Власть и общество

Недоступная красота


Текст:  Екатерина НОВИКОВА

К номеру:  38 (511)


28 Августа 2013 года

Ключевые слова:
Музеидоступ инвалидамподмосковье

Люди с ограниченными возможностями должны иметь полный доступ в культурные учреждения и к объектам культурного наследия страны. Недавно российским информационным агентством РИА «Новости» был представлен рейтинг доступности музеев Подмосковья для инвалидов и пожилых людей. 

Сегодня в Московской области более 70 музеев, картинных галерей и выставочных залов, многие из которых являются хранилищами бесценных коллекций. Кроме того, в Подмосковье расположено множество храмов и монастырей – жемчужин русской архитектуры, а также музеев-усадеб, где можно не только насладиться свежим воздухом, но и полюбоваться прекрасными ландшафтами, ознакомиться с экспозициями. 
Архангельское, Абрамцево, Мураново, Остафьево – в эти знаменитые родовые гнезда русской аристократии съезжаются туристы со всей страны, а также ближнего и дальнего зарубежья. Для молодежи и здоровых людей прогулка по усадьбе или музею не составляет труда. Но людям преклонного возраста или с ограниченными возможностями, увы, гораздо тяжелее. Большинство достопримечательностей не оснащены специальным оборудованием – пандусами, лифтами, инвалидными креслами и не приспособлены для посещения инвалидов. Проект РИА «Новости» «Социальный навигатор» действует уже три года. Его целью является создание современных мультимедийных информационно-аналитических ресурсов и рейтингов, которые будут помогать сделать выбор на основе достоверной информации. На этот раз РИА «Новости» исследовало доступность музеев Подмосковья для инвалидов.
Исследования проводились в период с марта по июнь 2013 года. В рейтинг вошли 40 музеев, располагающихся на территории Подмосковья и Новой Москвы. 
В десятке лидеров оказались Музей техники Вадима Задорожного, Музей-усадьба «Архангельское», «Русский Парнас», Ленино-Снегиревский военно-исторический музей, «Горки Ленинские», Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово», Подольский краеведческий музей и др. Марина Сарданашвили, продюсер Центра социальных рейтингов РИА «Новости», рассказала о проекте: 
«В рейтинг вошли совершенно разные объекты: от музеев-усадеб до музеев прикладного искусства. Оценка происходила по специальной методике, разработанной РИА «Новости», одобренной экспертным советом по городской среде. Эксперты оценивали как внешнюю, так и внутреннюю среду. Как показали результаты исследования, всего один музей преодолел 60-процентный порог, заняв первое место, – это Музей техники Вадима Задорожного». Арунас Тамаускас, управляющий музея, внес предложение располагать экспозиции наиболее удобным образом: изменить высоту зрительного угла экспонатов и сделать ниже ограничители, созданные для защиты экспонатов, – подобные изменения помогут лучше рассмотреть экспонаты детям и инвалидам. 
– На мой взгляд, основной проблемой является неорганизованность работы общественного транспорта, доставляющего людей к музеям, – считает старший научный сотрудник Московского института социально-культурных программ Павел Степанцов. – Самые интересные и часто посещаемые музеи Подмосковья – это усадьбы, которые находятся вдали от населенных пунктов. До них инвалидам необходимо добираться на общественном транспорте. Это сильно снижает привлекательность подмосковных музеев. 
Во время работы над рейтингом нам приходилось тщательно планировать маршрут, подстраиваться под расписание электричек, автобусов. Иной раз приходилось делать по несколько пересадок, прежде чем мы добирались до нужного места. У большинства музеев нет сайтов, люди мало информированы о том, насколько приспособлен тот или иной музей под нужды инвалидов. 
«Также мы столкнулись с еще одной значимой проблемой: нет единого списка музеев, то есть информации очень мало, – рассказывает Павел Степанцов. 
– Важно, чтобы и информация, и навигация по музеям была, иначе посетители с ограниченными возможностями отправляются в музей на свой страх и риск, поэтому многие из них заранее отказываются от поездки». – Эта методика, по мнению экспертов, является самой жесткой по оценке музеев, она комплексная, но жесткая с точки зрения требований. Этот рейтинг создан не для того, чтобы выделить какой-то музей, это ориентир для развития, – заключает исполнительный директор проекта Наталья Тюрина.