Власть и общество

Маленький силуэт великого человека

14 марта – День православной книги

Текст:  Татьяна КУТАРЕНКОВА

К номеру:  9 (541)


13 Марта 2014 года

Ключевые слова:
Книгоизданиеинтервьюлитература
Этот праздник приурочен ко дню выхода в свет первой на Руси точно датированной печатной книги «Апостол», изданной не анонимным печатником, а известными на весь православный мир Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем. В этом году исполняется 450 лет со дня выпуска русского «Апостола».

Появление этой книги открыло новую страницу в истории русского государства. Перенесемся во времена Ивана Грозного вместе с доцентом РГГУ, заведующим кафедрой вспомогательных исторических дисциплин, историком Евгением ПЧЕЛОВЫМ и узнаем, что за удивительную книгу подарили нам Иван Федоров и Петр Мстиславец.

– Евгений Владимирович, каковы были исторические предпосылки этого знаменательного события?


– Прежде всего я должен сказать, что юбилей русского книгопечатания нужно отмечать по гражданскому календарю 11 марта, поскольку разница между старым и новым стилями для XVI века равнялась 10 дням. Действительно, 1 марта 1564 года было окончено печатание книги «Апостол», которое осуществили Иван Федоров и Петр Мстиславец. Эта книга создавалась на Московском печатном дворе почти год, потому что работа над ее печатью началась еще в апреле 1563 года. Это был очень большой и долгий труд. До середины XVI века книгопечатания на Руси не существовало, а в Западной Европе книги печатались с середины XV века – зачинателем этого дела, как известно, был немецкий книгопечатник Иоганн Гутенберг. В конце XV века немецкий по происхождению печатник Швайпольт Фиоль издал в Кракове первую книгу на церковнославянском языке – «Октоих». В начале XVI века белорусский печатник Франциск Скорина издал в Праге «Псалтырь», а потом и другие книги. Позднее он работал в Вильне, где в 1525 году издал свой «Апостол». Так что кириллическое книгопечатание уже имело свою историю. Но на Руси книгопечатания не было, поэтому заслуга Ивана Федорова для русской культуры огромна. Мы все ежедневно пользуемся плодами его трудов, хотя сами даже этого не осознаем. И я хотел бы сказать, что этот юбилей заслуживает гораздо большего внимания. Ужасно то, что в Москве памятник человеку, который всю свою жизнь отдал делу создания славянской, кириллической книги, стоит как невзрачный, темный силуэтик на фоне сверкающих витрин дорогих бутиков, украшенных громадными надписями на латинице, а под самим памятником продают автомобили «Бентли»… Это настоящий позор для всей русской культуры!

– Известно, что до «Апостола» в Москве были изданы другие печатные книги, но они значатся как анонимные. В чем было радикальное новшество «Апостола»?


– Мы знаем, что Московский печатный двор начал свою работу еще в 1550-х годах. Было издано несколько книг, по меньшей мере шесть, но все они были анонимными, то есть без указания тех, кто их напечатал. Издания эти с точки зрения полиграфии очень скромные. Это было самое начало книжной печати – можно сказать, «проба пера». Иван Федоров создал книгу очень высокого качества – настоящий шедевр тогдашней полиграфии. А самое главное, он точно указал, когда и кем была проведена работа по ее изданию. Поэтому не Иван Федоров был первым русским печатником, но именно он – первый, чье имя нам известно, и точно известно время издания первой напечатанной им книги. Безусловно, он поднял книгоиздание на новый уровень, создав очень высокого качества «продукт», не уступавший лучшим образцам европейского книгопечатания. Московский печатный двор, где работал Иван Федоров, находился в Москве на Никольской улице – теперь на его месте стоит здание Историко-Архивного института РГГУ.    

– Чем была вызвана необходимость издать «Апостол» еще раз через 10 лет во Львове?

– Через несколько лет после издания «Апостола» Иван Федоров и Петр Мстиславец переезжают в Великое княжество Литовское. Точная причина этого неизвестна, сам Иван Федоров объяснял, что изгнание произошло «от многих начальников и священноначальников, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли». По некоторым сведениям, в достоверности которых приходится сомневаться, типография Ивана Федорова даже была сожжена. Как бы то ни было, в Великом княжестве Литовском, затем в Речи Посполитой, Иван Федоров работал в городах Заблудове, Остроге и Львове, где издал еще несколько книг кирилловской печати, в том числе первый печатный церковнославянский «Букварь». В 1574 году во Львовской типографии было закончено печатание «Апостола», который представлял собой новое издание московского «Апостола», но с более богатым оформлением. Благодаря изданиям на территории нынешней Украины Иван Федоров считается основоположником не только русского, но и украинского книгопечатания. Умер он во Львове в 1583 году, там же и был похоронен как «Иоанн Федорович Москвитин, друкарь книг пред тем невиданных».

– Как вы считаете, эра печатной книги неизбежно заканчивается?

 
– Ни в коем случае. Печатная книга, полагаю, будет жить еще достаточно долго. Такова инерция всей нашей культуры. Электронные книги занимают в ней все большее и большее место, но посмотрите, даже ридеры имитируют «обычную» книгу. Конечно, наступает эра электронной информации – Интернет, компьютерные возможности – все это создает новый тип передачи знания – вернее, ее форму. Но долговечно ли такое «издание»? Технологии развиваются, и то, что было новшеством вчера (дискеты, диски), сегодня безнадежно устаревает. А без материального воплощения мы рискуем потерять очень многие тексты. Книга – то, что сохраняется независимо от работы компьютерных систем и Интернета. Поэтому наряду с электронными версиями, полагаю, будут издаваться и бумажные. Хотя бы в целях сохранения нашего знания.