Власть и общество

Вопрос национальной безопасности

Вопрос национальной безопасности
Вопрос национальной безопасности

К номеру:   ()


01 Мая 2009 года

Российская миграционная политика трансформируется в политику активных действий

На прошлой неделе на двести сорок седьмом заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» директор ФМС К. Ромодановский отчитывался перед сенаторами о деятельности Федеральной миграционной службы за 2008 год. «СВ» рассказывает о некоторых проблемах и задачах, которые приходится решать его ведомству. Россиян становится все меньше. Это одна из наиболее серьезных угроз национальной безопасности. По данным Росстата, за последние семь лет население России сократилось на 4,1 млн человек. В ноябре 2008 года нас было 141,9 млн, с начала года стало на 113,3 тыс. меньше. Территориально население распределяется следующим образом: в Центральном федеральном округе живут 38 млн человек. В Приволжском – 31 млн 154 тыс. В Южном – 22 млн 907 тыс. В Сибирском федеральном округе – 20 млн 62 тыс. человек. В Северо-Западном – 13 млн 974 тыс. В Уральском – 12 млн 373 тыс. В Дальневосточном – 6 млн 692 тыс.
По пессимистическому прогнозу, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000-2005 годах, – без учета программ, направленных на улучшение здоровья населения, сокращение уровня смертности и увеличение уровня рождаемости, – к 2015 году в России будут проживать 136 млн человек, к 2025 году останется 124,9 млн.
Правда, у страны появилась слабая надежда: начиная с 2000 года рождаемость, хотя и недостаточно для воспроизводства населения, растет. По данным Росстата, в 2006 году ее суммарный коэффициент составлял 1,296, в то время как для воспроизводства населения должен быть не менее 2,1.
Понятно, что демографические потери неблагоприятно скажутся на социально-экономическом развитии страны, прежде всего на росте валового внутреннего продукта и обеспеченности трудовыми ресурсами. Потребуют структурных и качественных изменений системы медицинской и социальной помощи – из-за увеличения количества лиц преклонного возраста.
Еще одна проблема, которую необходимо решать без проволочек, – неравномерность социально-экономического развития страны и распределения населения на ее территории. 93% россиян проживают в так называемой главной полосе расселения площадью около трети территории страны. Ее границы представляют клин с вершинами в Санкт-Петербурге на севере, Новороссийске на юге и Красноярске на востоке, далее – полосу до Приморского края. Здесь же сосредоточены все крупнейшие города России с численностью населения более 500 тыс. человек. На оставшихся двух третях территории проживают менее 10 млн человек. Главным образом, это районы Крайнего Севера и приравненные к нему местности.
Если вдуматься в эти данные, становится ясно, что исправить последствия неблагоприятной демографической ситуации можно, если стратегический курс миграционной политики России направить на стабилизацию общей численности населения, содействие устойчивому социально-экономическому развитию страны, реализацию ее национальных и геополитических интересов. Чем, собственно, ФМС России и занимается.

По данным Росстата, «доля замещения естественной убыли населения миграционным приростом» растет с 2004 года. В конце 2008 года мигранты более чем на 65% компенсировали численные потери населения. Динамика въезда и выезда иностранцев в Россию и за ее пределы за последние пять лет стабилизировалась. По данным Пограничной службы ФСБ России, в 2005 году в страну въехали 22 200 649 иностранцев, в 2006-м – 22 486 044, в 2007-м – 24 692 978, в прошлом – 23 676 140 человек. Около 80% – из Украины, Казахстана, Узбекистана, Молдовы, Азербайджана и Таджикистана. Из государств Азии подавляющее большинство составляют граждане Китая, Вьетнама, КНДР и Турции.
Иностранцы, что неудивительно, предпочитают оседать в Москве, Подмосковье, приграничных регионах – Краснодарском и Приморском краях, Астраханской, Белгородской, Курской, Оренбургской, Ростовской и Новосибирской областях и в регионах с высокими темпами экономического роста – в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.
Стихийный характер современных миграционных процессов не отвечает экономическим и политическим интересам государства. Поэтому одна из наиболее актуальных задач сегодня – реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Уже создана система содействия им, практически завершены подготовка и принятие необходимой нормативной правовой базы: принято свыше 50 законодательных и нормативных правовых актов различного уровня. В конце прошлого года подписаны документы, в 2 раза увеличивающие размер единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы и членам семей и субсидий принимающим субъектам Федерации, относящимся к Дальнему Востоку и Забайкалью.
По данным на январь, в Россию прибыли 9380 участников Государственной программы, в основном из Казахстана, Украины, Киргизии, Молдавии, Узбекистана. Мужчин – 41%; женщин – 59%. 81% – с высшим, средним профессиональным, средним техническим, средним специальным образованием. В общем миграционном потоке соотечественников около 4%: в соответствии с региональными программами переселения, одобренными правительством, соотечественников ждут лишь в 13 из 83 субъектов Федерации. Да и территории вселения, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, не особо привлекают будущих граждан России.
ФМС занимается и проблемами вынужденных переселенцев – тех, кто пострадал в результате межнациональных и межэтнических конфликтов, кризисных ситуаций. По состоянию на 1 января 2009 года, в России на учете около 27,5 тыс. семей. Наибольшая миграционная нагрузка легла на Южный федеральный округ. Там осело более 43% переселенцев этой категории. В жилье нуждалось 25,9 тыс. семей. В 2008 году на решение этой проблемы было выделено 928 государственных жилищных сертификатов. В 2009-2010 годах предполагается выделить еще 1840. На всех не хватит: по окончании действия подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» более 24 тыс. семей вынужденных переселенцев останутся необустроенными.
Трудно решается и проблема их возвращения в так называемые закрытые населенные пункты на территории Республики Северная Осетия – Алания. А вот титанические усилия, направленные на создание условий для возвращения в Чеченскую Республику внутриперемещенных лиц, увенчались успехом: практически все жители возвращены в места прежнего проживания.
После августовских событий прошлого года у нас появились и лица, пострадавшие в грузино-югоосетинском конфликте. Для помощи им ФМС России создала оперативный штаб, организовала «горячую линию», которой воспользовались более 3 тыс. человек, разыскивающих родных и близких. На официальном интернет-сайте Федеральной миграционной службы организован доступ к неперсонифицированной информации о местопребывании пострадавших в конфликте, зарегистрированных ФМС России. 823 человека найдены.
Константин Ромодановский рассказал и о результатах реализации нового миграционного законодательства, создавшего условия для легализации иностранных граждан в России. Это благоприятно сказалось на увеличении легальной составляющей миграционных потоков и снижении нелегальной иммиграции, повысило эффективность управления миграционными процессами, уровень конституционно-правовых гарантий прав иностранных граждан, желающих легально трудиться и жить в Российской Федерации. Последнее время их становится все больше. Если в 2007 году на миграционный учет встали 7,9 млн иностранцев, то в 2008 году – уже 9,2 млн. Что позволяет говорить о повышении привлекательности легального способа постановки на миграционный учет.
Если вдобавок повысить и ответственность работодателей за приглашенных ими мигрантов, можно ожидать сокращения преступлений, совершаемых бедолагами, выброшенными бывшими «хозяевами» на улицу без гроша в кармане.

Наталья ДОЛГУШИНА