Власть и общество

Звени, звонок!

Звени, звонок!
Звени, звонок!

К номеру:   ()


01 Сентября 2009 года

На Могилевщине начало нового учебного года встретили во всеоружии

Когда обычно говорят: «От звонка до звонка» – подразумевают абсолютный временной отрезок. В отношении школы это выражение приобретает несколько иной смысл: время летних каникул. Потому что если в эту пору школьники отдыхают, то чиновники от образования, педагоги полны забот о том, как подготовить школьные здания к уже новому учебному году, где взять средства на обновление инвентаря, учебных пособий. Сегодня белорусское школьное образование никак не может выйти из эксперимента, учиненного над ним несколько лет назад. Правда, постепенно все возвращается на круги своя после замечаний, высказанных по реформе президентом страны.
Однако время бежит. И в первый сентябрьский день за парты в 407 школах, 21 гимназии и 6 лицеях сядут за парты 117 тысяч школьников Могилевщины, 10 тысяч из которых впервые перешагнут школьный порог. К сожалению, даже в сравнении с предыдущим учебным годом эти цифры уменьшились: сказывается ухудшение демографической ситуации. Кроме того, проводится оптимизация системы школьных учреждений. Перестали существовать 1 средняя, 9 базовых и 2 начальные школы. Их функционирование признано нецелесообразным по многим соображениям, в том числе и экономическим. Но сие обстоятельство абсолютно не значит, что у ребят, в основном сельских, появились трудности с посещением уроков. В стране, в том числе и в области, школьников подвозят из отдаленных деревень. В минувшем учебном году районные отделы образования получили на эти цели 29 автобусов отечественного производства, их дополнят еще 30.
Открытие в городах и весях Могилевщины дополнительно к имеющимся еще 10 детских садов свидетельствует о том, что и демографическая ситуация выходит на положительный уровень.
Подготовке школ к учебному году способствует и выполнение Государственной программы возрождения села. Ею предусмотрен ввод 36 агрогородков, в которых расположат и учреждения образования. На это выделено более 14 млрд белорусских рублей. Во всех школах проведен косметический ремонт, 59 школ отремонтированы капитально. Учащиеся же из деревень Селецкое Костюковичского и Ходосы Мстиславского районов начнут учебный год в новых корпусах, которые пристроены к ранее существовавшим. По словам заместителя начальника областного управления образования Виктора Буряко, в текущем году предусмотрено финансирование капитального строительства 4 объектов стоимостью почти 7,8 млрд рублей.
Львиная доля материальных затрат приходится на бюджеты различных уровней. Хотя с развитием предпринимательства, увеличением частной формы собственности все чаще учебным заведениям помогают и спонсоры. Как правило, это родители, имеющие свой бизнес.
В стране существует и действенно претворяется в жизнь президентская программа «Дети Беларуси». Одним из основных ее направлений стало создание детских домов семейного типа. Суть их в том, что семья берет на воспитание и содержание детей-сирот или тех малолетних граждан страны, которые остались без попечения родителей. И в этом взрослым помогает государство, выплачивая им как педагогам заработную плату, помогая с обустройством жилья, ведением подсобного хозяйства. Вот и в деревне Телуша Бобруйского района в новый дом въехала приемная семья Прокопенко. Кроме четверых собственных детей, двое из которых усыновлены раньше, родители взяли на воспитание троих приемных.
В Хотимском районе для семьи Даниленко заканчивается строительство коттеджа. Родители уже имеют двоих биологических детей и двоих приемных. А когда переедут в новое жилище, то семья пополнится еще несколькими дочерями и сыновьями. В деревне Большой Межник Шкловского района реконструировано и значительно обновлено здание еще одного детского дома семейного типа. В новые дома въехали приемные семьи в городе Климовичи и Глусском районе.
– Нет особого напряга и с педагогическими кадрами, – говорит главный специалист управления Жанна Кветковская. – Наряду с опытными учителями, большинство из которых имеют высшую и первую квалификационные категории, впервые в классы войдут и 352 выпускника вузов, получивших дипломы педагогов. Поэтому все предметы даже в самых отдаленных сельских школах будут преподаваться в полном объеме. Правда, несколько недостает учителей физики, математики, психологов, дефектологов. Но этот дефицит перекроется путем совмещения и замещения их другими педагогами.
В общем, прозвеневший школьный звонок, который возвестил о начале нового учебного года, никого не напугал. К нему все были готовы. И практически за полмесяца специальная комиссия, обследовав все школьные здания, зафиксировала этот факт.

Виктор КУБЕКО