Власть и общество

История с праздником

История с праздником
История с праздником

К номеру:   ()


01 Ноября 2008 года

Что пожелали друг другу россияне 4 ноября

Три года назад страна получила новый государственный праздник с очень красивым названием «День народного единства». Учитывая, что Россия – страна многонациональная и многоконфессиональная, учреждение такого праздника можно только приветствовать. Однако с датой праздника и ее привязкой к реальным историческим событиям вышла неувязка. По всей видимости, было намерение учредить праздник взамен 7 ноября, олицетворяющего далеко не лучший день в истории нашего государства. Так как народ привык иметь лишний выходной именно в начале ноября, то и выбрали памятное историческое событие, близкое по дате. Однако складывается такое впечатление, что те, кому в голову пришла мысль привязать новый праздник именно к 4 ноября, не учли два важных обстоятельства: во-первых – данные исторической науки, а во-вторых – многоконфессиональность государства Российского.
В пояснительной записке к проекту закона об учреждении нового праздника говорилось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Так как же «польские интервенты» оказались в Москве и что происходило в столице 4 ноября 1612 года?
Смутой современники называли трагические события первых двух десятилетий XVII века. …В январе 1598 года со смертью царя Федора пресеклась законная династия Рюриковичей. Земский собор избрал царем Бориса Годунова, который развернул бурную реформаторскую деятельность. Но в 1601-1603 годах вследствие двух подряд неурожайных годов разразился страшный голод. Дело доходило до людоедства. В народе возникло твердое убеждение, что это кара Божья, а виной всему – «неистинный» царь Борис. И что «природный» царевич жив. Младший сын Ивана Грозного Дмитрий в 1591 году, девяти лет от роду, погиб, якобы напоровшись во время игры на ножик.
И «истинный царь» появился. Лжедмитрий с небольшим отрядом казаков и поляков в октябре 1604 года двинулся на Москву. Не поддержка Польши, а мощные антигодуновские настроения в стране решили дело. Перед Лжедмитрием без боя открывались ворота всех крепостей. В апреле 1605 года скоропостижно умирает (есть версия, что его отравили) Борис Годунов, и на российский престол вступает «царь Дмитрий Иванович». Через год Лжедмитрий в результате боярского заговора был убит. На царство «выкрикнули» Василия Шуйского, однако десятки городов и уездов не признали боярского царя – для них истинным государем оставался Дмитрий, в смерть которого не верили. В стране разгорелась настоящая гражданская война, в которой интересы людей, принадлежавших к различным слоям общества, перемешались самым причудливым образом. К примеру, под предводительством бывшего холопа, а ныне «воеводы царя Дмитрия» Ивана Болотникова сражался его прежний господин – князь Андрей Телятевский. Объявился новый самозванец – Лжедмитрий II, который во главе большого разношерстного войска подошел к Москве и стал лагерем в Тушине. Непопулярного царя Василия Шуйского бояре свергли.
В августе 1610 года, опасаясь захвата власти в Москве Лжедмитрием II, бояре решаются пригласить на царство сына польского короля Сигизмунда III – королевича Владислава, что и было сделано. Кроме жителей Москвы новому царю Владиславу Жигимонтовичу присягнуло население Новгорода, Владимира и ряда других городов. Чтобы не допустить в Москву войско Лжедмитрия II, москвичи впустили в столицу польский отряд. (Приходится признать, что поляки появились в Москве на вполне законных основаниях.) Вскоре Лжедмитрий II был убит. Однако Владислав так и не приехал в Москву, непременное условие – переход нового царя в православие – исполнено не было. Русским государством попытался править от имени своего сына Сигизмунд III через своего наместника в Москве. С поляками активно сотрудничали многие знатные русские люди – князья Ф. Мещерский, Г. Ромадановский, И. Куракин, дьяки (начальники канцелярий) Н. Вельяминов и Ф. Андронов. Однако действия польских войск в Москве привели к бунту в марте 1611 года. С целью пресечения беспорядков поляки по совету бояр подожгли город, который выгорел дотла. К Москве двинулись войска польского короля. Желая урвать свою долю, шведы заняли Новгород. В это катастрофическое для страны время провинциальные города начали движение за возрождение национальной государственности. Первое ополчение не достигло своей цели. Второе ополчение под руководством Минина и Пожарского в августе 1612 года подошло к Москве. Польский гарнизон и часть русской знати засели в Кремле. Войско гетмана Ходкевича, спешившего к ним на помощь, было разбито ополченцами и казаками. 22 октября казаки взяли штурмом Китай-город.
С изгнанием поляков из Москвы Смута не закончилась. Земский собор избрал новым царем Михаила Романова только в конце февраля 1613 года. В 1612-1614 годах юг и юго-восток страны охватило движение Ивана Заруцкого. В 1614-1615 годах в центральных уездах вспыхнуло восстание казаков, которые едва не захватили Москву. «Великое казачье войско» еще в 1616-1618 годах появлялось в разных регионах под антиправительственными лозунгами. Продолжалась война со Швецией и с Речью Посполитой.
Дата, к которой привязано изгнание поляков из Москвы, – 22 октября по юлианскому календарю. В XVII веке он отставал от григорианского, по которому мы живем сейчас, на 10 суток. То есть если бы Россия приняла новое исчисление, как и большинство стран Европы, в 1582 году, то изгнание поляков было бы привязано к дате 1 ноября. В настоящее время григорианский календарь имеет разницу с юлианским 13 суток. К сожалению, не нашлось экспертов, которые бы подсказали законодателям, что 4 ноября 1612 года по новому стилю НИЧЕГО памятного в истории России не было. К тому же поляки сдались, полностью освободив Кремль – символ российской государственности, 27 октября (6 ноября по новому стилю). Опять неувязка с датой.
Но это еще полбеды. Современные православные, да и многие светские календари дают по дате 22 октября по старому стилю и 4 ноября по новому немаловажные уточнения: «Празднование Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)». И опять никто не подсказал законодателям, что в памяти татарского народа «Казанская икона» воспринимается как символ поражения. Что поделать, такую память оставил о себе Иван Грозный, устроив резню после взятия города. Более того, в Казани неоднократно было заявлено о том, что возвращение в город копии этой иконы из Ватикана будет воспринято неоднозначно.
Никто не мешает православным чтить Казанскую икону Божией Матери. Точно так же, как не возбраняется мусульманам или представителям других конфессий иметь собственные праздники. Но приглашать россиян на общее торжество, не определив точно, «по какому поводу собрались», прямо скажем, недальновидно. Небольшая справка. На территории России проживает около 6 миллионов татар. Граждан России, исповедующих ислам, – порядка 20 миллионов. Россия за свою историю воевала со многими государствами и освобождала свою территорию не только от поляков. Кстати, в Польше отметили «антипольский характер» нового государственного праздника России.
Поляков в РФ проживают 95 тысяч и около полумиллиона людей польского происхождения. Каждый седьмой житель нашей родины имеет польские корни. Похоже, этот праздник тоже не для них. (В Беларуси, по данным переписи 1999 года, проживают 395 712 поляков.)
В этом году фактически все СМИ дали информацию о предстоящем в Москве 4 ноября Крестном ходе по Бульварному кольцу. В сообщениях прямо говорится, что 4 ноября – большой церковный (День Казанской иконы Божией Матери) и светский, к тому же государственный праздник «День народного единства». Остается только пожелать всем живущим в государстве россиянам посмотреть на эту дату по-философски: прощая друг другу прошлые обиды и исторические недоразумения.

Антон АЛЕКСАНДРОВ