Власть и общество

Победа как путь к самоопределению

Победа как путь к самоопределению
Победа как путь к самоопределению

К номеру:   ()


01 Мая 2009 года

Каждый год по мере того, как приближается день 9 Мая, все человечество в очередной раз задумывается о значении и смысле Великой Победы

А может, не было войны
И мир ее себе придумал?
…Но почему же старики
Так плачут в мае от тоски? –
Однажды ночью я подумал.
А. Розенбаум Сегодня бытуют самые разные мнения по поводу того, чем же была Великая Война, унесшая многие миллионы человеческих жизней и определившая характер мирового порядка более чем на полвека вперед. Для одних это лишь очередное столкновение интересов крупнейших держав. Для других – способ разрешения очередного кризиса капитализма. Есть более экзотические постмодернистские версии. Например, в том духе, что это была борьба одного «тоталитаризма» («фашизма») с другим «тоталитаризмом» («коммунизмом»), в результате которой победителем вышла «третья сила» – демократия. Подобные точки зрения сегодня очень распространены в странах Запада и особенно – в странах Восточной Европы, очень полюбивших историю про «смену фашистской оккупации на коммунистическую».
Для большинства русских и белорусов та уже далекая война 1941-1945 годов была справедливой борьбой против очень жестокого, но, по сути, самого обычного врага – «немецко-фашистских захватчиков». Враг был плохим, поскольку он был захватчиком и хотел нас поработить и частично или полностью истребить. Наши отцы и деды были хорошими, поскольку они самоотверженно защищали свою Родину. Это самая простая и при этом самая точная версия произошедшего. Однако она все-таки не отражает всей сути тех героических событий шестидесятилетней давности.
Ничего нельзя понять ни о Великой войне, ни о ее значении, в частности, для Беларуси, если пытаться рассматривать это событие исключительно в противопоставлении «фашизм – коммунизм» (не говоря уже о других, более примитивных противопоставлениях). Так же, как невозможно понять, почему русские, белорусы и другие народы СССР, находясь под властью, одобряемой далеко не всеми из них, предпочли массово умереть, но не сдаться врагу, который, по крайней мере на словах, предлагал им «освобождение от большевиков». Понять всемирный смысл Победы можно только через выявление тех метафизических позиций, столкновение которых воплотилось в Великой Отечественной войне.

Как известно, гитлеровская Германия не была только фашистским государством. Под фашизмом в политической теории понимается определенный общественно-политический строй, многие элементы которого в середине ХХ века присутствовали едва ли не во всех государствах мира: и в Италии (родине фашизма), и в Германии, и в СССР, и в США, и в Великобритании. Именно поэтому говорить о Второй мировой войне как о столкновении фашизма с другими формами политического устройства не вполне правильно.
Главным атрибутом, сущностью гитлеровской Германии был нацизм, национал-социализм. В 1934 году Рудольф Гесс, бывший в то время ближайшим соратником Гитлера, определил национал-социализм следующим образом: это «не что иное, как прикладная биология». Эта «прикладная биология» (расовая идея) гласила, что есть полноценная арийская раса и есть другие, неполноценные расы. Полноценность расы определяется самим ее происхождением, природой. Поэтому жители неполноценных рас являются носителями «жизни, недостойной жить» (das lebensunwerte Leben), и никакие их старания не могут превратить их в полноценных людей.
Полноценная арийская раса, в соответствии с доктриной нацизма, должна отвоевать у других, низших народов «жизненное пространство» и в конце концов добиться мирового, даже вселенского господства. Как отмечает Юрий Крупнов в одной из своих статей, «гитлеровские альпинисты из «Черного ордена» СС успели в 1942 году после специального ритуала в Пятигорске водрузить на Эльбрус особые эсэсовские знамена. Эльбрус был для «истинных арийцев» священной горой, магической вершиной секты «Друзей Люцифера». Следующим и последним местом для водружения таких знамен должен был стать, по планам высших жрецов нацизма, Тибет. Именно якобы здесь, согласно изысканиям самых засекреченных эсэсовских ученых, спят и ждут своего часа люди-боги, великаны и где наконец сам Гитлер должен был их однажды разбудить, и они, объединившись, создали бы глобальное эсэсовское государство «сверхчистой расы».
То есть нацизм претендовал на покорение не только Земли, не только всего человечества, но и всей Вселенной. Ею должны были править уже даже не арийцы, а «герои-полубоги», выведение которых, в соответствии с оккультной доктриной «Вель», предполагалось осуществить через целенаправленные биологические мутации (для соответствующих опытов и употреблялся «человеческий материал» по большей части из числа «неполноценных народов», включая наших с вами дедушек и бабушек).
Таким образом, нацизм был и сегодня является радикально анти-христианским мировоззрением, утверждающим фундаментальное неравенство между людьми, их разделение на полноценных и неполноценных. Если для Христа всякий человек, включая язычника, является образом и подобием Божиим, то для нациста всякий человек, от рождения не принадлежащий к «высшей расе», является «недочеловеком» (Untermensch). «Недочеловек» никогда не сможет стать человеком, а «неполноценный народ» заведомо не имеет права на достойную жизнь. В таком случае все усилия «неполноценных рас» по изменению своего положения являются бессмысленным и безнадежным бунтом против неумолимых и бездушных «высших сил». Достойная жизнь и самосовершенствование становятся уделом лишь одной – «полноценной» – расы.

Великая Победа стала, без преувеличения, спасением всего мира от страшной участи быть превращенным в ад на земле. Великая Победа спасла и все прошлое человечества, и его будущее. Великая Победа сказала народам и людям всего мира, что они равны как уникальные, неповторимые личности и что каждый из них может и должен трудиться и бороться за лучшую долю, за достойную жизнь. Это была Победа народов всего мира над вселен-ским злом. И вклад, который внесли отдельные народы в эту Победу, особенно русский, был оценен по достоинству.
Белорусы своей самоотверженной борьбой заслужили право в качестве суверенного государства подписать Устав Организации Объединенных Наций и стать сооснователями нового, справедливого мирового порядка, в котором есть возможность для развития и достойной жизни у каждого народа и каждого человека. Так в 1945 году белорусы впервые сами и от своего имени сказали свое слово во Всемирной истории. Великая Победа стала основанием их мировой субъектности. Однако этим ее смысл для белорусского народа не ограничивается. Дело в том, что мировое признание белорусской государственности стало победой белорусского народа над собственной многовековой судьбой. На протяжении почти всей истории белорусы не имели своей государственности, они, как правило, входили в состав других государств. При этом почти всегда для этих государств был характерен глубокий, мировоззренческий разрыв между элитой, с одной стороны, и большинством населения – с другой. Так, с XV века это была католическая, а затем смешанная протестантско-католическая элита при православном, а затем униатско-православном населении. С начала XIX века это была уже почти полностью ополяченная элита при том же смешанном право-славном и униатском населении, но еще и с царскими чиновниками на верхнем уровне власти. В таких условиях политическая жизнь на территории Беларуси была уделом этой самой относительно немногочисленной элиты, мировоззренчески фундаментально разделенной с народом. Большинство же населения оставалось отрезанным от возможности исторического творчества и политического действия.
Великая Победа разрушила эту конструкцию. В 1945 году впервые в своей истории Беларусь (БССР) состоялась как субъект мировой политики, как суверенная государственность. Поэтому Великая Победа для белорусского народа ознаменовала сразу две Победы: одну – всемирно-историческую Победу совместно с русским и другими народами над вселенским злом нацизма и другую – личную победу белорусского народа над своей «провинциальной» долей, его становление как суверенного, мирового народа.

Поставив в основание своей государственности Победу как мировое событие с глубинным историческим смыслом, белорусы после крушения СССР оказались перед непростой задачей: сохранить смысл этого события и остаться верными ему, воплотить этот смысл своими действиями в новой ситуации. Собственно, в понимании и успешном решении этой задачи и кроется секрет политического лидерства белорусского Президента. И в этом же состоит сила Союза Беларуси и России. Белорусский и российский народы объединены не только общей историей, но прежде всего общим пониманием смысла Победы и стремлением реализовать на Земле тот миропорядок, который утверждает этот смысл, реализует его.
В современном мире, где утвердилось принципиальное неравенство различных групп людей, сохранение верности Победе – очень непростое и опасное дело. И дело здесь не только в желающих взять реванш за поражение в 1945 году силах (а влияние этих сил уже гораздо более значительно, чем кажется на первый взгляд). Дело в том, что неразрешенными остаются те фундаментальные проблемы и противоречия, которые вызвали к жизни и нацизм со Второй мировой войной, и ранее Первую мировую войну. Проблема ценности личности в современном мире, проблема сохранения уникальных культур народов мира, проблема промышленного труда, энергетическая проблема – на все эти и другие вызовы, четко обозначившиеся уже к концу XIX века, у человечества до сих пор нет ответа. И с наступлением мирового кризиса стало понятно, что проект глобализации решить эти проблемы тоже не позволяет.
В этих условиях смысл и уроки Победы, носителями которой по праву являются русский и белорусский народы, становятся особенно важными и актуальными.

Юрий ЦАРИК