Власть и общество

Смотрите фильмы вместе с чадом

Смотрите фильмы вместе с чадом
Смотрите фильмы вместе с чадом
Новогодние праздники – традиционное время добрых и с детства знакомых сказочных фильмов по телевизору
Их ждут и дети, и взрослые. Долгое время в России кино для детей практически не снималось. Сегодня детско-юношеский кинематограф переживает второе рождение. И во многом благодаря талантливым молодым режиссерам. Собеседник «СВ» – выпускница ВГИКа, победитель многих кинофестивалей, в том числе – «Лучезарный ангел», «Русское зарубежье» и др., молодой российский режиссер и сценарист Елизавета ТРУСЕВИЧ. Говорим о любви к кино, детям и родине. Кстати, Елизавета – уроженка белорусского города Гродно, но уже много лет живет в Москве. И с теплом говорит и о Беларуси, и о России. 

 – Елизавета, на съемках вашей дебютной игровой детской картины «Семицветик» вы работали с маленькими артистами. Легко ли было найти подход к детям? 

– В фильме снималось порядка 50 детей. И возраст артистов непростой – 12 лет. Перед съемками прочитала старую книгу «Кино и дети», в которой собраны статьи лучших режиссеров детского кино, в том числе и воспоминания режиссера Виктора Эйсымонта, моего земляка, также родившегося в Гродно. Зрители, наверное, до сих пор помнят его по фильмам «Дружок», «Приключения Толи Клюквина». И когда я организовывала кастинг, то руководствовалась в том числе и некоторыми мыслями Эйсымонта, который утверждал, что ребенок по своим внутренним качествам должен соответствовать амплуа персонажа. В итоге на площадке собрались совершенно разные по характеру дети. Причем с разным опытом в кино. Исполнитель главной роли – Ваня Оранский – уже не новичок, он много снимался. А вот для Кати Смилянец и Никиты Бабаева это был дебют в кино. В какой-то момент я перестала делить моих актеров на детей и взрослых. Более того, с детьми было работать легче: уже в первом-втором дубле удавалось запечатлеть их искреннюю, непосредственную реакцию – с последующими дублями она уже уходила. 

– В этом фильме также снялась известная советская и российская актриса Светлана Немоляева. Какие впечатления у вас оставила работа со Светланой Владимировной? 

– Несмотря на то что она – настоящая звезда нашего кино, у нас сложились очень теплые и доверительные отношения. В фильме «Семицветик» было стопроцентное попадание в образ современной бабушки, бывшей балерины, которая смогла стать для внука лучшим другом. Со Светланой Немоляевой очень легко и приятно работать. Мне было очень важно ее мнение о фильме. Но особенно ценным было мнение ее внука, Сережи Лазарева, ведь он – ровесник моих героев. Сереже фильм также очень понравился. 

– Российское детское кино после распада СССР переживало непростое время. Сейчас оно постепенно начинает возрождаться. Какие тенденции вы видите? 

– Действительно, сегодня государство уделяет большее внимание этой проблеме. О прокате и финансировании детского кино не так давно говорила и Председатель Совета Федерации ФС РФ Валентина Матвиенко. Пока эти процессы в зачаточном состоянии, но я надеюсь, что достойное детское кино в России возродится. И я смогу внести свой вклад в это дело. Современное детское кино – скорее кино семейное. Снимаются фильмы, которые были бы интересны для просмотра детьми вместе с родителями, бабушками и дедушками. И это дает большую возможность для проката. Мне очень нравится белорусское детское кино. В советское время на «Беларусьфильме» были сняты многие знаменитые детские фильмы – «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Расписание на послезавтра»… А картину «Я родом из детства» я всегда показываю своим студентам. Сейчас я занимаюсь детским игровым кино и вижу в этом определенную взаимосвязь с моей малой родиной… 

– Ведь вы родились в Беларуси! И насколько я знаю, малая родина нашла отражение в вашем творчестве… 

– Бывая в красивейших городах Европы, я всегда ищу в них сходство с родным Гродно – в архитектуре, атмосфере. Мои родители – белорусы, жили в Минске, окончили журфак Белгосуниверситета. Потом маму, писателя Елену Сазанович, пригласили сразу на второй курс сценарного факультета ВГИКа, и чуть позже наша семья переехала в Москву, где я окончила школу, ВГИК, стала режиссером и сценаристом. Бабушка, Юлия Игнатьевна Сазанович, 50 лет проработала в родильном зале гродненского роддома. Она помогла появиться на свет чуть ли не всему этому прекрасному городу! Полгода назад ее не стало… Хочется, чтобы хоть какая-то память осталась о ней. Быть может, сейчас эти строчки в вашей газете прочитает кто-то из тех, кто ее помнит. Я мечтаю поездить по родной стране, привезти туда дочь – чтобы она тоже знала и не забывала свои корни. Очень хочу побывать в Лиде. В 2007 году на конкурсе Национальной киностудии «Беларусьфильм» мой сценарий «Лида» занял второе место. Сюжет таков. Вернувшийся с войны солдат во сне все время повторял: «Лида, Лида, Лида…» Жена ревновала, думая, что это имя какой-то девушки. И наконец она решилась поехать по местам сражений, в которых он участвовал, найти его однополчан… И в итоге выяснила, что Лида – это город, где и произошли самые тяжелые бои. 

– Кстати, о родине. Один из ваших документальных фильмов – «Возвращение Гречанинова», о русском композиторе, эмигрировавшем в Европу, затем – в Америку, до конца жизни он тосковал по России… Сегодня многие заблуждаются, думая, что расстаться с родиной – легкий и необременительный выбор. Что бы вы ответили?

– Эмиграция – тяжелый крест. И чего бы я себе никогда не пожелала – разлуки со своей страной. Для русского человека, а тем более творческого, отрыв от своей корневой системы – беда. И дело не в языковых барьерах, а в чем-то совершенно необъяснимом. Кстати, в другом неигровом фильме – «Герои нашего времени» – я исследую русский характер. Мне удалось найти людей, чьи имена совпадают с именами литературных героев – Наташа Ростова, Андрей Болконский, Иван Царевич и другие. Я им задавала разные вопросы, в том числе и про эмиграцию. Очень хорошо на этот вопрос ответила кандидат философских наук Наташа Ростова: «Нельзя выбирать себе веру и родину». Мне кажется, что ее тезка – толстовская Наташа – ответила бы так же…