Власть и общество

Они выжили в концлагере

Они выжили в концлагере
Они выжили в концлагере
В рамках мероприятий, посвященных 70!летию Победы в Великой Отечественной войне и 70!летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, в мае этого года в Минске прошла научно!практическая конференция «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства». Главная тема – сохранение памяти о Великой Отечественной войне как одной из общих страниц истории России и Беларуси
Как заинтересовать современную молодежь историей? Как не допустить проникновения идей нацизма в молодые сердца? Об этом мы  поговорили с участника-ми конференции.  На конференции из первых уст прозвучали воспоминания людей, чье детство пришлось на  годы войны. Они теряли родителей, братьев и сестер. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – фашистские застенки.

Николай Махутов, «дитя войны», председатель Международно-го союза бывших малолетних узников фашизма, отмечает, что, куда бы он ни пришел, его везде внимательно слушают, особенно дети. 

– Нынешнее поколение не заслуживает той критики, которую на него часто изливают старшие,
– рассказывает он. – Ход времени не остановить: рождаются новые люди, новые идеи. А старые – уходят и забываются. Некоторые вещи не объяснить словами, их не поймешь, пока не переживешь. Мертвый человек в лагере – замерзший, убитый… Смерть казалась обыденностью. Только потом я понял, что это была ненормальная жизнь.

Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их «сортировали» на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии – будешь служить «великой Германии», ниже необходимой отметки – отправляйся в печь.

Уважение к истории – основа развития общества. Научиться понимать и уважать собственную нацию, свой менталитет можно, изучая историю партизанского движения, существовавшего на территории Белоруссии в годы войны, считает Лев Криштапович, заместитель директора информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь.

– Партизанское движение образует судьбоносный, ключевой пункт нашей истории, оно являлось всенародным сопротивлением. Общая численность партизан составляла примерно 14 тысяч, 250 тысяч – партизанские резервы, 70 тысяч – подпольщиков. Это был настоящий «второй фронт» – только в тылу врага!

Михаил Журавков, методист Гродненского областного совета руководителей колледжей, председатель областного совета общественного объединения «Белорусский союз офицеров» – педагог со стажем. Он уверен, что патриотизм начинается с любви к малой родине, к родителям, к соседям.

Журавков рассказал, что в его регионе нет ни одной школы без музея или музейной комнаты, а каждый школьник обязательно пишет сочинение об одном из военных памятников на территории района или на тему «Война в моей семье».

Порой ребята, пока не напишут такое сочинение, даже не знают, как война коснулась их семьи. Зато потом приходят в школу с горящими глазами, вступают в поисковые отряды. А еще гродненские ребята активно участвуют в поисковой работе. Время идет, Великая Отечественная война все дальше от нас, все тише звучат голоса тех, кто помнит события тех дней. Избе-жать фатальных ошибок прошлого, по-настоящему научить чему-то потомков можно, только если вместо перечня фактов подарить им живые впечатления. К сожалению, взрослые не всегда помнят об этом, делая уроки истории шаблонными, а слова о патриотизме с высоких трибун – исполненными ложного пафоса.