Власть и общество

Нас не разъять. Мы – русы!

Нас не разъять. Мы – русы!
Нас не разъять. Мы – русы!

К номеру:   ()


01 Апреля 2009 года

2 апреля 1996 года был подписан Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии. Тогда же Высшим Советом Сообщества было принято решение об учреждении Дня единения народов Беларуси и России. Непростые были времена… После Беловежской Пущи, когда между Смоленском и Витебском появились пограничные столбы, казалось, что назад дороги не будет. Однако правительства приходят и уходят, а остается многовековая история, остается славянское братство, кровь от крови народное, где в сотнях деревушек по обе стороны новой границы – все между собой друзья, кумовья да сваты. А общаться и дружить людям не может ни запретить, ни разрешить никакой пограничный столб. «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». И мы взялись за руки… Просто оба народа, именно народа, а не чиновники и политики, поняли, что нам друг без друга жить нельзя. Ведь фактически мы один народ, искусственно разделенный политическими бурями начала девяностых.
Одним из тех, кто стоял у истоков создания Союзного государства, был бывший Председатель Государственной Думы Российской Федерации Геннадий Селезнев. Лично для меня – это учитель и наставник со времен той самой, любимой миллионами читателей «Комсомолки», где я был молодым корреспондентом, а он – главным редактором, поднявшим тираж газеты до Книги рекордов Гиннесса. Много лет спустя мы с ним однажды встретились случайно в Будапештском аэропорте. Тогда я, небритый и измученный, в мятой джинсовке, возвращался из-под американских бомбежек, из Косова. Я встал и пошел навстречу. Наши охранники и венгерские полицейские ошалело молчали, не зная, что делать: какой-то небритый тип подошел к одному из первых лиц России. А Селезнев улыбнулся и просто сказал: «Привет, Саш. Ты оттуда? Что там?» И я, сбиваясь, стал рассказывать, что югославская армия дерется доблестно, о том, как натовские «томагавки» разбили роддом в Ореховаце, о том, как горели Раковица, Горни Милановац, Панчево, о том, как убивали Сербию…
Прошли годы. И сегодня Геннадий Селезнев делится своими воспоминаниями и оценками в деле строительства Союзного государства.
– Символично, что восстановление Союза Беларуси и России началось именно в Беловежской Пуще, на этой святой земле, обильно политой кровью многих поколений наших предков. Конечно, сразу так, да и чтобы все гладко, никогда не бывает. Были проблемы и с Конституционным Актом, и проблемы с вводом единой валюты. В ходе длительных дискуссий и размышлений стало понятно: нельзя говорить с позиции «старшего брата», должно быть уважительное, равноправное отношение. Сейчас к безусловным союзникам России я отношу Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Таджикистан. Но самым верным и надежным по-прежнему остается Беларусь. Поэтому у нас во всем должны быть особые отношения, мы должны относиться к ней как к самому надежному союзнику и партнеру, в конце концов, как к родной сестре. Отрадно, что сейчас наши отношения на подъеме и есть оптимистическое ощущение, что президенты Лукашенко и Медведев пойдут и дальше дорогой созидания.
Итак, как же все начиналось?
После того, как 2 апреля 1996 года Президент Беларуси Александр Лукашенко и Президент России Борис Ельцин подписали Договор о создании Сообщества России и Белоруссии, главным органом Сообщества стал Высший Совет, в который вошли главы государств и правительств, руководители парламентов России и Беларуси. Председателем Высшего Совета Сообщества России и Белоруссии был утвержден Александр Лукашенко. Динамика наших отношений пошла по нарастающей. Российско-белорусское объединение прошло путь от Сообщества России и Белоруссии (1996 год) к Союзу Беларуси и России (1997 год ). Договор о его образовании в 1999 году был трансформирован в Договор об образовании Союзного государства. Во многом мы стали единой страной. Теперь, взяв железнодорожный билет на Белорусском вокзале, можно спокойно спать в вагоне до самого Минска. Вас не потревожат ни пограничники, ни таможня. Да и пограничные столбы давным-давно исчезли – их просто выкопали за ненадобностью.
29 апреля 1996 года на встрече руководителей парламентов двух стран в Санкт-Петербурге было подписано Соглашение о создании Парламентского Собрания Сообщества России и Белоруссии. Местом нахождения его была определена Москва, а представительства Парламентского Собрания в Республике Беларусь – город Минск. 25 июня 1996 года в российском Смоленске уже прошла первая сессия Парламентского Собрания Сообщества, на которой были решены организационные вопросы: избран Председатель Парламентского Собрания, образован исполнительный орган Сообщества – Исполнительный Комитет. Времена, повторюсь, были тяжелые. Как никогда было важно объединять могучий российский экономический потенциал и белорусскую привычку к порядку и дисциплине.
Примерно в это время меня забросило в командировку в Брянскую область, в маленький райцентр Унеча. Совсем рядышком Беларусь. И если в самом городке все было, как говорится в народе, еще «тудемо-сюдемо», то в районных деревушках наступал полный коллапс: месяцами задержанные пенсии и зарплаты, остовы навеки замерших тракторов, комбайнов и косилок. Я листаю свой блокнот той поры.
«Мы сейчас ездим на заработки в Беларусь, – говорил тракторист Андрей Панкратов, – потому что у них – порядок. Техника в хозяйствах стоит «на линеечке», смазанная, заправленная. И деньги за работу платят аккуратно. И никакие мы там не гастарбайтеры. Мы – братья, соседи. У меня жена из Мстиславля, с Могилевщины. И у Пашки Стасенко, и у Сереги Коновалова…»
Удивительно ли, что в те годы даже поговаривали о желании целых шести районов Брянской области уйти в Беларусь…
Уже тогда идея объединения двух братских славянских народов назрела даже не на государственном, а на народном уровне, на уровне деревень и маленьких городов, лежавших по обе стороны искусственно придуманной границы. Но вернемся к истории.
Договор о создании Союзного государства Беларуси и России был подписан 8 декабря 1999 года (вступил в силу 26 января 2000 года). Одновременно была принята Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации его положений. Для достижений целей Союзного государства в соответствии с Договором было предусмотрено создание Высшего Государственного Совета, Парламента, Суда и Счетной палаты Союзного государства. Представительным и законодательным органом Союзного государства стал двухпалатный Парламент, состоящий из Палаты Представителей и Палаты Союза.
Исполнительным органом Союзного государства стал Совет Министров, в состав которого входят Председатель Совета Министров Союзного государства, главы правительств Республики Беларусь и Российской Федерации, Государственный секретарь Союзного государства, министры иностранных дел, экономики и финансов. Председатель Совета Министров назначается Высшим Государственным Советом Союзного государства. Им может быть глава правительства России или Беларуси на ротационной основе. Первое заседание Совета Министров Союзного государства состоялось 25 апреля 2000 года.
Совет Министров формирует Постоянный Комитет, ответственный за подготовку заседаний Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства. Постоянный Комитет координирует работу отраслевых и функциональных органов и их взаимодействие с национальными органами Беларуси и России, контролирует выполнение принятых высшими органами Союзного государства решений.
В целях подготовки проекта Конституционного Акта Союзного государства в 2003 году была образована российско-белорусская комиссия, сопредседателями которой стали главы нижних палат парламентов двух стран. Деятельность ее значительно активизировалась после встречи Президентов России и Беларуси в июне 2005 года. В ходе работы над проектом Конституционного Акта в сентябре 2005 – январе 2006 года состоялось три заседания комиссии.
Наиболее действенным инструментом в процессе создания Союза двух братских государств стало Парламентское Собрание. Главная заслуга парламентариев в том, что они заложили основы формирования правовой системы Союзного государства. Из года в год, от сессии к сессии.
За весь период работы Парламентского Собрания было проведено более тридцати выездных сессий – в Минске, Смоленске, Брянске. Там рассматривались и отрабатывались вопросы и статус союзных парламентариев, законопроектная база Союзного государства, основные права и свободы государств-союзников.
Особенно хотелось бы отметить VIII сессию Парламентского Собрания, на которой был рассмотрен проект закона «О порядке рассмотрения, принятия и исполнения бюджета Союза». Это явилось серьезным шагом в совершенствовании всего бюджетного процесса. За последние годы бюджет российско-белорусского союза увеличился в пять(!) раз! Результат не замедлил сказаться: в рамках реализации совместных программ удалось дополнительно создать около 300 тысяч дополнительных рабочих мест.
Если же говорить о результативности всего процесса союзного строительства, то наиболее значимыми сессиями того периода стали XII и XIII. XII сессия Парламентского Собрания состоялась 2 июля 1999 года в Минске, где, собственно, и был подготовлен проект о создании Союзного государства. XIII сессия, состоявшаяся в ноябре того же года, закрепила предложения к проекту Договора о создании Союзного государства.
Подписание Договора о создании Союзного государства стало не только новым этапом в воссоединении двух сестер – России и Беларуси. Появление этого документа подняло на новый уровень работу союзных парламентариев. В поле зрения депутатов все чаще стали оказываться проблемы, без решения которых нельзя создать конкурентоспособное межгосударственное образование, способное противостоять вызовам столь непредсказуемой сегодня мировой экономики и столь быстро меняющегося мира.
Трижды, на XXI, XXIII и XXIX сессиях, рассматривались вопросы, связанные с подготовкой Конституционного Акта Союзного государства – главного документа политического устройства российско-белорусского Союза.
Очень важной является и проблема укрепления международного авторитета Союзного государства. У Парламентского Собрания сложились устойчивые связи с Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС), Парламентской Ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества. В этих структурах Парламентское Собрание Союза Беларуси и России имеет статус постоянного наблюдателя.
Что говорить, были и трудности в нашем строительстве Союзного государства. Я помню пресс-конференцию в Минске по поводу газового кризиса. Здорово они тогда на нас обиделись. Напомню суть: тогда «Газпром» выкатил Беларуси чуть ли не европейские цены, аргументируя это тем, что при общей конъюнктуре рынка они и так-де льготные, ниже, чем, скажем, для Армении или Молдовы. «Мы готовы платить за газ сколько угодно, – сказали тогда минчане, – хоть пятьсот, хоть семьсот долларов. Если только по такой же цене будет получать газ Смоленская область. При чем тут Армения и Молдова? У них нет с Россией интегрированной экономики. А у нас есть. И в газовом договоре четко прописано о том, что Беларусь будет получать газ по ценам Смоленской области. В противном случае вы нас просто по миру пустите, наши товары станут неконкурентоспособны…»
Слава Богу, тогда нашему правительству достало политической воли для того, чтобы, как говорили во времена Политбюро ЦК КПСС, «поправить» всесильный «Газпром», скупавший за десятки миллионов евро футбольных легионеров со всего света и при этом пытавшийся выкручивать руки родным братьям. Так что чего говорить, разные бывали времена.
Между тем внимание к строительству Союзного государства неизменно повышается. Расширяется круг наблюдателей при Парламентском Собрании. Уже сегодня, например, в его работе участвуют представители межфракционных депутатских объединений Национального собрания Республики Армения, Верховной рады Украины, многих международных и общественных организаций.
Но все-таки отдельная тема – фактор Украины, которую мы, россияне и белорусы, считаем своей третьей родной сестрой.
При Парламентском Собрании статус постоянного наблюдателя был предоставлен межфракционному депутатскому объединению Верховной рады Украины «За союз Украины, Беларуси и России» (ЗУБР). При содействии Парламентского Собрания была создана межпарламентская организация. Еще один ЗУБР, призванный содействовать укреплению взаимоотношений трех братских стран. Мне думается, что иначе и быть не могло. Мы ведь действительно все одной крови, одного глагола, общей судьбы. И доказательство тому – хотя бы то, что на всех наших трех языках основополагающее слово «хлеб» звучит одинаково…
Конечно, процесс создания российско-белорусского государства непрост. Но надо отметить, что при переходе его в заключительную фазу – формирования полноценного союза двух государств – роль союзных парламентариев будет возрастать. Однако совместную деятельность российских и белорусских депутатов в рамках Парламентского Собрания Союза Беларуси и России уже сегодня можно назвать уникальной, а наш общий опыт парламентской практики – учебником для мирового сообщества.
…Любое строительство – процесс сложный и продолжительный. Как говорят в народе, «ломать – не строить». Разбить чашку можно за секунду, а вот склеивать потом черепки приходится долго. Но если помыслы чисты и есть к строительству воля, умение и желание, то все получится. Я уверен, что у нас получится и пора искусственного разъединения наконец-то пройдет. Потому что никаким политическим бурям нас не разъять. Мы – русы! Такова уж наша судьба, что мы никогда не находили легких путей и дорог в своей истории. Всегда они были в рытвинах и ухабах. Но все равно шли. Ибо дорогу осилит идущий.

Александр ЧУДАКОВ