Власть и общество

Память как оружие против обмана

Память как оружие против обмана
Память как оружие против обмана
Палитра культурной жизни России насыщена и разнообразна
Однако событий, собирающих под одной крышей соотечественников и единомышленников со всего мира, не так много. Одно из них – Международный кинофестиваль «Русское зарубежье», который неизменно проходит в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына. Уже завтра он стартует в Москве в восьмой раз и вновь соберет кинематографистов и представителей других творческих профессий из разных стран, в фокусе внимания которых русская эмиграция, ее история и день сегодняшний. В канун открытия фестиваля мы беседуем с его президентом, директором киностудии «Русский путь», кинорежиссером Сергеем ЗАЙЦЕВЫМ. 

– Сергей Леонидович, в этом году одной из ключевых тем фестиваля станет 100-летие начала Первой мировой войны. В программе будет показан ряд фильмов об этой войне. Я знаю, что лично вас эта тема интересует очень давно. Ваш документальный фильм «Погибли за Францию» рассказывает о Русском экспедиционном корпусе, оставшемся верным союзническому долгу. Что подвигло вас обратиться к этой теме?

– Во-первых, меня всегда влекло неизвестное. Кроме того, с конца восьмидесятых я стал интересоваться историей России начала ХХ века. 

Мы с продюсером Александром Смолко делали фильм «Погибли за Францию» в 2000-2002 годах. Тогда тему Русского экспедиционного корпуса никто не поднимал. Только замечательный историк и журналист Владимир Викторович Лобыцын, который еще в 1994 году написал для журнала «Вокруг света» статью. Она называлась «Погибли за Францию». Название статьи ему продиктовали надписи на крестах погибших воинов Русского экспедиционного корпуса, покоящихся на  кладбище в Сент-Илер-ле-Гран в Шампани. На каждом кресте написано: «Погиб за Францию». В свою очередь, название статьи Лобыцына стало названием нашего фильма. К сожалению, через два года после того, как работа над картиной была закончена, Владимира Викторовича не стало. Но, слава Богу, остались его статьи и книги, остался его прекрасный рассказ о подвиге Русского экспедиционного корпуса на экране. Чего стоит эпизод, в котором Лобыцын восклицает: «...Каково же было удивление немцев, когда они увидели, что их оккупируют русские войска и на берегах Рейна развивается русское трехцветное знамя!» Речь идет об осени 1918 года, когда Первая мировая война завершилась победой Антанты. Но Россия выбыла из войны на год раньше... 

Мне до сих пор до конца не понятно – что двигало нашими солдатами и офицерами, которые защищали чужую землю по некогда принятым императорской Россией союзническим обязательствам, в то время как старая Россия перестала существовать и фактически от всех обязательств оказалась освобождена? Просто была присяга, данная ими их императору! Тому, которого больше не было! Такова сила духа русского воина. И до конца это объяснить невозможно. У подвига есть рациональная составляющая, но не весь подвиг состоит из этого... Я до сих пор пытаюсь разбираться в этом...

– Вы автор фильмов о двух мировых войнах (о Второй мировой снята картина «Союзники. Верой и правдой!»). Какой главный урок дали последующим поколениям эти войны? 

– Главный урок в том, что люди должны жить в мире! Казалось бы, просто... Я верующий и считаю, что через две великие мировые войны ХХ века Господь показал нам, как страшен бывает мир, в котором нет мира. Более того, все те блага, которые несет победителю его победа, – тоже временны. Все относительно. Это вовсе не значит, что не нужно защищать Родину, нет! Я преклоняюсь перед моими родными, прошедшими дорогами великих войн, хлебнувшими горя, побывавшими во вражеском плену, пропавшими без вести, поднимавшими на Урале промышленность. Просто мне кажется, что науку побеждать постичь несколько легче, чем науку сохранять мир. Вся история человечества вплоть до наших дней тому свидетельство. Человек находится на очень низкой ступеньке развития, если до сих пор позволяет политику ссорить его со своим родным братом. Мы плохо учим уроки... Но если мы будем помнить войну, если, как бы то ни было тяжело, она будет жить в нашем сердце, есть вероятность, что политику в какой-то момент не удастся обмануть человека. Существуют силы, которым очень выгодно людское беспамятство. А память нам нужна как оружие против обмана.

– Снимать документальные фильмы о войнах – большая ответственность. Какое основное правило вы определили для себя при работе с таким непростым и тонким материалом?
 
– Я стараюсь не врать и не судить. И никакого специального подхода к работе над фильмом именно о войне нет. Если меня восхищает поступок – я восхищаюсь. Но нужно понимать, что кино не есть жизнь. Оно сжимает пространство и время и неизбежно искажает любое событие. И вот тут-то на первый план выходит ее величество Любовь! Вместе с ней любая история, любое событие обретает право на память о нем. Кино, сделанное, как у нас говорят, «с холодным носом», не то что бы не имеет право на жизнь, но умирает довольно быстро. Вспомните, сколько так называемой «чернухи», игровой и неигровой, произвел наш кинематограф за последние 20 лет?! Толком я не могу вспомнить ни один фильм. Как в тумане, мелькают какие-то полустертые надписи названий... А вспоминается «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма. Не просто ничуть не устаревшее почти за полвека кино, не просто не потерявшее своей актуальности, а ставшее сегодня чуть ли не более необходимым нам, чем в 60-е годы. И в игровом кино: «В бой идут одни старики» Леонида Быкова, «Вам и не снилось» Ильи Фрэза... Вот что помнится. Разве любовь забывается?!

– Вы основали и возглавляете уникальный киноклуб «Русский путь», благодаря которому находят своего зрителя малоизвестные, но очень талантливые картины. Расскажите, пожалуйста, о планах киноклуба?

– Киноклубов теперь появляется много, и это замечательно, но просуществовав несколько лет, они закрываются. А в наших планах  отметить в 2015 году 10-летие киноклуба «Русский путь» и продолжать трудиться – радовать москвичей прекрасным отечественным неигровым кино, давно ставшим – немногие это осознают! – достоянием нашей страны наравне с русским театром или балетом. 

– В чем еще будет заключаться особенность нынешнего фестиваля «Русское зарубежье»?

– Особенность каждого нашего фестиваля в составе участников – замечательных представителей русской зарубежной культуры. А еще нынешний фестиваль от предыдущего, естественно, отличается новой программой. «Как просто!» – подумает читатель вашей газеты... Но поверьте, совсем не просто собрать интересную программу тематического фестиваля! Ведь все картины в конкурсах игровых и неигровых фильмов, в рамках специальной неконкурсной программы – все посвящены одной теме – русской эмиграции. На фестивале должны быть представлены не просто профессиональные работы, не просто работы из разных стран мира, но и произведения кинематографического искусства. И мне радостно, что и в этом году такие картины в программе кинофестиваля «Русское зарубежье» опять есть!