Власть и общество

Дороги, которые выбираем не мы

Дороги, которые выбираем не мы
Дороги, которые выбираем не мы

К номеру:   ()


01 Августа 2009 года

Списки жертв на них пополняются чуть ли не ежедневно

Настоящий вал страшных автокатастроф захлестнул Россию этим летом. Тревожные цифры напоминают сводки с фронтов: 24 июля в Ростовской области масловоз протаранил автобус – погибли более двадцати человек, 8 августа на федеральной трассе «Дон» в Краснодарском крае двухэтажный автобус врезался в грузовик – пострадали двадцать девять человек, в Самарской области разбились «ВАЗ» и пассажирский автобус – погибли два человека, в том числе пятнадцатилетняя девочка… 15 августа на юге Москвы бетоновоз не уступил дорогу двум трамваям. В результате столкновения один из трамваев сошел с рельсов, а бетономешалка перевернулась. В больнице с тяжелыми травмами оказались три человека. Кровавые списки жертв пополняются чуть ли не ежедневно, за одни только августовские сутки в России столкнулись пять автобусов!

На тревожную ситуацию обратило внимание высшее руководство страны. Резкой критике подверг Президент РФ Дмитрий Медведев работу ГИБДД, других правоохранительных структур и водителей, назвав последние события на дорогах следствием расхлябанности и преступной разболтанности участников дорожного движения. «Мы не можем хоронить такое количество людей из-за того, что у нас так организован процесс управления дорожным движением», – заявил Медведев.
Министр внутренних дел Рашид Нургалиев в одном из последних своих выступлений озвучил статистику автокатастроф за шесть месяцев 2009 года: в России произошло более 84 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли более 10 тысяч человек, более 106 тысяч получили ранения. Около 5 тысяч инцидентов произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Результат – 715 погибших. За этот же период произошло около 8,5 тысячи ДТП с участием детей, погиб 341 ребенок. По словам министра, основные причины аварий на дорогах – нарушения правил дорожного движения, а порой и преступная халатность. Рашид Нургалиев потребовал от своих подчиненных «прекратить вакханалию на дорогах», напомнив, что у них не больше прав на дорогах, чем у других водителей. Министр приказал всем начальникам ГУВД провести переаттестацию на сдачу прав сотрудников, за которыми закреплен автотранспорт. Он также призвал силовиков быть беспощадными к тем, кто сел за руль в состоянии алкогольного опьянения, назвав их преступниками.
Совещания, призванные улучшить ситуацию на наших дорогах, проходят на самых высоких уровнях, звучат призывы штрафовать автошколы, если их «выпускник» попадает в ДТП, пожизненно лишать прав пьяных водителей. На последнем совещании по поводу безопасности на дорогах Президент Дмитрий Медведев одобрил идею о том, что каждый водитель должен возить с собой справку о физическом и психическом состоянии здоровья. «В России один из самых высоких рисков погибнуть на дороге», – сказал Медведев. По его словам, совокупные потери нашей экономики от дорожно-транспортных происшествий составили 5,5 триллиона рублей за пять лет!
Разумеется, сказать, что ничего не делается, было бы не совсем справедливо. Существенно, со ста рублей до тысячи, увеличен штраф для водителей, не пропустивших людей на пешеходном переходе. Кстати, в Беларуси подобное правонарушение обойдется водителю от 400 до 2000 рублей, на Украине – от 1000 до 1500 рублей, а в Германии невнимание к зебре обойдется в 80 евро. Переход дороги на красный свет или в неположенном месте сегодня обойдется пешеходам в 200 рублей. Вырос штраф для водителей за нарушение правил перевозки пассажиров, в том числе детей без специальных кресел, за парковку на тротуаре и т.д. Все эти санкции, безусловно, справедливы. Но, к сожалению, одними штрафами сознание наших людей, традиционно надеющихся на «авось», не изменишь. Недаром в народе популярны шутки типа «пять минут страха – и ты у метро» про бесшабашных водителей маршруток, одной рукой отсчитывающих сдачу, а другой крутящих руль, и «жизнь или сэкономленные секунды» – о переходе на красный свет.
О положительном опыте Беларуси Рашид Нургалиев докладывал Владимиру Путину, когда тот был еще президентом. Например, о том, как хорошо поставлена работа в белорусских школах с преподаванием ОБЖ и в том числе уроками по безопасности дорожного движения. Вообще, в Беларуси этому вопросу уделяется немало внимания. Так, в Витебске, на одном из оживленных пешеходных переходов, ГАИ пометила цепочку белых следов, обрывающихся на середине проезжей части, красным кровавым пятном, обозначив самый опасный участок дороги. Жители уже прозвали дорожный рисунок «дорожкой на тот свет». О положительном опыте стран ближнего зарубежья, в частности Беларуси, где полностью ликвидированы посты Госавтоинспекции, недавно говорил и сенатор Владимир Федоров, возглавлявший ГАИ и ГИБДД с 1992 по 2002 год. «ГАИ надо выгнать на дороги и заставить заниматься своим делом. Сокращение количества постов также станет эффективной мерой, поскольку по большей части там только берут взятки и занимаются мелочными придирками по отношению к водителям», – заявил Федоров. Говорил Федоров и о некачественной подготовке сотрудников ГИБДД, о невысокой подчас квалификации водителей общественного транспорта. Что говорить, если даже статистика о техническом состоянии транспортных средств «ведется из рук вон плохо», а у МВД, МЧС, Госавтоинспекции разная статистика о дорожно-транспортных происшествиях.
Между тем в той же Европе запрещено ездить по дорогам без прибора под названием «тахограф», фиксирующего время, проведенное водителем за рулем, ведь многие аварии происходят из-за элементарной усталости. У нас такого закона пока нет. А учитывая кризис, а значит, и отсутствие средств на «умные приборы», печальная статистика будет продолжена. Неужели дураки и дороги – наши вечные проблемы?

Лада ЛОГИНОВА