Власть и общество

[52] Белоруссия прокормит Москву

Приезжайте еще, привозите побольше
[52] Белоруссия прокормит Москву
[52] Белоруссия прокормит Москву

К номеру:   ()


01 Ноября 2007 года

В российской столице прошел Четвертый форум делового сотрудничества Москвы и Республики Беларусь. Ради этого события в Россию прибыл премьер-министр Белоруссии. Как всегда, Сергей Сидорский и Юрий Лужков представили друг другу массу идей для укрепления взаимовыгодных связей. Градоначальник и премьер-министр торжественно открыли выставку «Белорусское качество-2007» в одном из просторных залов московской мэрии, после чего в окружении чиновников и предпринимателей направились на заседание Совета делового сотрудничества. Совет ведет свою работу с апреля 2004 года, и его основная цель – «разработка концепции и стратегии развития сотрудничества между городом и республикой на основе баланса интересов». А проще говоря, помощь в продвижении белорусских товаров на московский рынок, а московских товаров – на рынки Белоруссии.
И как показывают цифры – Совет работает весьма продуктивно. Мэр Москвы отметил, что в текущем году рост товарооборота составил 16% по сравнению с рекордным 2006 годом, когда объем товарооборота достиг 7 млрд долларов. Но Юрий Лужков отметил, что цифры в денежном выражении могут быть обманчивы, так как существует ощутимая инфляция. Тем не менее никто из участников экспозиции «Белорусское качество-2007» на снижение поставок в натуральном выражении не жаловался.
Основу белорусского экспорта в Москву составили механические устройства, электрические машины и оборудование, прутки из нелегированной стали, грузовые автомобили, тракторы, изделия из черных металлов, полимерные материалы, продовольственные товары, мебель, одежда, постельные принадлежности и т.д. «В белорусских товарах качество отмечено не только различными сертификатами, за них голосуют москвичи, мы видим приличную конкурентоспособность белорусских товаров на московском рынке», – похвалил белорусов Ю. Лужков.
Москва, в свою очередь, экспортировала в РБ нефть и нефтепродукты, электроэнергию, полимерные материалы, пластмассы и изделия из них, медную проволоку, механические устройства, электрические машины и оборудование, лом и изделия из черных металлов, органические химические соединения, каучук, резину и изделия из них, инструменты и различные оптические, фотографические и другие аппараты, а также многое другое.
«Наши отношения не ограничиваются взаимной торговлей, – подчеркнул мэр российской столицы. – Беларусь в Москве строит жилье. Москва в Минске строит торговый центр и приступила к строительству жилья. Скоро откроется Дом Москвы, который будет осуществлять торговое и иное взаимодействие». Градоначальник также сообщил, что Москва и Белоруссия делают ставку на инновационное направление, то есть развитие высоких технологий для совместного производства продукции мирового уровня. В частности, в Зеленограде уже приступили к созданию российско-белорусского инновационного центра. А в ближайшие годы намечены десятки совместных производств.
В то же время в торговых отношениях России и Белоруссии не все так гладко. В конце прошлого – начале текущего года Россия не пускала на свой рынок продовольственную группу белорусских товаров. Сначала под удар попали конфеты с аналогичными названиями, существующими в РФ, потом запрет коснулся молочных и мясных продуктов. Самый большой урон целой отрасли был нанесен отказом России покупать белорусский сахар. По итогам 10 месяцев запасы этого продукта на складах белорусских заводов в 4,6 раза превысили среднемесячные объемы производства.
Вполне логично, что с критикой в адрес российских чиновников выступил Сергей Сидорский. К примеру, на заседании Совета делового сотрудничества он напомнил, что затянувшая аттестация Россельхознадзором вызвала сбой в поставках целой группы товаров. Российские чиновники нарушили темпы работы белорусских производителей, что вряд ли пошло на пользу московской продовольственной безопасности, которая, кстати, была одной из главных тем встречи. Как выразился белорусский премьер, необходима «дебюрократизация». А с этим, как известно, в России проблемы.
Это подтверждали и прибывшие в Москву белорусские предприниматели. Всего в выставке «Белорусское качество-2007» участвовало более полусотни предприятий самого различного профиля: от мясокомбинатов и ликероводочных заводов до производителей ковров, обуви, телевизионной и медицинской техники.
– Московский рынок, конечно, очень привлекателен для нас, сотрудничаем с крупными столичными торговыми сетями, – рассказал заместитель начальника отдела маркетинга РУПП «Витязь» Сергей Гуков, который заведовал стендом с такими диковинками, как первые белорусские DVD-плееры и ЖК-телевизоры. – Мы участвовали в программе «Союзный телевизор», которая привлекла внимание к отрасли и позволила нам в тот момент получить импульс к дальнейшему развитию. Сейчас мы готовим нашу технику к грядущему тотальному переходу на цифровое телевидение. Идем в ногу со временем и не боимся ни мировых брендов, ни китайского товара с демпинговыми ценами. В России у нас есть свой покупатель. Единственное, что действительно беспокоит, – это постоянно меняющееся российское законодательство. Сегодня одно – через полгода другое. Особенно российская таможня с нового года любит вводить всевозможные свежие документы и инструкции. Бывает, отправляем машины с товаром, а при подъезде к границе выясняется, что законодательство уже изменилось – и груз застревает на таможне. Начинается беготня, сбор новых бумаг. Конечно, хотелось бы большей стабильности в этом плане.
– А у нас в начале года были трудности с Россельхознадзором, – поведала начальник отдела внешнеэкономической деятельности и маркетинга УП «Минский мясокомбинат» Наталья Джах. – К счастью, при посредничестве властей проблема разрешилась, мясная отрасль страдала недолго и вскоре поставки возобновились. 10 процентов от общего объема производства нашего завода – это экспорт. Лет десять назад, конечно, не было поставок в таких масштабах. Содействие московского правительства способствует заключению прямых договоров, позволяет войти на российский рынок, а без подобной поддержки это очень сложно сделать.
– Мы довольно долго пробивались на российский рынок, – рассказал маркетолог завода СООО «Аквадив» Вадим Рохман. – Сейчас все двигается благодаря подобным выставкам, регулярным встречам наших чиновников. Мы экспортируем продукцию в США, Италию, Прибалтику, но все же наш основной рынок – это Россия. Здесь работать проще, здесь нас знают. На перегруженном рынке Запада для продвижения товара нужно значительно больше усилий. Белорусские предприниматели воспринимают поездки Сергея Сидорского уже как должное, но тем не менее очень благодарны за это. Таким образом, стимулируется развитие большого числа предприятий. Многие наши министры, их заместители активно включаются в торгово-экономическую деятельность с другими странами, всюду лоббируют белорусские интересы. Без людей, представляющих власть, порой бывает сложно куда-либо пробиться.