Власть и общество

Шедевры России… в белорусской школе

Шедевры России… в белорусской школе
Шедевры России… в белорусской школе

К номеру:   ()


01 Июня 2009 года

Виртуальные путешествия гомельских школьников в государственный Русский музей

Для этого необязательно пускаться в непростое и дорогостоящее путешествие в Северную столицу, где находится знаменитый музей, в котором собрано около 400 тысяч экспонатов русского искусства от начала второго тысячелетия и до наших дней. Достаточно посетить Центр информационных технологий и ресурсов отдела образования Гомельского райисполкома, который располагается на базе общеобразовательной средней школы поселка Урицкого. С помощью современных демонстрационных установок и компьютерной техники шедевры, записанные на цифровых носителях, предстают перед аудиторией в виртуальном пространстве и объемных моделях. Четвероклассник Саша Иванчиков воспринял это событие с большим воодушевлением. Учеба дается мальчику непросто. Но когда вместе с другими ребятами он приобщился к музейным информационным проектам, которые реализуются в Урицкой школе уже на протяжении ряда лет, попробовал себя в качестве экскурсовода, школьник понял, что это именно та ниша в образовании, которая ему доставляет большую радость и где он может достичь самой высокой планки. Новый проект, связанный с Русским музеем, дает ему новые возможности в этом плане.
С не меньшим восторгом восприняла его появление и четвероклассница Софья Волкова. Девочка дружит практически со всеми предметами, не упускает ни одного шанса узнать что-то новое о мире и обо всем, чем он богат. Поэтому Соня является одной из самых активных в группе, для кого Центр информационных технологий и ресурсов становится местом открытий и интересного времяпрепровождения. И кто знает, может быть, и ступенькой к будущей профессии.
А объединила учащихся руководитель центра – Ирина Морозова. Когда из программы белорусской школы изъяли курс мировой художественной культуры, что, по ее мнению, было сделано не совсем разумно, она решила восполнить образовавшийся пробел для ребят своего учреждения с помощью информационных музейных проектов. Возможности предмета информатики, специалистом которого является Ирина, как нельзя лучше способствовали этому. Администрация школы, а затем и отдел образования исполкома Гомельского района поддержали начинание. Были установлены связи с тремя крупнейшими культурными учреждениями Гомельской области – Дворцово-парковым ансамблем Румянцевых-Паскевичей, картинной галереей имени Гавриила Ващенко, Гомельской областной универсальной библиотекой имени Ленина. Вначале приобщение к прекрасному и вечному было организовано для ребят Урицкой школы, но уже вскоре аудитория расширилась. Здесь все чаще стали бывать учащиеся, студенты других образовательных учреждений, педагоги. Да и сами ребята вышли, что называется, в свет. Сотрудники Теплоэлекростанции-2, для которых школьники устроили виртуальную экскурсию, услышав рассказ юных экскурсоводов о музейных шедеврах, сопровождавшийся видеопоказом, были очарованы не только непосредственностью юных пропагандистов искусства, но и той информацией, которую ребята им предоставили. Чего греха таить, ведь большинство взрослых годами, а то и десятилетиями оставляют посещение музейных учреждений «на потом». Но это «потом» так и не приходит.
О виртуальном проекте Государственного Русского музея Ирина Морозова узнала на международной конференции «Музей и школа: диалог в образовательном пространстве» в Санкт-Петербурге в мае 2008 года. Представители культурной сокровищницы изъявили желание доставить свои виртуальные экспозиции в далекую белорусскую сельскую школу, ведь их проект уже много лет успешно шагает по России, реализован в 8 зарубежных странах. Почему бы не прийти с ним в дружественную Беларусь? Однако, прежде чем это свершилось, педагогам Урицкого, всей системы образования района пришлось серьезно потрудиться по техническому обеспечению условий, в которых должны проходить виртуальные экскурсии по залам и дворцам музейного комплекса. Для музейщиков было важно и то, чтобы виртуальный проект был активно востребован, а учреждение, куда он будет доставлен, уже имело опыт по пропаганде культурных ценностей.
На все про все ушел год. И вот весенним днем представители Государственного Русского музея – Анна Иваненко и Мария Руденская – приехали в Гомель. Вначале действо развернулось во Дворце Румянцевых-Паскевичей, что глубоко символично. Представители этих двух вельможных родов – связующий мостик в истории России и Беларуси – в разные времена служили Российской империи. Имея поместье в белорусском Гомеле, развивали этот город, несли цивилизацию его гражданам. Сегодня это красивейший исторический ансамбль, которым гордятся гомельчане и восхищаются гости.
Из Дворца презентация перенеслась уже непосредственно в школу поселка Урицкого. Первые виртуальные экскурсии состоялись в торжественной обстановке. Ведь Урицкая общеобразовательная школа, которая выступила с таким проектом первой в своей стране, открыта для всех желающих.
Запомнились слова одной из сотрудниц Русского музея о том, что знакомство с шедеврами российского искусства в виртуальном формате – это повод для того, чтобы однажды собраться и приехать для созерцания шедевров в оригиналах в Санкт-Петербург. Безусловно, многие ребята и взрослые непременно так и сделают.

Валентина ЛАЙКОВА