Власть и общество

Белинского и Гоголя вьетнамцы понесут…

В Москве наградили лучшего иностранного учителя русской словесности

Текст:  Татьяна СЕРГЕЕВА

К номеру:  49 (581)


08 Ноября 2014 года

Ключевые слова:
русский языкконкурскультура
Конкурс еще раз продемонстрировал: русский язык в мире завоевывает новые и новые пространства и укрепляет свои позиции.

Сегодня русский язык занимает пятое место в мире по числу говорящих на нем – это число стремится к 300 млн человек. И это не только жители России, многомиллионный русский мир – наши соотечественники за рубежом, но также и иностранцы, владеющие русским языком как иностранным. Русский язык шагает по планете, и в этом огромная заслуга тех, кто учит русскому языку за границей. 

Международный конкурс «Лучший учитель русской словесности зарубежья», проводимый по заказу Россотрудничества, прошел уже во второй раз. И если в прошлом году он собрал учителей и преподавателей русского языка и литературы из стран СНГ, то на нынешний конкурс приехали русисты из Европы, Азии, США, стран Латинской Америки. Среди них есть те, для кого русский язык родной, и те, кто выучил его и теперь преподает. 

– На учителей русской словесности возложена особая миссия – помочь учащимся постичь разнообразие мира через красоту и богатство слова. Русский язык и литература – это не просто учебные предметы; в руках словесника-мастера они становятся насущной потребностью души, сознания школьника, – подчеркнул в свом приветствии участникам конкурса глава Россотрудничества Константин Косачев.

Учителя школ и колледжей, преподаватели вузов и курсов русского языка на этом конкурсе смогли не только продемонстрировать новые и оригинальные подходы к обучению, но и обменяться опытом, обсудить новейшие методики. Конкурс проводился в два этапа. Первый тур – заочный – проходил на официальном сайте конкурса и включал различные тестовые и творческие задания. В этом туре принял участие 271 педагог. Победители первого тура были приглашены в Москву для участия во втором, очном туре. Среди них были представители Грузии, Болгарии, Сербии, Польши, США, Чили и еще 10 стран. И уже здесь участникам требовалось продемонстрировать свои достижения в профессиональной деятельности, методические и дидактические возможности организации учебного процесса. 

Кто сегодня учит русский язык за рубежом? Об этом мы поговорили с участниками конкурса. Знание русского языка в ряде стран сегодня дает определенное преимущество на рынке труда. Как рассказала Ольга Коковихина, член Культурной ассоциации «Русский Дом – Италия» и Учебно-методического центра развития билингвизма им. Л.Н. Толстого (Италия), многие итальянцы изучают русский для ведения бизнеса в России или с российскими партнерами. А кто-то изучает этот язык для души: для того, чтобы общаться с друзьями из России, читать русскую классику, смотреть фильмы и спектакли на русском языке. И, наконец, увидеть своими глазами далекую и манящую северную страну, в которой итальянцев всегда ждут невероятные приключения…
      
Есть страны, в которых русский язык особенно востребован. Особенно там, где велика русская диаспора и имеются сильные исторические связи с Россией. Например, в Германии. Там русский язык особенно востребован в смешанных, немецко-русских  семьях. Ведь это дает возможность для общения поколений – у многих бабушки и дедушки остались в России и немецким не владеют. Общение на русском языке с детьми – это еще и возможность передать им знания и понимание особенностей русской истории и культуры. Елена Чернега – преподаватель двуязычной немецко-русской школы им. Екатерины Великой во Франкфурте-на-Майне, в которой учится около 300 детей. По словам Елены, сейчас в городе уже две частные немецко-русские школы начального обучения. И есть несколько детских садов для двуязычных детей. Также распространена система, когда дети учатся в обычных немецких школах, но по субботам посещают специальные занятия по русскому языку. 
      
В жюри конкурса вошли профессора и доценты Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, Академии труда и социальных отношений, Московского института открытого образования (МИИО) и др. 
      
По итогам двух туров определились победители – Фан Ань Чинь Тхи (Вьетнам), Инна Розентуллер (Израиль) и Александр Строканов (США).
Учителя русского языка за рубежом сегодня выполняют важную миссию – участвуют в формировании положительного образа России, помогают строить мирный культурный диалог между странами и континентами. И хочется верить в то, что этот диалог окажется сильнее всех антироссийских санкций. Ведь культура не разъединяет, а объединяет.