Власть и общество

Пьяные дети – пьяное будущее

Пьяные дети – пьяное будущее
Пьяные дети – пьяное будущее

К номеру:   ()


01 Мая 2009 года

Почему так помолодел подростковый алкоголизм

Говорят, что малышам детсадовского возраста очень нравится смотреть телевизионную рекламу. Чем бы ребенок ни занимался, как только с экрана раздается бравурная рекламная мелодия и начинает мелькать заводная картинка, она всецело завладевает малышом. А на картинке… безудержное веселье красивых молодых ребят и девушек, рекламирующих яркие марки пива. Или солидные веселые дяди (порой и на папу очень похожие), которые весело рассказывают что-то про Машу и медведей, «играючи» опять же с нарядными пивными бутылочками. Просто зажигательный народный праздник, почти как Новый год – только не вокруг елки, а вокруг пива. Я не знаю, что в этот момент происходит в голове ребенка, но почти уверена, что атмосфера толерантного и веселого отношения ко времяпрепровождению с пивом входит в его жизнь навсегда. А потом начинается статистика…
Государственно-патриотический клуб «Единой России» провел «круглый стол» с участием ведущих специалистов и политиков на тему подросткового алкоголизма. Цель – продумать необходимые законодательные действия, которые поставили бы заслон этой с каждым годом разрастающейся проблеме. Действительно, подростковый алкоголизм очень «помолодел», и на сегодняшний день мы говорим о детском алкоголизме применительно не к 16-18 годам, а к 13-14, а иногда и к 11-летним детям. И особенно катастрофична ситуация в регионах. Мы чаще говорим о зле наркотиков, но отношение к алкоголю, как правило, снисходительное. Ведь его потребление – чуть ли не нормальное явление, чуть ли не национальная идея. А водка вообще общепризнанный «национальный напиток». Мы хотим привлечь наших читателей к обсуждению этой назревшей донельзя проблемы. Для чего приводим сегодня высказывания участников «круглого стола» с некоторыми сокращениями.

Мария Гринина

Виктор ЗВАГЕЛЬСКИЙ, член Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству:
– Отношение общества к потреблению алкоголя несовершеннолетней молодежью, к сожалению, очень сильно изменилось. Если бы раньше, лет 20-30 назад, школьник подошел к ларьку и попытался купить какой-то алкогольный напиток или пиво, подошел бы взрослый и дал подзатыльник. Теперь отношение взрослых к употреблению детьми алкогольных напитков тоже во многом поверхностное, потому что уровень общественного сознания и уровень рекламы, к сожалению, настроены на то, что алкоголь – это не так плохо. Если взрослые это иногда понимают, то подрастающее поколение, к сожалению, не всегда. Поэтому мы предлагаем ужесточить административную ответственность и повысить штрафы, чтобы было экономически невыгодно «делать прибыль» на несовершеннолетних, а самое главное, ввести уголовную ответственность физических лиц за продажу алкогольных напитков и пива несовершеннолетним. Кроме того, мы предлагаем прекратить продажу пива и алкогольных напитков вблизи детских учреждений, а также полностью запретить рекламу пива, которая, очевидно, нацелена именно на молодежь.
Сейчас, в период финансового кризиса, многие телевизионные компании подтвердят, что рекламодатели тратят меньше средств на рекламу, и, как следствие, прибыль этих телеканалов сокращается. Реклама пива – это одна из самых больших статей дохода для телекомпаний, поэтому им выгодно, чтобы эта реклама была. Но если СМИ не могут выжить, не рекламируя пиво, то, наверное, что-то там не очень правильно. И если уж расставить приоритеты, то для нас сейчас гораздо важнее то, что будет с нашим подрастающим поколением, а не то, как каналы закончат свой финансовый 2010/2011 год.
Я бы хотел озвучить еще одну законодательную инициативу. Это социальная ответственность всех производителей алкоголя за произведенную продукцию. Такие законы тоже действуют во многих странах. Это обязательное отчисление части средств на профилактику и лечение людей, страдающих алкогольной зависимостью, и на социальную рекламу. Наконец-то появилось ответственное министерство – Федеральное алкогольное агентство. Если оно будет нормально работать, если оно будет за этим следить, то, возможно, и этот закон об обязательных отчислениях будет работать, эти отчисления будут прозрачны и от них будет польза.

Ирина ЯРОВАЯ, координатор Государственно-патриотического клуба «Единой России», член президиума генсовета партии, зампред комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике:
– Сегодня в обществе существуют совершенно противоречивые мнения и отношение к употреблению алкоголя. С одной стороны, есть совершенно крайняя позиция, укладывающаяся чуть ли не в концепцию «сухого закона». С другой стороны, есть позиция откровенного ханжества. Есть позиция безразличия. Есть позиция производителей крепких спиртных напитков о том, что нужно серьезным образом призвать к ответственности производителей пива, а, мол, наша целевая аудитория находится в другой возрастной категории. А проблема алкоголизма, тем более подросткового, при этом остается. Естественно, употребление алкоголя – это лишь часть проблемы. Без совершенствования образовательного процесса, повышения роли семьи в воспитании детей, преодоления равнодушия общества и безответственности средств массовой информации сдвинуть с мертвой точки этот «воз» будет очень трудно. Но нужно сделать первый шаг. Я также полагаю, что одна и та же мера, каковой является штраф, в рамках административного наказания и уголовного имеет совершенно разную весомость. Когда человек просто заплатил штраф в административном порядке, то на следующий день или в этот же день забыл об этом, а когда наступает уголовная ответственность и оплачен тот же штраф, это уже сопровождает человека всю оставшуюся жизнь. И, конечно, это будет очень серьезным сдерживающим фактором к тому, чтобы не допускать этого действия.

Лариса ШОЙГУ, член Комитета Государственной Думы по охране здоровья:
– Алкоголизм – это в первую очередь социальная проблема, а во вторую – медицинская. Я была удивлена, что, оказывается, пиво у нас неалкогольный напиток. В свое время существовал такой термин, как «пивной алкоголизм». Но какое тут слово ни прибавляй, а алкоголизм остается алкоголизмом. Он развивается вследствие чрезмерного и систематического употребления алкоголя и выражается в возникновении необратимых изменений в центральной нервной системе и в целом в организме. Любой алкогольный напиток, в том числе пиво, приводит к тем же самым последствиям, к тому же самому алкоголизму с той же самой клинической картиной. Все говорят про цирроз, про сердце, а я считаю, что это спасение для любого алкоголика, если у него просто откажет сердце или из-за болезни печени он впоследствии умрет. Самое страшное, о чем не говорят, – это то, что развивается алкогольная энцефалопатия с падением морально-этических и нравственных устоев, с полным разрушением воли, с полной деградацией личности. То есть общество теряет личность, теряет нацию, теряет мозги. Страдает генофонд нации. С родителями-алкоголиками, поверьте мне, ни эйнштейнов, ни ломоносовых из детей не вырастает. У нас громадное количество лиц с алкогольным слабоумием, это страшно. Я полностью поддерживаю инициативу по запрету рекламы пива, которая ориентирована на наших детей.

Сергей ПОЛЯТЫКИН, врач-психиатр, нарколог, руководитель медицинских программ фонда «Нет» – алкоголизму и наркомании»
– Нужно понимать, почему человек начинает употреблять психогенные вещества, в частности алкоголь. Причины бывают биологические, психологические, социальные и духовные. На биологию повлиять мы мало можем, но мы рассматриваем сейчас причины социальные, почему человек начинает употреблять алкоголь. Ребенок становится таким, как его окружение, он воспринимает те социальные стереотипы, которые вокруг него, он ничего не может придумать и научиться жить из книжек, он воспринимает картинку, ту реальность бытия, которая его окружает. В том числе и картинки по телевизору он тоже воспринимает. Поэтому реклама пива должна быть запрещена, как и реклама любой другой алкогольной продукции. Никакие налоги, доходы с продаж алкоголя, никакие пожертвования, которые они осуществляют, не могут перекрыть тот экономический вред, который сваливается на страну от последствий потребления алкоголя. А такие акции, которые проводятся и табачными, и пивными компаниями, как «Есть 18? Подтверди!», являются на самом деле пропагандой, потому что повышают интерес несовершеннолетних к этим товарам, подталкивают к мысли, что стать старше и «круче» можно, лишь купив запретного напитка. Это провокация в чистом виде, это обострение интересов.
Нет такой отдельной проблемы – алкоголизация, наркотизация, преступность – все эти проблемы возникают из-за того, что права ребенка нарушаются. Ему плохо в этой жизни, он уходит из социально ориентированных групп, он уходит на улицу, в подвал, на чердак. К сожалению, у нас нет системы правовой защиты прав детей как целостной структуры; нет единого ведомства, которое занималось бы проблемами детей. Не работает закон «Основы законодательства о защите прав детей», статья 15 – при совершении правоприменительной процедуры должностное лицо обязано выявить, есть ли проблемы медицинского, психологического, социального и правового характера, и дать представление соответствующим органам. Закон о профилактике тоже не работает. Потому что как раз этой единой целостной системы нет, которая есть во многих странах.

Даниил БРИМАН, председатель Совета союза российских производителей пивобезалкогольной продукции, вице-президент компании «Балтика»:
– Хотим мы или нет, но алкогольные напитки и пиво, которое относится к напиткам, содержащим алкоголь, являются неотъемлемой частью жизни большинства людей в мире. Так сложилось. И скорее в этой ситуации правильным является разговор не о том, от кого все беды, а о том, как эту ситуацию регулировать таким образом, чтобы минусов было минимум. Чтобы эта отрасль и производители крепкого алкоголя, являясь безусловными участниками общества, нашли свое место и сумели не мешать этому обществу развиваться. Поэтому тему нужно делить на две части. Есть проблема воспитания молодежи и проблема воспитания социальной ответственности в обществе, нравственных законов, и есть проблема алкогольного рынка. Детский алкоголизм нельзя остановить запретом на рекламу пива. У ребенка не должно просто возникать желание купить себе пиво или другой алкогольный напиток. И это нежелание должно воспитывать окружающее ребенка общество, в том числе своим примером.
Когда мы говорим об алкогольном рынке в России, мы забываем одну вещь, на которую необходимо обратить максимум внимания: более 50 процентов алкогольного рынка России – это теневой рынок крепких напитков. Как раз в России, по статистике, 40 тысяч человек гибнут от потребления алкоголя напрямую, и почти во всех случаях это – нелегальный алкоголь. В других странах существует давно сбалансированная и сложившаяся государственная алкогольная политика. Мы бы предложили законодателям посмотреть область регулирования продажи алкоголя на основных европейских и мировых рынках. Там до таких крайностей, как уголовное преследование, не доходит, но существует очень жесткое финансовое регулирование этого процесса, когда эти штрафы реальны, не три тысячи для физического лица, как сейчас у нас в рублях, цифры должны быть на порядок выше. Точно так же для юридических лиц должен быть отзыв лицензии. Может быть, отзыв права осуществлять торговлю. Сейчас мы выступили с акцией, которую поддерживаем совместно с Ассоциацией розничной торговли и совместно с рядом правоохранительных органов на местах в регионах о том, что при продаже пива или любого алкоголесодержащего напитка несовершеннолетним предъявлялся бы паспорт и требовался бы паспорт продавцом. Мы внесли эту законодательную инициативу через Комитет экономической политики и предпринимательства.

Владимир ЖДАНОВ, профессор, председатель «Союза борьбы за народную трезвость» и эксперт Государственной Думы по антиалкогольной политике:
– Я – один из главных разработчиков Федерального закона №171 от 95-го года «О государственном регулировании производства оборота алкогольных изделий». В этот закон мы включили: первое – считать алкогольными все изделия крепче полутора градусов. Второе – запретить любую рекламу алкоголя, кроме мест специализированного производства и продажи, то есть в специализированном магазине. Мы заложили в закон право местных органов вплоть до сельских сходов, даже по нравственным соображениям запрещать алкогольную торговлю. Такое право в Федеральном законе было. Была запрещена реклама на транспорте и вблизи учебных и прочих заведений. Спустя три месяца, как только закон вступил в силу, в Думу пришло «алкогольное лобби», и 25 декабря 2005 года в этот закон было внесено всего два слова: «Алкогольными изделиями считать любые изделия крепостью полутора – выше полутора градусов, кроме пива…» И именно по этому закону с 2005 года (а я его разработчик в Государственной Думе) как раз пиво и было исключено из разряда алкогольных напитков, и началась пивная вакханалия.
Второе, о чем я хочу сказать. Во всех цивилизованных странах мира производители алкоголя не подпускаются к формированию алкогольной политики на пушечный выстрел. На пушечный выстрел! Потому что это задача общества, государства. У каждого производителя алкоголя есть свой интерес, этот интерес прозрачный – получить как можно больше прибыли. Все! А вот у общества есть свои интересы – чтоб наши дети были трезвыми. По моему мнению, необходимо дать право общественным организациям контролировать антиалкогольное законодательство. У нас мощнейшие трезвеннические общественные организации, у нас есть родительские собрания, у нас есть Союз матерей, у нас есть много тех, кто бы хотел и мог это сделать.
Также есть закономерность: чем раньше ребенок начинает употреблять алкоголь, тем больше вероятность, что он сопьется. Вот почему я предлагаю законом ограничить возраст лиц, покупающих любую алкогольную продукцию, и в том числе пиво, до 21 года. Сейчас у нас пока еще действует ограничение до 18 лет.

Виталий ПОЛУНИН, ответственный секретарь Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МВД РФ:
– У нас в законе написано, что запрещается распитие напитков несовершеннолетними в любых общественных местах. Но мы читаем статью 20.20, пункт 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: «Запрещается распитие пива и напитков, изготовленных на его основе, в детских, образовательных, медицинских организациях, во всех видах общественного транспорта, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях». Исчерпывающий список! А если несовершеннолетний пьет во дворе дома? Это тоже необходимо доработать на законодательном уровне. Необходимо также принять меры в области формирования государственной информационной политики, в сфере профилактики правонарушений, роли средств массовой информации в формировании мировоззрения подрастающего поколения и основных приоритетов при создании программ для детей и молодежи.

Андрей ГЕРИШ, консультант Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ:
– В рамках федерального стандарта образования существует 16 часов, посвященных профилактике вредных привычек. Безусловно, это количество часов неприемлемо. Министерство еще в 2000 году разработало концепцию профилактики злоупотреблений психоактивными веществами (а это и алкоголь, и табак, и наркотики) в образовательной среде. Там очень четко расписаны все целевые группы, необходимость работы педагогов, родителей, досуговых учреждений. Но пока мы при выходе не создадим общую концепцию по решению данной проблемы, школа будет проигрывать, это мое убеждение.

Дарья ХАЛТУРИНА, к.и.н., доцент кафедры управления социальными и экологическими системами Российской академии госслужбы при Президенте РФ, сопредседатель общественной организации «Российская коалиция по контролю над алкоголем»:
– Обычно за рубежом не говорят об алкоголизме, говорят об алкогольной проблеме в целом, потому что алкоголиков все равно небольшое количество, то есть у нас тысяч пятьдесят детей с диагнозом «алкоголизм» – это много, но пьют миллионы подростков. Кроме того, в принципе за рубежом признано, что на подростков лучше всего работают меры, которые работают и на остальное население, то есть повышение акцизов, сокращение количества точек продаж и ограничение режима продаж. Но, естественно, есть и специальные меры. В обзорах Всемирной организации здравоохранения говорится о том, что информационные кампании в школах малоэффективны. Гораздо более эффективно ограничение доступа подростков к продажам. Как правило, это делается при помощи штрафов, хотя законодательство некоторых стран позволяет суду определять, будет ли это штраф либо уголовное наказание. В целом, наиболее перспективной мерой мне кажется лицензирование торговли, введение требования паспорта, увеличение штрафов и наказания для юридических и физических лиц за нарушение правил торговли.
Хороший закон есть об ограничении розничной продажи потребления пива. Почему у нас нет закона о лицензировании пива? Ведь был же. И почему эта мера ушла? Непонятно. Почему государство не хочет получать деньги за это?

Максим ГОРОХОВ, секретарь Организационного комитета Министерства здравоохранения Московской области:
– Согласно данным Росстата, потребление учтенного алкоголя на душу населения в Российской Федерации выросло с 5,4 литра абсолютного алкоголя в 1990-х годах до 10,1 литра в 2007 году. Или, если переводить в относительные цифры, это 1,8 раза.
Однако специалисты-эксперты считают, что реальное душевое потребление алкоголя выше примерно в 1,8-2 раза этих цифр за счет увеличения доли неучтенного алкоголя. В структуре продажи алкогольной продукции и пива населению 80 процентов приходится именно на пиво, а не на крепкие напитки, какими являются водка, коньяк и т.д.
По итогам научных и социологических исследований нами сформирован целый комплекс мероприятий, который был согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (в настоящее время подготовлен соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации к внесению в Правительство). Этот план будет включать в себя в том числе имиджевую кампанию «Запуск программы «Здоровая Россия», кампанию против злоупотребления алкоголем, ориентированную на мужчин от 30 до 45 лет и женщин в этой же возрастной категории, кампания против злоупотребления алкоголем подростками и кампания по профилактике здоровья, ориентированная на активных работающих граждан.

Михаил БЛИНОВ, председатель экспертного совета по вопросам госрегулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству:
– По моему мнению, необходимо ввести запрет продажи пива и слабоалкогольных напитков в местах массового скопления. Приведу здесь свой опыт – заходишь в метро, по вагону катаются пустые бутылки пива и слабоалкогольных коктейлей, то есть мы не увидим ни винных, ни водочных, ни каких иных бутылок, только пивные. На детской площадке около моего дома пьют именно пиво. Введение социальной ответственности в виде отчислений в целевой фонд тоже можно приветствовать, поскольку это все-таки целевое направление средств. Далее, на чем можно заострить свое внимание, – это, конечно, запрет на рекламу пива. Работнику ГАИ, который остановил подвыпившего водителя, объяснить, что я пил пиво – неалкогольный напиток, невозможно. То есть у нас получается некий юридический казус – лишают прав в связи с тем, что человек находится в состоянии алкогольного опьянения, в то время как он – юридически – не употреблял алкогольный напиток. Но надо быть последовательным в своей законодательной деятельности.

Ирина ДОЛЖЕНКО, старший научный сотрудник Института акушерства и гинекологии, отделение детской и подростковой гинекологии:
– Еще одна огромная проблема. Естественная, я подчеркиваю, физиологическая гиперсексуальность подростков, которая существует и доказана, контролируется только нашим воспитанием, нашими мозгами, скажем так. И если их выключить у ребенка, подростка, то тогда постоянно меняющиеся, неконтролируемые половые связи ведут к целому ряду проблем. В большинстве случаев беременность, а также заболевания, передающиеся половым путем, у несовершеннолетних появляются, когда они вступают в ранние половые связи в алкогольном опьянении. Хочу добавить, что на детей очень сильно влияют их кумиры. Если бутылку пива возьмут в руки «фабриканты» или Билан – это будет все, это будет для них классно, они пойдут за ним. Поэтому я не знаю, как там обстоят дела с рекламой и с законодательством в области алкоголя (это уже вопрос для специалистов), но вот то, что здесь должны помочь люди-кумиры для подростков, – это ясно.


От редакции. Проблема подросткового алкоголизма – серьезнейшая в социальной политике любого государства. Необходимо срочно предпринять ряд шагов по ее разрешению. Но даже если мы запретим рекламу пива, отдалим пункты продажи алкоголя от мест, где находятся детские и молодежные учреждения, повысим уровень социальной ответственности у производителей алкогольной продукции, сделаем все то, что предложили участники «круглого стола», все равно не стоит забывать, что главное – та среда, в которой воспитывается маленький человек. Каждый из нас является примером для собственного ребенка. Надежда на то, что именно вашего ребенка весь этот ужас не коснется, очень часто не оправдывается. Необходимо это понимать и – действовать. То есть не делать того, что вы запрещаете или не рекомендуете детям. Двойные стандарты в деле воспитания не проходят.