Власть и общество

Двойное преимущество

Двойное преимущество
Двойное преимущество
Белорусско-Российский университет в Могилеве – вуз в своем роде единственный, а потому уникальный.
В чем эта уникальность, накануне нового учебного года корреспондент «СВ» спросил у ректора вуза, доктора технических наук, профессора Игоря САЗОНОВА.
       
– Уникальность нашего университета прежде всего в том, что в БРУ параллельно существуют как бы два вуза, так как студенты имеют возможность обучаться как по белорусским, так и по российским образовательным стандартам. По белорусским готовим специалистов по 16 специальностям и 31 специализации, по российским стандартам – по 7 специальностям. Но при этом никакого разделения студентов не существует. И у белорусов, и у россиян есть возможность выбора. Сегодня, например, по белорусским стандартам обучается  90 студентов из России. Единственное отличие – то, что по окончании белорусские студенты, постигавшие науку по российским стандартам на бюджетной форме обучения, проходят распределение и отрабатывают два года на предприятиях.
       
Уникальность БРУ, полагаю, еще и в том, что при поступлении к нам российских ребят учитываются результаты Единого государственного экзамена, который сдают выпускники школ Российской Федерации.  
       
– Игорь Сергеевич, о престиже вуза во многом говорит абитуриентский конкурс. Есть ли проблемы с набором студентов?
       
– Демографическая ситуация сегодня такова, что школы, лицеи и гимназии в этом году окончили меньше выпускников, что действительно обострило конкуренцию вузов в привлечении абитуриентов. Прогнозируя такую ситуацию, мы проводили активную и целенаправленную ориентацию выпускников, поэтому особых трудностей не испытали. Набрали нужное количество студентов на бюджетную форму обучения, при этом сохранив свое реноме. Средний проходной балл для поступления по сравнению с годом предыдущим не снизился и вместе с аттестатом составил 190. А 19 абитуриентов, ставших нашими студентами, имели максимальные  результаты – 300 баллов и выше.
       
Сказывается, полагаю, и то, что дипломы Белорусско-Российского университета на постсоветском пространстве котируются весьма высоко. По оценке Международного рейтингового агентства «Эксперт РА», которое проводит мониторинг вузов, наш университет считается одним из лучших высших учебных заведений стран СНГ. Неслучайно сегодня помимо россиян в БРУ обучаются 259 студентов из десяти стран дальнего и ближнего зарубежья. Из Китая, Таджикистана, Казахстана и других государств.  
       
Наш статус-кво подтверждает и число заявок на наших выпускников. Зачастую оно более чем в два раза превышает возможности университета. Особенно на такие специальности, как электроприводчики, строители, машиностроители, специалисты сварочных работ, дорожных машин.
      
– Поскольку в БРУ преобладают технические и экономические специальности, то для его абитуриентов главными становятся такие предметы, как математика, физика. Но уровень их преподавания в сельской местности ниже, чем в городских школах. Поэтому, наверное, и в студенты идут больше горожане?
       

– Вовсе нет! В прежние годы в вузы существовал отдельный конкурс для сельских и городских абитуриентов. А когда проанализировали его результаты, оказалось, что деревенские ребята показывают лучшие знания по точным дисциплинам, чем горожане. Поэтому сейчас такого разделения нет.
     
– Жизнь не стоит на месте. Современные реалии требуют постоянного поиска, развития, совершенствования. Иначе можно и проиграть в конкурентной борьбе за абитуриента. Что нового появится в БРУ в нынешнем учебном году, какие новации закрепятся в учебном процессе?
      
– В последние три года университет сделал акцент на практикоориентированное обучение студентов. Это значит, что будущие специалисты постигают премудрости будущей специальности не только в аудиториях, но и непосредственно на производстве. На предприятиях, в организациях города уже открыто пять филиалов кафедр, которые успешно действуют. Университетские аудитории оборудованы в цеху Могилевского вагоностроительного завода, в областной больнице, в одной из проектных организаций. Преподавание в них, как и непосредственно у станков, ведут не только наши преподаватели, но и специалисты-производственники.
       
Постепенно пересматриваем и специальности в зависимости от спроса на рынке труда. За последние четыре года организовано обучение по пяти новым, в том числе по таким востребованным, как «Электрооборудование автомобилей и тракторов», «Биотехнические системы и технологии», «Программная инженерия».
       
Появились новшества и на более высоком образовательном уровне. Открыта магистратура по специальности «Системный анализ и отработка управления информацией», где обучение ведется на английском языке. Есть предварительная договоренность на организацию учебы в магистратуре с двойным дипломом – латвийского и российского университетов.
     
– Говорят, что существование трудностей в любом деле – одно из условий его дальнейшего развития. Наверное, не без проблем живет и двенадцатитысячный коллектив студентов и преподавателей, как БРУ, хоть у него и двойное подчинение: белорусское и российское.
       
– Проблемы возникают из-за того, что пределов совершенству нет. Сегодня вроде все на уровне, а завтра смотришь –  отстал. В БРУ сильный профессорско-преподавательский состав. Но средний возраст его солидный. А на одном только опыте нынче далеко не уедешь. Нужны свежие силы, идеи, новации. Но молодежь в науку, увы, сегодня идет неохотно. Поэтому руководство университета всячески старается поддержать молодых ученых, изыскивая на их актуальные разработки как бюджетные, так и внебюджетные деньги. Им предоставляется возможность стажироваться в ведущих вузах ближнего и дальнего зарубежья. И более десяти преподавателей БРУ этой возможностью уже воспользовались.
       
Понятно, что самые тесные связи нашего университета с российской наукой. И у преподавателей, и у студентов. Наши ребята постоянно участвуют в российских конкурсах научных работ, при этом постоянно становятся дипломантами. При защите диссертаций мы делегируем своих ученых в специализированные советы российских вузов, россияне всегда участвуют в наших научных советах…
       
Как-то в БРУ побывал польский профессор, которого интересовала материальная база нашего учебного процесса. Увидев оснащение наших лабораторий, он был удивлен их современным техническим уровнем. А нас оно уже не совсем удовлетворяет. Для подготовки хороших специалистов мы стремимся иметь не просто новое, а новейшее оборудование. А это, как известно, процесс бесконечный.