Власть и общество

Как воспитать Человека?

Как воспитать Человека?
Как воспитать Человека?

К номеру:   ()


01 Июля 2009 года

Обсуждаем концепцию духовно-нравственного воспитания школьников

Вы никогда не задумывались, почему в современном обществе количество проблем, связанных с КАЧЕСТВОМ ЧЕЛОВЕКА, только увеличивается? Наркомания, алкоголизм, беспризорные дети, проституция, коррупция, наконец? Министерства и организации предлагают программы помощи, активисты выходят на митинги, а наша доблестная милиция ловит всех, кто вышел за рамки закона. Это все очень хорошо, но только это – борьба со следствием. Члены Государственно-патриотического клуба «Единой России» попытались сделать шаг дальше и подумать над истоками и причиной такого социального беспредела. «В глубине всех этих проблем лежат одни общие истоки – девальвация духовно-нравственных ориентиров», – сказала председатель клуба «Единой России» Ирина Яровая, открывая «круглый стол» на тему «Концепция духовно-нравственного воспитания школьников». Концепция разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» и проектом Федеральных государственных образовательных стандартов, подготовленным Российской академией образования. Концепция включает обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся. Для того, чтобы выразить свое мнение, а точнее, расшифровать и наполнить конкретным смыслом все эти научно-педагогические изыскания, и были приглашены ведущие специалисты и политики. Учитывая чрезвычайную важность темы, мы приводим сегодня высказывания участников «круглого стола» с некоторыми сокращениями.

Яровая И.А., председатель ГПК «Единой России»:
– Когда мы заявляем высокие цели и говорим о необходимости экономического развития общества, мы прежде всего должны признаться себе в том, что без решения главенствующей задачи восстановления тех высоких идеалов и духовно-нравственных ориентиров, которые определяют здоровье общества и нации, крайне сложно говорить о любых достижениях и успехах.
Безусловным преимуществом российского общества на протяжении тысячелетней истории была сила духа. И была сила тех высоких нравственных идеалов, которые отражены и в традициях, и в культуре. Перед нами сегодня стоит одновременно и сложная, и простая задача. Простая потому, что, казалось бы, всем очевидна и понятна значимость именно нравственности и морали как общего оздоровления общества. И, с другой стороны, мы понимаем, насколько сложно сейчас, после значительного периода девальвации и такого безвременья с точки зрения сохранности этих идеалов-ориентиров, восстановить это в сознании людей и тем более привить нашим детям. Хочется думать, что у нас есть одна общая задача, которая формируется как согласие в понимании того, что духовно-нравственное воспитание детей в рамках школьного образования – это та первейшая постановочная задача, которую можно и нужно решить.
Попов С.А., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций:
– Этот вопрос обсуждается в обществе уже более 5 лет. Мы знаем, как много работали регионы. Был разработан в соответствии с региональными стандартами целый ряд очень интересных предметов, связанных с краеведением, с вопросами духовно-нравственной культуры отдельных конфессий. Так что у нас есть солидная база, для того чтобы критично обсудить предлагаемую концепцию. Вместе с тем официальное обсуждение концепции закончено 14 июня Министерством образования. Эту историческую несправедливость нужно поправить, поскольку за две недели обсудить такой сверхважный документ, который будет определять основы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, достаточно сложно. Здесь много вопросов, начиная с того, что в этих документах нет четкого понимания объема по времени. Как сочетать обязательную часть с инвариантной частью, если есть упоминание о том, что по желанию родителей основы духовно-нравственной культуры можно проводить в школе факультативно. Практика, которая у нас есть по целому ряду регионов, показывает, как это сложно организовать. Необходимы временные окна в учебном процессе. Как это на самом деле будет реализовано? Я уж не говорю о том, что нет предложения, кто будет реально разрабатывать учебные предметы и отдельную методику. Как сочетать пятидневку и шестидневку? Национальные школы и школы с преподаванием русского языка? Все ли увязано в концепции? Я думаю, мнение «Единой России» по всем спорным вопросам будет учтено. Для справедливости я хочу сказать, что действительно работа проведена огромная, впервые в истории современной России создан такой стандарт. Тем более хочется, чтобы этот документ был самый лучший, чтобы нас потом подрастающее поколение вспоминало хорошими словами.
Кондаков А.М., генеральный директор ОАО «Издательство «Просвещение», научный руководитель ИСИО РАО, один из разработчиков концепции:
– В качестве основных задач воспитания и социализации российских школьников мы ставим формирование у обучающихся личностной культуры, семейной культуры и социальной культуры. То есть мы ведем речь о формировании этнической, российской и общечеловеческой идентичности российского молодого человека. В качестве отдельной базовой ценности российского общества мы выделяем ценности религиозной культуры, представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основы межконфессионального диалога. Второй ряд ценностей: искусство, литература, красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор человека, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие человека.
Под ожидаемыми результатами реализации программ духовно-нравственного развития российских школьников мы понимаем сформированность идентичности гражданина России на основе принятия базовых ценностей российского общества. Это – патриотизм гражданина российского общества. Рост роли институтов гражданского общества в воспитании и социализации детей и молодежи, в том числе и конфессий. Укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, к государственным и общественным организациями. Социальная и духовная консолидация российского народа. Приобщение к ценностям и традициям российской семьи как основе российского общества. Укрепление и совершенствование правового государства, укрепление национальной безопасности.
Сейчас обсуждается активно проект «Наша новая школа». Это школа формирования идентичности гражданина России, это школа доверия, толерантности, миролюбия, диалога культур и психологического комфорта, это школа успешной социализации личности и развития инновационного потенциала России, это школа вариативного образования, поддержки индивидуального развития детей и подростков, школа развития общей одаренности личности, школа поддержки мотивации личности к познанию, к творчеству и труду, школа интеграции детей с ограниченными возможностями и проблемой в обучении, это школа предупреждения и профилактики социальных рисков, школа формирования здорового и безопасного образа жизни.
Отец Всеволод Чаплин, заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата:
– Мне хотелось бы большей ясности и в концепции, и в стандарте относительно того, как планируется решить вопрос о преподавании положительных знаний о религии в школе. Я хотел бы подчеркнуть, Церковь никогда не призывала через официальные свои структуры к тому, чтобы всех обучать православию в обязательном порядке. Точно так же мы не согласны с тем, чтобы всех обучали в обязательном порядке материалистическому взгляду на религию. В нашем обществе есть люди разных мировоззрений. Для каждой из этих групп нужно предоставить возможность, чтобы дети, обучающиеся в исламских, православных, иудейских, католических, протестантских, буддистских, атеистических семьях, знакомились бы в школе со своим мировоззрением так, как это есть в большинстве стран мира.
Юрьев Е.Л., заместитель председателя комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике:
– Опираясь на светскость, обусловленную нашей Конституцией, предлагается культурологический подход к изучению религиозной культуры. В каком случае религиозный фактор формирует нравственность? Религия, любая традиционная религия из четырех названных здесь российских религий – православие, иудаизм, буддизм, мусульманство – подтверждает некий примат абсолютного добра, трансцендентный примат. Это понятие Бога. В принципе феномен советской нравственности тоже в каком-то смысле был связан с этим же и высоко оценивается в концепции. Был некий трансцендентный идеал общества будущего, коммунистического общества. Вот этот образ – примат добра, на нем основываются нравственные ценности, которые можно извлечь из той или иной религии. И существует также конституционно обоснованный подход – плюралистский подход, когда каждый ученик, каждая семья имеет возможность выбора. Она выбирает ту религиозную культуру в школе, тот предмет, который им близок.
Отец Петр Пигаль, временно исполняющий обязанности первого заместителя председателя Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации РПЦ, игумен:
– Прежде всего хотел бы сделать акцент на золотом правиле нравственности: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. На протяжении всей истории его применение было существенным условием человеческого бытия. Это общее правило нравственности входит во все религиозные системы. Традиционные ценности – это не нормы поведения, а то жизненно необходимое вожделенное для человека благо материальное и духовное, без которого невозможно само земное бытие, а также становление и всестороннее совершенствование личности. Я хотел бы заострить внимание на словах Святейшего, которые отражают и позицию Церкви, и позицию всего право-славного народа. Митрополит Кирилл просит, учитывая и договоренности, и положения федерального закона «Об образовании», Декларации прав ребенка, принятой ООН, включить в образовательную область духовно-нравственную культуру, учебные предметы по изучению «Основ православной культуры», других традиционных религиозных культур, светской морали и этики в обязательную часть базисного учебного плана Федерального государственного образовательного стандарта. Либо предусмотреть иной механизм изучения данных предметов в рамках вариантной части базисного учебного плана в часы, определенные в пределах допустимой аудиторной учебной нагрузки.
Коган З.Л., председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР):
– Сегодня около 300 тысяч детей изучают основы культур своих религий. Большинство – это православные, мусульмане, евреи. Мы все зависим друг от друга, мы живем в одной стране – России. И через что мы зависим? Через божьи законы, которые существуют, и законы государства. Законы государства должны быть выше всех религиозных наставлений. Государственные законы – это высшие законы для всех, иначе мы не сможем быть едиными. Нужно выполнять законы. Но как выполнять законы: под гнетом диктатуры или из божьего страха, воспитания? То есть все равно нужно вести речь о воспитании духовно-нравственном – это традиционные религии, семья и отечество.
Рубцов В.В., директор Психологического института РАО, ректор Психолого-педагогического университета:
– Важнейшей характеристикой воспитания ребенка в младшем возрасте является предоставление ему возможности развивать свои способности. Необходимо сразу дать ребенку возможность творческой работы, чтобы он двигался в соответствии со своими возможностями, интересами, склонностями и способностями. Что касается преподавания основ православной культуры в школе – это очень сложный вопрос. То, что нужно давать детям основы мировых религий, основы разных культур, в том числе православной, – безусловно. Как это делать? Считаю, что нужно вводить систему обязательного дополнительного образования. Также считаю, что нужно переучивать преподавательский состав, поскольку они имеют очень смутное представление о том, как подавать такой материал. Кроме того, важно не торопиться, создать несколько экспериментальных площадок, посмотреть, как идет процесс внедрения стандартов и как этот материал усваивает ребенок.
Халилов Д.Р., финансовый директор Socio Media:
– По данным Gallop Media, из всех СМИ на данный момент Интернет играет главенствующую роль в среде подростков, опередив телевидение, радио и печатные СМИ. 40 миллионов человек сегодня присутствуют в Интернете на территории РФ, из них 23 миллиона – молодые люди до 25 лет, и в 85% случаев – школьники. Основываясь на этих данных, мы полагаем, что наиболее эффективным способом взаимодействия с этой аудиторией является интернет-продвижение. Первым пунктом в нашей стратегии является создание абсолютно нового интерактивного развлекательного портала с расчетом на молодую аудиторию. В ресурсе имеется карта, которая будет разделять Москву на округа, и у школьника будет возможность, выбрав свой округ, получить всю информацию: все спортивные кружки, всевозможные образовательные учреждения. По этой карте у школьника будет возможность найти ближайшие спортплощадку, курсы по танцам, рисованию, фотографии – одним словом, развивающие развлечения. Вторым столпом данного ресурса будет являться видеоконтент: полезная реклама через Интернет с использованием известных личностей, всевозможная популяризация здорового образа жизни, календарь, который будет указывать на ближайшие спортивные и развлекательные мероприятия, музейные выставки.
Хотел бы обратить ваше внимание на проблему музеев. Часто школьников водят в музеи по школьной программе, но эффективность, к сожалению, крайне низка, поскольку делается это ради галочки. Школьники смотрят на произведения великих авторов, не понимая их ценности. Мы предлагаем следующее: лидеры мнений, лидеры-герои, музыканты, спортивные деятели, деятели шоу-бизнеса, тоже могут вносить свою лепту в эти видеоряды, рассказывая, каким образом великие люди повлияли на их творчество. Мы предлагаем это, чтобы эффективность посещения музеев возрастала в разы.
Рудаков А.Б., заместитель председателя правления фонда «Русский предприниматель»:
– Необходимо конкретизировать вопрос о том, что является общепринятыми моральными нормами и нравственными идеалами, для того чтобы эти идеалы и нормы прививать. У меня также есть вопрос касательно кодексов: надо ли нам формулировать какие-то особые этические кодексы? Этот вопрос касается не только школьников. Сейчас очень модно формулировать кодексы поведения, связанные с той или иной профессиональной специализацией. Будут ли эти кодексы пользоваться достаточным авторитетом, для того чтобы люди, на которых он распространялся, следовали ему? Или, может быть, имеет смысл обратиться к наиболее авторитетному в истории человечества универсальному нравственному кодексу – кодексу 10 заповедей, который признается всеми крупнейшими религиозными общинами России? Может быть, имеет смысл все-таки отталкиваться от этого универсального этического кодекса, когда мы ставим вопрос о тех общепринятых нормах и нравственных идеалах, на которые мы опираемся? Преимущества такого подхода позволяют решить ту задачу, которую ставили перед собой разработчики концепции, а именно постараться совместить задачи духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Ивлиев Г.П., председатель Комитета Государственной Думы по культуре:
– Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной творческой инициативной саморазвивающейся личности. Мы растим свободного человека и поэтому испытываем все трудности, которые связаны с определением форм воздействия и выработкой методов. Поэтому я не приемлю обращение к опыту прошлых лет и других стран, который действовал в других правовых и политических условиях. Акцентируя такие понятия, как патриотизм, ответственность, соответствие духовным и культурным традициям наших нравственных идеалов, мы должны исходить из того, что есть и основополагающая вещь, которая должна быть тоже центром духовно-нравственного воспитания, – это свобода. Но в свободном мире, в котором живут наши дети, необходимо прививать с детства навыки медиации, умения выходить из конфликта, умение его преодолевать. Это то, что мы называем толерантностью.
Калина И.И., заместитель министра образования и науки Российской Федерации:
– Я очень боюсь, что рассмотрение Концепции духовно-нравственного развития школьника как некая замкнутая часть, оторванная от духовно-нравственного развития всего общества, может оказаться малоэффективной. Я уверен, что если мы хотим, чтобы Концепция духовно-нравственного развития школьника не повисла без опоры, а была на самом деле эффективно реализуемой в стране, она должна быть составной частью Концепции духовно-нравственного развития российского общества.
* * *
Духовность – такая чувствительная категория, что рассуждениями о ней можно вызвать совершенно противоположные чувства: от высоких благородных порывов до крайних проявлений скептицизма и цинизма. Все зависит от того, кто говорит об этом и как говорит. Вообще, понятие духовности чрезвычайно интимно. Вряд ли у кого-то хватит смелости назвать себя духовным человеком. Но все мы сплошь и рядом призываем друг друга к духовности. Мы заиграли это слово. Оно влечет за собой целый поток привычных и скучных тезисов на тему, что такое хорошо и что такое плохо. И при этом никто толком не понимает, как же научить человека этому. Малыши вроде все добры и улыбчивы. Но вот один истязает кошку, а второй закатывает истерику от сорванного цветка (сама видела). Но мы не хотим, чтобы в будущем истязателей кошек было бы больше, чем защитников живого, – так ведь? И не хотели бы встретиться в темном подъезде с теми, кому доставляет удовольствие боль других, – разве не так? Вот поэтому чешем затылки и, не придумав ничего другого, произносим привычные слова – как бы воспитать в наших детях духовность. И, безусловно, правы – думать и рассуждать нужно. Только не общими словами, а конкретными представлениями об этой самой духовности. Малышу объяснить, как больно котенку (помню, как дернула меня за косичку мать, когда я пыталась поймать за хвост бедное животное). Подростку дать понять (и собственным примером тоже), как жить среди окружающих тебя людей, уважая их собственное пространство и интересы. Взрослых дядей и тетей научить выбирать в лидеры и кумиры людей с безупречной репутацией – ведь рождаются же изредка подобные мессии. Все это вместе и будет создавать атмосферу духовности – причем без назойливого упоминания этого слова. Воспитание – всегда конкретно. Оно строится на делах и поступках, а не на словах. Оглянемся вокруг – и сделаем сами конкретный шаг к этой самой ДУХОВНОСТИ.

Мария ГРИНИНА