Власть и общество

Старение кадров школе не грозит

Российские педагогические вузы вступают в новую эпоху развития

Текст:  Маргарита ЧАПЛИНА

К номеру:  39 (571)


11 Сентября 2014 года

Ключевые слова:
педагогикашколаучителястуденты
Итоги приемной кампании этого года говорят о повышении числа абитуриентов в педвузах, а программа модернизации педагогического образования обещает пополнить штаты учителей современными профессионалами.
       
Начался новый учебный год. Уже позади традиционные августовские родительские хлопоты – покупки тетрадей, учебников, школьной формы. Но не меньше волнения на первой учебной неделе: практически в каждой школе среди привычных учителей появились и новые лица, с которыми ученикам и родителям еще предстоит познакомиться. Насколько компетентными и подготовленными окажутся эти преподаватели, особенно молодые выпускники педагогических вузов?
      
Волнение родителей оправданно. Равно как и некоторая доля скепсиса в отношении молодых учителей. Ведь еще 10  лет назад считалось, что профессия школьного учителя – крайне непопулярна среди молодежи, а педагогические вузы рассматривались как пристанище для «неудачников», заваливших экзамены на факультеты экономики, юриспруденции, управления. В пору было хвататься за голову: кто же тогда будет учить школьников завтра, когда уйдут на пенсию «последние из могикан» педагогического фронта? Проблема назревала уже недетская.
      
Однако в последние годы наметился явный перелом в лучшую сторону. Число абитуриентов педагогических вузов в прошлом и этом году стало заметно больше – профессия педагога снова становится уважаемой и популярной.
      
Также несколько лет назад стартовал проект модернизации педагогического образования, запущенный по инициативе Минобрнауки РФ, включающий обучение талантливых и мотивированных студентов по новым конкурентоспособным программам, целевые программы подготовки, создание модулей, повышающих вариативность педагогического образования и др. Более 30 вузов страны уже готовы участвовать в проекте и распространить свой опыт на другие учебные заведения.
      
Ректоры вузов не скрывают: низкий средний балл на нынешнем ЕГЭ вызвал у них серьезное беспокойство за качество знаний поступающих. Тем не менее результаты абитуриентов педагогических вузов оказались очень даже не плохими. По словам ректора Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игоря Реморенко, «бюджетники» набрали в этом году в среднем 72 балла, и это очень приличный показатель.
      
В МГПУ в полтора раза выросло число абитуриентов, выбравших направление «Дошкольное образование», отчасти в связи с тем, что ряд детских садов были присоединены к школам. Прошедшая в этом году Олимпиада в Сочи повысила популярность профессии преподавателя физической культуры. На третьем месте по популярности – русский язык и литература.
      
Кстати, МГПУ участвует в большой государственной программе модернизации педагогического образования. По словам руководства вуза, планируется повысить долю исследовательской деятельности магистров. А также долю практики: уже заключены договоры с рядом городских школ.
      
В Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) также отмечают рост числа абитуриентов на отделениях славянской филологии. Большой интерес и к преподаванию английского и китайского языков. А вот времена популярности испанского языка, как показывают результаты приемной кампании, уже позади.
     

Гораздо меньшим спросом пользуются в этом году естественные науки. Зато постепенно набирает обороты дефектология – преподавание для детей, имеющих трудности в развитии. Планируется создание программы по развитию этого направления, которая распространится на все педагогические вузы.
      
Также в педагогических вузах отмечается большой приток поступающих в магистратуру. Еще больше ожидается в 2015 году. Исследовательская компонента, по мнению руководства вузов, очень важна – в соответствии с новой программой модернизации педагогического образования требуются новые разработки. Например, в такой области, как работа с одаренными детьми.