Власть и общество

Стихия девушек – металл

Стихия девушек – металл
Стихия девушек – металл

К номеру:   ()


01 Июля 2009 года

Когда в студенческих разработках заинтересованы ведущие промышленные предприятия, молодежь не приходится заманивать в науку обещаниями

Красивую девушку на снимке зовут Анастасией Арабей. Она аспирант Белорусского национального технического университета, ассистент кафедры металлургии литейных сплавов этого вуза и уже известный в белорусской науке человек. Разработанной при ее активном участии компьютерной системой, позволяющей с высокой точностью моделировать процесс затвердевания и анализировать состав и свойства сплавов, заинтересовались сразу несколько предприятий, имеющих собственное литейное производство. – Производство имеет дело с далеко не идеальными материалами и процессами, часто работает с вторичными металлами и отходами, поэтому важно знать параметры реального, а не идеального сплава, – объяснила смысл своей научной работы Анастасия. – На большом производстве, как Минский автозавод, есть лаборатории, оборудование и опытные сотрудники, которые умеют их определять. Но, как правило, процесс определения химического состава чугунов и сталей по основным элементам занимает около получаса, а наша система позволяет получать данные в течение всего пяти минут! Маленькие предприятия часто вообще не имеют собственной лабораторной базы, хотя проведение химанализа сплава является обязательным требованием технологического процесса.
Разработка Анастасии и ее коллег не только «обкатывается» на производстве, но и внедрена в учебный процесс БНТУ. Под руководством преподавателя студенты проводят анализ фазовых превращений, учатся определять критические точки и параметры кристаллизации сплава, моделировать процесс затвердевания.
С Анастасией мы познакомились в начале июня, во время церемонии торжественного награждения лауреатов 14-го Республиканского конкурса научных работ студентов белорусских вузов. За последние годы конкурс студенческих научных работ стал по-настоящему массовым: в прошлом году, например, в нем приняли участие студенты всех вузов, которые опубликовали 3971 научную статью и зачитали 3758 докладов на научных конференциях различного уровня. Практическая значимость их интеллектуальной работы подтверждена 1495 актами внедрения в производство, 3226 актами внедрения в учебный процесс, патентами и заявками на патенты. Авторам двенадцати работ были присвоены звания лауреатов конкурса именно за эффективное практическое использование их научных результатов. Сформулированный специалистами Министерства образования «Задачник от промышленности» с перечнем исследований, в которых остро нуждаются белорусские заводы, открыто выложен в Интернете.
– Не видя результата, не ощущая отдачи, сложно прогнозировать свою дальнейшую работу, – говорит Настя. – Востребованность разработки, участие в конкурсах, награды, дипломы – хороший стимул для новых достижений. В конкурсе научных работ студентов я участвую ежегодно с 2004 года, и уже в пятый раз результаты моей работы были оценены дипломом первой степени, а в 2005 и 2008 годах удостоена звания лауреата конкурса. Конечно, свое профессиональное будущее вижу в науке: собираюсь продолжить работу в университете, завершить исследования по теме кандидатской диссертации.
По наблюдениям Анастасии, в последние годы интерес молодых людей к научной деятельности в университете заметно вырос: каждый третий из студентов тяготеет к исследовательской работе и так или иначе связывает свою жизнь с научной деятельностью. Этому в значительной степени способствует государственная поддержка талантливой молодежи.
– Есть возможность получения грантов для проведения научных исследований по результатам ежегодно проводимого Министерством образования Республики Беларусь конкурса для студентов, аспирантов и докторантов. Если научная работа достойная, она всегда будет замечена и отмечена, использована на предприятиях реального сектора экономики. Занимаясь наукой, аспиранты могут пробовать себя также в преподавательской деятельности. Работа со студентами дает возможность научиться творчески работать с научным коллективом, генерировать новые идеи и открывать для научного поиска молодые таланты – всех тех, кто с первого-второго курса тяготеет к исследованиям, приглашать к совместной работе на кафедрах, в лабораториях, технопарках и научных центрах при вузах.

Ирина ДЕРГАЧ