Власть и общество

Заступник Сербской земли

Заступник Сербской земли
Заступник Сербской земли

К номеру:   ()


01 Января 2010 года

27 января (14 января по юлианскому календарю) православные сербы отмечают один из своих главных религиозных праздников – День святого Саввы

Этот особый день празднуют не только в Сербии, но и на всем пространстве бывшей Югославии, в Европе и Америке – везде, где есть сербские общины. Савиндан (в переводе – День святого Саввы) почитают и македонцы, и болгары. Но нигде день его памяти не отмечается так широко, как в Сербии: это самый почитаемый святой, просветитель сербских земель и основатель независимой Сербской Православной церкви. Будущий святитель появился на свет между 1169 и 1174 годами в великокняжеской семье. Ростислав (или Растко) Неманич – так звали его при рождении – рос как наследник отцовской власти. Его отец Неманя по праву считается отцом-основателем средневековой Сербии, объявившим о независимости от Византийской империи и объединившим сербов в единое государство под своей властью. Сильную страну он намеревался отдать в управление сыну, но случилось иначе.
Будучи семнадцатилетним юношей, Ростислав близко сошелся с группой монахов с горы Афон, приехавших ко двору Стефана Немани проповедовать православие и просить пожертвований на святую обитель. Старший монах – русский черноризец – поведал ему о монастырской иноческой жизни и отрешении от мира. Юный принц, с ранних лет воспитанный в православии и уже втайне желавший посвятить свою жизнь служению Богу, принял решение тайно покинуть отчий дом, чтобы достичь горы Афон и там принять постриг. Вместе с черноризцами он уехал из великокняжеского дворца в Афонский Свято-Пантелеимонов русский монастырь, где и постригся с иноческим именем Савва. Так принц Растко исчез навсегда, а вместо него появился монах Савва.
Казалось бы, связь черноризца со своей родиной утрачена навсегда. Но это было не так: отец, Стефан, посылал своему сыну на Афон богатые дары и подношения, которые Савва, поселившись в Ватопедском монастыре, использовал для укрепления старых и создания новых монашеских обителей.
Савва не забывал и о родной земле. Когда в Сербии началась междоусобная война между его братьями, Стефаном и Вуканом, Савва поспешил к ним, чтобы восстановить мир. В результате, став настоятелем монастыря Студеница, он остался в Сербии и в течение многих последующих лет принимал участие как в религиозной, так и в светской жизни государства.
Самую большую опасность для Сербии Савва видел со стороны крестоносцев, которые в это время опустошили Византию и разграбили Константинополь. Для защиты своей страны он старался укрепить Сербию не только физически, но и духовно. Именно поэтому в 1219 году он решился на главное дело своей жизни – установление независимости сербской церкви. Патриарх Мануил в ответ на просьбу святителя рукоположил Савву в сан архиепископа и признал самостоятельность сербской церкви. Особо оговаривалось, что и в дальнейшем ее глава должен избираться сербскими епископами.
Святитель долго наставлял свою паству, помогал своему брату Стефану II править государством, совершил паломничество в Иерусалим и посетил великие христианские святыни, вновь был на Святой Афонской Горе. В 1234 году, будучи в Тырново в гостях у болгарского царя Иоанна Асеня, святитель Савва заболел и скончался. Вскоре после своей смерти он был официально причислен к лику святых, а еще позже его мощи перенесли из Тырново в сербский монастырь в Милешево.
Шли годы, сербская церковь переживала бурные времена развития, ее глава в 1346 году из архиепископа стал патриархом. Но уже вскоре после этого все южнославянские народы подверглись опустошительному турецкому нашествию, за которым последовало установление многолетнего османского владычества. Тем не менее люди не забывали святого Савву, продолжали хранить его святые мощи и возносить хвалу своему просветителю и молитвеннику. Свидетелями чудес, происходивших подле гробницы святителя, нередко становились и мусульмане, многие из которых, будучи под впечатлением от увиденного, затем крестились. Все это раздражало турецких властителей, желавших обратить в ислам как можно больше подчиненного населения и добиться от него покорности. В результате по приказу султана военачальник Синан-паша в 1595 году отнял у сербов мощи святого Саввы, привез их из Милешево в Белград и на окраине города, на горе Врачар, сжег дотла. Этим он хотел положить конец восстаниям сербов, сломить боевой дух и подчинить турецкой силе.
Но Синан-паша не достиг своей цели. Скорее наоборот, слава святого Саввы после этого только возросла. Сербы же после его злодеяния люто возненавидели захватчиков и еще яростнее стали бороться за свою самостоятельность. Несколько веков этой тяжелой борьбы дали наконец результат в XIX веке, когда Сербия сначала стала автономным княжеством в составе Турции, а затем и вовсе превратилась в независимое королевство. Святым покровителем нового сербского государства безоговорочно был назван святой Савва.
Место сожжения мощей не было забыто. Ныне на Врачаре, где турки совершили свое злодеяние, возвышается величественный собор святого Саввы – самый большой православный храм в мире (по величине с ним может сравниться только московский Храм Христа Спасителя). Каждый год 27 января собор и вся местность на Врачаре становятся центром торжеств.
История строительства храма сродни истории Сербии, полной взлетов и падений. Задуманный еще в 1880-х годах как дань памяти и благодарность святому Савве за его труды во славу Сербии, как кафедральный собор возрожденного государства и символ обретенной сербами свободы, храм начал возводиться только в 1935 году, уже в новом государстве – Югославии. События Второй мировой войны надолго остановили строительство. В годы войны немцы превратили стройплощадку в гараж, а в крипте будущего храма от авианалетов прятались жители Белграда. После прихода к власти коммунистов во главе с И.Б. Тито и с началом гонений на церковь в Югославии о храме забыли. Новые руководители попытались вытравить из народной памяти имя святого Саввы, но безрезультатно: народ по-прежнему помнил своего просветителя и молитвенника. В 1985 году храм был практически готов и увенчан огромным куполом. Но когда завершение строительства было уже близко, грянул кровавый распад Югославии и последовавшая за ним война, больно ударившая по всем республикам бывшей федерации и ее народам. Во время натовских бомбардировок 1999 года в храме прятались жители Белграда, в незаконченном помещении проводились молебны. В начале 2000-х годов работы вновь ускорились, и в 2004 году состоялось официальное открытие храма. На сегодняшний день он полностью готов снаружи, но внутри отделочные работы еще продолжаются.
Одновременно Савиндан является также и «славой» сербских школ («слава» – особое торжество, свойственное сербской культуре). Оно представляет собой праздник святого покровителя целой семьи, рода, а порой и отдельной отрасли жизнедеятельности. И 27 января школьники, студенты и их преподаватели празднуют свою славу, так как святой Савва с давних времен является покровителем просвещения и образования. 27 января во всех школах Сербии и Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины является выходным днем для учащихся, к которому повсеместно приурочиваются большие празднества. Главные же торжества, по сложившейся традиции, проходят в Белграде, на Врачаре. В храме святого Саввы служит литургию Патриарх Сербской Православной церкви, а в соседнем Святосаввском центре проходит концерт и торжественная церемония, на которой Министерство просвещения вручает награды имени святого Саввы отдельным лицам (лучшим школьникам, студентам, учителям), школам, институтам и другим учреждениям за вклад в развитие образования и воспитания в Сербии.

Никита БРУСИЛОВСКИЙ