии активно заселяют все сферы человеческой жизни сегодня. Образование – не исключение. Появляется масса новейших технических разработок, призванных облегчить работу педагогам и процесс обучения детям.

Нужно ли отказаться от традиционного обучения в пользу новейших технологий? Или же есть способы совместить оба подхода? Исследования показывают: несмотря на то что технологии активно развиваются и внедряются в нашу жизнь, большинство людей на постсоветском пространстве по-прежнему воспринимает их как некий пассивный источник.

Зачастую технологии используются неправильно. Или же не используются вовсе. Исключением являются лишь поколения, родившиеся начиная с 90-х годов ХХ века, – эти люди практически существуют в цифровом пространстве и не представляют свою жизнь без всевозможных «гаджетов». Конечно же, получать новые знания им гораздо легче при помощи передовых технологий.

      – Их использование в школе помогает формировать у детей необходимую для современного человека компетентность во многих вопросах, – считает Светлана Авдеева, заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров. Недавно компания «ДЕЛАЙТ 2000» – ведущий российский системный интегратор в области проектирования и комплексного оснащения объектов аудиовизуальными и смежными системами – разработала модель первой российской интерактивной доски ABC Board.

Как работает интерактивная доска?

Эта доска может работать в трех конфигурациях. В первую очередь – как интерактивная: она позволяет демонстрировать фото, чертежи, видео. Зачастую многие дети не успевают записать за преподавателем – интерактивная доска легко решает эту проблему. Но также ABC Board может легко превращаться в стандартную меловую или магнитную маркерную. С доской могут одновременно работать несколько человек, также она дает возможности для интерактивного взаимодействия в школе. Как уверяют разработчики, доска абсолютно безопасна: поверхность ее сделана из экологически чистых материалов, она не создает электромагнитных полей и независима от существующей электропроводки здания и самого учебного класса. Директор компании Анна Зуева говорит, что, по результатам проведенных опросов среди педагогов, во многих школах есть интерактивные доски. Тем не менее учителя опасаются, что они могут не заработать, что их можно испортить, что они лишатся на долгое время инструмента работы с учащимися. «Но в досках ABC Board такой проблемы не существует – в них просто нечему ломаться!» – говорит она.

Действительно, в ABC Board нет ни одного электронного устройства или оптического компонента, ни одного порта, ни единого кабеля. Она безопасна и исключает возможность поражения электрическим током. Но чтобы устройство доступно и понятно доносило материал до ученика, им должен в совершенстве владеть учитель. Поэтому нужны не только технологии, но и соответствующий методический арсенал. Говоря иначе: какой толк от полезных изобретений в школе, если учитель не может их освоить? Большая часть учителей сегодня владеют навыками работы с компьютером, чуть меньше – умеют работать в Интернете. Но, как показывает практика внедрения тех же интерактивных досок, этих знаний недостаточно. Вопрос в том, как подготовить учителя к работе с новой техникой.

Эту задачу сейчас решает Московский педагогический государственный университет (МПГУ), который поставил задачу обеспечить систему среднего образования в Москве хорошо подготовленными кадрами, владеющими навыками работы с электронными устройствами. – Это оборудование должно стать для учителя незаменимым помощником, а не головной болью, – считает Зинаида Новикова, директор центра внедрения инновационных технологий МПГУ. Но нельзя забывать о том, что технологии устаревают и быстро меняются. А традиционная система образования неизменно остается важной базой, которую нельзя ломать.

Это база, в частности, позволяющая установить необходимый психологический контакт между учеником и учителем. – Очень важно сохранить лучшее из того, что наработано учительским сообществом, но нельзя отставать от времени и прогресса, – говорит Анна Зуева.