Власть и общество

На пути к достойной профессии

На пути к достойной профессии
На пути к достойной профессии

К номеру:   ()


01 Октября 2009 года

Формирование общего образовательного и научного пространства – предмет постоянного внимания Союзного государства

Научно-практическая конференция «Состояние и проблемы развития высшего образования в рамках Союзного государства», которая проходила в Минске с 13 по 15 октября, собрала 250 педагогов, руководителей учебных заведений и ученых Беларуси и России. Из них более 100 специалистов представляли систему образования России. Проведение конференции предусмотрено планом совместных мероприятий министерств образования двух стран по формированию единого образовательного пространства Союзного государства на 2008-2010 годы. А организаторами столь масштабного форума выступили Постоянный Комитет Союзного государства, Министерство образования Беларуси, Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Белорусский государственный университет и Российский государственный социальный университет. В своем приветствии участникам конференции Председатель Высшего Государственного Совета Союзного государства, Президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что за прошедшее десятилетие заложены основы формирования общего образовательного пространства двух стран, предоставления белорусам и россиянам равных условий и возможностей для обучения в вузах, реализовано немало совместных просветительских и исследовательских проектов, налажено активное сотрудничество между преподавателями и студентами. «Уверен, что на нынешней конференции состоится заинтересованный и полезный обмен мнениями, который даст возможность гармонизировать системы высшего образования Беларуси и России, сделать еще один шаг для реализации нашими гражданами прав на приобретение профессии и на достойный труд», – подчеркнул белорусский лидер.
Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин в обращении к педагогам также выразил уверенность, что проведение представительной конференции позволит глубоко проанализировать имеющиеся проблемы и выработать обоснованные и прогрессивные предложения, способствующие дальнейшему повышению качества подготовки специалистов, формированию общего образовательного и социального пространства Союзного государства.
Павел Бородин считает, что на рассмотрение участников конференции вынесен широкий круг жизненно важных для наших стран вопросов. Постоянное совершенствование и повышение качества образования стало сегодня одним из основных условий успешного развития государств. На это направлены приоритетные национальные программы. В то же время существенным фактором решения данной задачи является эффективное белорусско-российское сотрудничество в этой сфере.
«Сохранение преимуществ общего образовательного пространства Союзного государства, обеспечение равенства прав граждан на получение высшего образования, реализация союзных программ в фундаментальной и прикладной науке, расширение спектра мероприятий гражданско-патриотической направленности для молодежи есть предметы постоянного внимания Союзного государства», – напомнил Павел Бородин. Он с удовлетворением отметил, что созданная за последние годы правовая база в виде договоров на различном уровне и взаимно согласованных национальных нормативных актов, создание филиала Российского государственного социального университета в г. Минске и Белорусско-Российского университета
в г. Могилеве, возобновление совместных заседаний коллегий министерств образования Беларуси и России и принятие долгосрочных планов сотрудничества, использование бюджетных возможностей Союзного государства позволяют сохранять и развивать интеграционные процессы в образовании.
В приветствии Государственного секретаря Союзного государства констатируется, что Советом Министров Союзного государства приняты решения о необходимости дальнейшего совершенствования правовых основ для обеспечения практической доступности высшего образования для граждан наших стран в любом высшем учебном заведении Союзного государства и признания документов об образовании. А Высший Государственный Совет Союзного государства постоянно рассматривает ход реализации комплекса взаимоувязанных задач, отраженных в Концепции социального развития Союзного государства до 2010 года, им поручено подготовить проект Концепции на 2011-2015 годы.
Анализ реализации Концепции социального развития Союзного государства на 2006-2010 годы в сфере образования и выработка предложений по формированию согласованной политики двух стран в сфере образования были в центре дискуссии на конференции педагогов двух стран в Минске. В частности, это вопросы совершенствования качества образования, проблемы модернизации высшей школы двух стран, развитие общего образовательного, культурного и научно-технологического пространства Союзного государства. Свои взгляды на эти и другие проблемы педагоги и ученые могли высказать во время работы пяти тематических секций: «Проблемы обеспечения равенства прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере образования», «Гармонизация нормативной правовой базы в сфере образования Республики Беларусь и Российской Федерации», «Совместная деятельность учебных заведений Республики Беларусь и Российской Федерации», «Менеджмент качества университетского образования и образовательные стандарты высшего образования» и «Стратегия сотрудничества по активизации гражданского и духовно-нравственного воспитания учащейся и студенческой молодежи Союзного государства». Проекты новых инициатив обсуждались также на заседании «круглого стола» «Формирование общего образовательного пространства Беларуси и России», которое прошло с участием представителей органов Союзного государства в Исполкоме СНГ.

В вузах Российской Федерации учится около 10 тысяч белорусских студентов, в белорусских вузах – примерно 2 тысячи россиян. Но говорить о едином образовательном пространстве как о безбарьерной для жителей соседней страны среде пока не приходится. Выпускник российского вуза с дипломом бакалавра, например, в Беларуси специалистом с высшим образованием не считается, приравнивается к выпускнику техникума. А защитившиеся в России кандидаты и доктора наук в Беларуси должны подтверждать свою научную квалификацию, проходя процедуру переаттестации. И это только некоторые из барьеров на пути к формированию единого образовательного пространства. Можно ли решить эти вопросы на просторах Союзного государства? Высказаться на этот счет корреспондент «СВ» попросил министра образования Беларуси Александра Радькова и заместителя министра образования и науки Российской Федерации Владимира Фридлянова, которые также принимали участие в работе научно-практической конференции «Состояние и развитие высшего образования в рамках Союзного государства», а также других участников встречи в Минске.


Александр РАДЬКОВ,
министр образования Беларуси:

– Беларусь и Россия вышли из одной страны, поэтому у нас много общего в области развития высшего образования, взаимодействия между университетами, научными школами, в сфере научных исследований. За последние годы мы не потеряли этих наработок. Они проявляются как на уровне соглашений между странами и отдельными университетами, так и на уровне личных контактов.
Жизнь постоянно привносит новые проблемы. Содержательные – чему учить, какими должны быть образовательные стандарты, как должны выглядеть учебные планы; технологические – каким должен быть учебный процесс, как взаимодействовать с заказчиком, как организовать практику, какие должны быть учебные пособия; организационные – например, касающиеся организации вступительных испытаний.
Мы идем к взаимному признанию результатов централизованных испытаний, в первую очередь по естественно-научным предметам – физике, математике, биологии. Российская и белорусская системы отбора абитуриентов развиваются параллельно, ЕГЭ и ЦТ – похожие формы вступительных испытаний, а математика или физика не меняют своей сути в любой стране.
– Но с утечкой информации во время проведения российского ЕГЭ связано несколько громких скандалов, а репутация белорусского централизованного тестирования пока чиста…
– Конечно, российская специфика накладывает определенный отпечаток. Это мы, белорусы, можем усадить всех абитуриентов нынешнего года в одно и то же время за одинаковые по сложности задания. В многонациональной, огромной по территории России это физически невозможно. Тем не менее мы последовательно сближаемся, будем и дальше работать над этим и находить взаимопонимание.
Думаю, что российская система образования в скором будущем отладит технологию и организацию процесса испытаний. Признание Беларусью результатов ЕГЭ по естественным наукам будет возможно только в том случае, если у нас не будет сомнений в прозрачности и справедливости испытаний. И мы и российская сторона понимаем, что во время вступительной кампании решаются судьбы людей. Поэтому все должно быть отработано, выверено, исключать ошибки и промахи.
По нашему мнению, гармонизировать надо и межвузовское взаимодействие в области науки. Мы хотим увеличить финансирование научной деятельности учебных заведений, в том числе за счет союзного бюджета. Важно развивать вузовскую науку не только ради конкретных разработок, но и для сохранения научного потенциала учебных заведений. Белорусские и российские университеты заключили более 250 договоров, многие из них касаются сотрудничества в этой сфере.


Владимир ФРИДЛЯНОВ, заместитель министра образования и науки Российской Федерации:

– Буквально недавно в России выстроилась «линейка» образования. Во главе два национальных вуза – Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. За ними следуют четыре национальных федеральных университета – на Дальнем Востоке, в Сибири, Поволжье и на юге страны, затем 14 исследовательских университетов, выбранных по конкурсу из 156 подавших заявки учебных заведений. За ними – все остальные.
Вчерашние школьники из Беларуси при поступлении в вузы пользуются такими же правами, как российские. Они вправе претендовать на бюджетные места наравне с ровесниками из России, получать такую же стипендию, пользоваться общежитием. Для преподавателя все студенты равны, поэтому белорусов никто не воспринимает как иностранцев.
– Какие российские вузы пользуются наибольшей популярностью у белорусских абитуриентов?
– Брэндовые – как МГУ, и приграничные – как Брянский, Смоленский университеты. Из 10 тысяч белорусских граждан, которые сейчас учатся в российских вузах, примерно 2 тысячи – на бюджетных местах государственных вузов, остальные поступили на платную форму обучения или в негосударственные университеты. Замечу, что в России есть очень сильные негосударственные учреждения образования, но большинство белорусов, как и россиян, хотят получить диплом государственного вуза.
Мы сейчас разрабатываем правила приема иностранных граждан в российские вузы. Предлагаем два варианта: поступать по результатам ЕГЭ или сдавать экзамены в избранном вузе. А когда мы отработаем механизм признания результатов ЕГЭ и ЦТ, жители приграничных областей смогут без труда проходить испытание в любой из двух стран.
На мой взгляд, решая проблемы высшей школы, нельзя забывать о начальном и среднем профессиональном образовании. Экономика требует рабочих, руководителей среднего звена. Мы должны четко понимать: или мы вовлекаем среднее специальное образование в структуру высшего и готовим сразу мастера, затем бакалавра, перед которым открыта дорога в магистратуру, или мы подчиняем высшую школу только задачам высшего образования. Это очень важный процесс, мы за этим следим и обмениваемся с руководством белорусской системы образования по этому вопросу.
Мы не можем говорить, что стандарты образования в обеих странах непременно должны быть одинаковыми. Стандарты должны быть проверены, между собой сверены, но национальные отличия имеют право на существование. Беларусь – небольшая страна, и «правила игры» в образовании, экономике могут быть едиными. В России, как вы знаете, 120 народностей. Тем не менее образовательное пространство мы строим единое, правовых основ для этого достаточно. После конференции мы планируем провести совместную коллегию министерств образования двух стран в Москве, а по ее итогам – приступить к разработке документа, который поспособствует созданию единого образовательного пространства Союзного государства.


Александр ЛАГЕРЕВ, ректор Брянского государственного технического университета, сопредседатель Координационного совета Международной ассоциации вузов приграничных областей Беларуси и России:

– Международная ассоциация вузов приграничных областей Беларуси и России объединяет 30 технических, сельскохозяйственных, медицинских и педагогических вузов Смоленской, Брянской, Курской, Псковской, Московской, Могилевской, Гомельской и Витебской областей. В них обучаются более 350 тысяч студентов, работают свыше 12 тысяч преподавателей, в том числе 7,5 тысячи кандидатов и докторов наук.
В основу сотрудничества вузов положена предельно гибкая схема, предусматривающая контакты между двумя или несколькими вузами, группами профильных вузов; предусмотрено сотрудничество на различных структурных уровнях.
Определено более 20 основных направлений деятельности ассоциации, в рамках которых проводятся уже конкретные мероприятия. Широко практикуется взаимный обмен ведущими учеными и преподавателями, которые читают лекции студентам и аспирантам. Создаются и развиваются совместные виртуальные научные лаборатории, основанные на использовании новых информационных технологий. Формируются смешанные коллективы авторов для подготовки учебников и учебных пособий по аналогичным дисциплинам российского и белорусского образовательных стандартов, а также научные коллективы для подготовки совместных монографий. Ведется межбиблиотечный обмен учебниками и учебными пособиями, издаваемыми вузами – участниками ассоциации.


Игорь САЗОНОВ, ректор Белорусско-Российского университета, сопредседатель Координационного совета Международной ассоциации вузов приграничных областей Беларуси и России:

– У нас есть уникальная возможность взять все самое лучшее, что есть в высшей школе Беларуси и России. Остановлюсь на основных, которыми мы сполна пользуемся.
Во-первых, это возможность открытия новых специальностей, которых нет в белорусском классификаторе. Например, у нас появилась специальность «Электрооборудование автомобилей и тракторов» по российским образовательным программам.
Во-вторых, в университете широко внедряются передовые инновационные технологии. У нас существует модульно-рейтинговый контроль, интернет-тестирование студентов, которое проводит специальная российская служба. Разработана, внедрена и сертифицирована система качества менеджмента университета на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008. По результатам сертификации получен международный сертификат, который признается в 34 странах мира.
В университете открываются новые структуры, работающие на повышение качества подготовки специалистов, – центр менеджмента качества, центр дистанционного образования. Расширяются международные связи университета: в настоящее время вуз работает по 33 договорам. Стал привычным студенческий обмен: ежегодно в университет приезжают около 200 российских студентов, а более сотни белорусских студентов выезжают на спортивные, культурные и иные мероприятия в вузы России.


Сергей МАЛЬЧЕНКО, директор Минского филиала МЭСИ:

– С какими проблемами сталкивается филиал российского университета, действующий в Беларуси? Главная – правовые базы двух стран имеют множество расхождений. Например, отличаются системы финансовой отчетности, из-за чего мы вынуждены вести отдельную бухгалтерскую отчетность и для российских, и для белорусских контролирующих органов. В двух странах разная налоговая нагрузка, отличаются условия закупки учебного оборудования, есть ряд иных нюансов. Кроме того, филиал дважды лицензируется – и по российским, и по белорусским правилам, а они существенно отличаются.
Существуют и чисто образовательные проблемы. С нынешнего года филиал МЭСИ как российский вуз должен готовить бакалавров. В Беларуси бакалавров не готовят. Это может породить серьезные проблемы для выпускников Минского филиала МЭСИ, потому что у них будут иные, по сравнению с выпускниками белорусских вузов, возможности трудоустройства.
В Беларуси и России учебные планы по одной и той же специальности тоже отличаются. По этой причине возникают трудности при переводе студентов из белорусских вузов в российские: им приходится досдавать около десятка дисциплин.
Минский филиал МЭСИ открыт в 2003 году по решению Министерства образования Беларуси и Министерства образования и науки Российской Федерации с целью подготовки специалистов, способных работать в условиях единого экономического пространства Союзного государства. Он стал первым учреждением образования на территории Беларуси, в котором система менеджмента качества сертифицирована по международному стандарту ИСО 9001:2000.


Александр ЖУК, первый заместитель министра образования Республики Беларусь:

– Благодаря государственной политике, отдающей приоритет образованию, Республика Беларусь, как и Российская Федерация, входит в число стран с высоким индексом человеческого развития. В рейтинге стран по индексу развития человеческого потенциала Беларусь занимает сейчас 64-е место из 177 стран, охваченных статистикой. За годы суверенитета высшее образование Республики Беларусь приобрело массовый характер. Количество студентов на 10 тысяч населения увеличилось со 180 до 435 человек, что сопоставимо с показателями европейских государств.
В настоящее время высшая школа страны готовит кадры по 356 специальностям, что позволяет практически полностью удовлетворить потребности народного хозяйства. Однако по некоторым специальностям мы ощущаем существенный дефицит специалистов, особенно в области энергетики. Поэтому с 2008 года мы приступили к обучению студентов по ряду специальностей, связанных с ядерной энергетикой.
Мы с удовлетворением отмечаем прогресс в наших отношениях с российскими партнерами и благодарим за поддержку ряда инициатив, которые были предложены нашим государством за десятилетие существования Союзного государства. Но в то же время есть и тревожная тенденция: зачастую реформирование национальных систем высшего образования Беларуси и России осуществляется без учета фактора Союзного государства и вне привязки ко взятым на себя сторонами межгосударственным соглашениям, в результате чего нормативная правовая база Союзного государства множится документами, не имеющими практической реализации.


Сергей АБЛАМЕЙКО, ректор Белорусского государственного университета:

– Сейчас БГУ имеет официально закрепленные двусторонние связи с 24 российскими университетами. В большинстве случаев двустороннее сотрудничество с российскими вузами осуществляется в рамках конкретных областей научных знаний. Например, с Московским государственным университетом имени М. Ломоносова БГУ сотрудничает в области химии, математики, географии, экономики, филологии, космоса. В рамках взаимодействия выполняются совместные научные проекты, осуществляется обмен опытом в разработке учебно-методических комплексов и образовательных программ. Подписан Меморандум о намерениях по взаимодействию и сотрудничеству в области космического образования и науки. Первым конкретным шагом станет создание университетского микроспутника.
А в целом география сотрудничества БГУ очень обширна: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Брянск, Тула, Самара, Рязань, Вологда, Вятка, Волгоград, Воронеж, Кострома, Ростов, Томск, Уфа, Челябинск, Пермь. Однако анализ состояния сотрудничества свидетельствует о некотором снижении интенсивности контактов. В частности, заметно снизилась результативность сотрудничества в области подготовки кадров высшей квалификации.
За последние три года в аспирантуре БГУ обучались только трое представителей России. В советах по защите кандидатских и докторских диссертаций при БГУ граждане России за это время не защищались вовсе. Одной из причин такого положения дел является взаимное непризнание кандидатских экзаменов, дипломов кандидата и доктора наук.
К сожалению, нет и системного взаимного обмена информацией об образовательной деятельности. Выручает наличие свободного доступа к интернет-сайтам российских университетов, благодаря которому мы имеем относительно полное представление о законодательстве Российской Федерации в области высшего образования и тех процессах, которые идут в конкретных университетах. В частности, интерес для нас представляет внедрение систем управления качеством, технологизация университетского образования, организация контролируемой самостоятельной работы студентов, перспективы внедрения кредитно-модульной системы, рейтинги эффективности основных видов деятельности университета.

Ирина ДЕРГАЧ,
Николай ФЕДОРОВ