Власть и общество

Дорогами памяти

Дорогами памяти
Дорогами памяти

К номеру:   ()


01 Марта 2010 года

На раритетных фронтовых авто Европу бороздит внук погибшего солдата

Ветераны немецкого города Торгау были поражены. На их улицах среди шикарных «Мерседесов», импозантных «БМВ» вдруг объявился «престарелый» грузовик «ЗИС-5» с деревянным кузовом – именно на таких машинах 65 лет назад к восточному берегу их Эльбы прибыли советские солдаты… А потом к автомашине бросились местные журналисты. Не только потому, что сошла с конвейера она еще в довоенное время. В кабине грузовика сидел Александр Сильвашко, тот самый советский лейтенант, в апреле 1945-го одним из первых обнявший американского офицера, – этот снимок обошел все газеты мира и стал символом боевого братства союзников в борьбе против фашизма. А рядом с ветераном смущенно улыбался водитель раритета Владимир Протасеня, который не только восстановил вынесший тяжести военного лихолетья и возрождения разрушенного хозяйства грузовик, но и свято бережет память о народе-победителе… На броневике –
в прошлое
На «Захарке», как когда-то любовно называли автомобилисты «ЗИС-5», Владимир Протасеня, приглашенный участвовать в автопробеге, посвященном 65-й годовщине встречи союзников на Эльбе, проехал по маршруту Слуцк – Брест – Польша – Германия. Побывал и во французской Нормандии, где когда-то высадились американцы. Правда, по немецким автобанам, где скорость 120-150 километров в час – явление обыденное, «ЗИС-5» перевозили на трейлере: при своих максимально возможных 60 километрах на скоростной трассе он выглядел бы инородным телом и неминуемо нарушал ритм движения…
После пробега машина осталась в Германии, с ней Владимир Адамович в апреле будет воссоздавать момент встречи союзников на Эльбе в 1945 году. Пять лет назад мастер-реставратор уже участвовал в таком событии. Была создана атмосфера, максимально приближенная к тем далеким дням: радость долгожданной встречи, Владимир Адамович в армейской форме, табак-самосад в кисетах, даже спиртное в солдатских фляжках…
Авто Владимира Протасени – это связующие звенья разных десятилетий. Знание истории, немного воображения – и вместе со старинной машиной ты уже во времени своих отцов, дедов. Вот автомобиль-амфибия, незаменимый при форсировании рек, в мире, говорят, сохранился еще только один экземпляр этой довоенной техники – в Московском политехническом музее. Неказистый «Москвич», на котором полстолетия назад разъезжал один из местных начальников. Мечта многих советских автомобилистов, одна из первых моделей «Волги»…
И несомненная гордость реставраторов – легковой броневик, выпущенный в 1943 году. Когда-то маневренный двухместный автомобиль (с пулеметом, мощным двигателем), развивавший до 80 километров в час, ощутимо помогал наступающим подразделениям. Но попала в руки реставраторов машина в таком плачевном состоянии, что пришлось искать в Москве документы, чертежи, согласно которым и выпиливали металлические листы, варили, шлифовали кузов, восстанавливали каждую эксклюзивную деталь.
– Таких автомобилей в Беларуси больше нет, около пяти экземпляров можно найти в России, а в мире их – не больше десятка, – поясняет Владимир Адамович.

Счастливый миг победы
Денис учится в десятом классе козловичской средней общеобразовательной школы, а Марк – в одной из минских школ. Ребята прекрасно понимают: возрождая автостарину, они не только прикасаются руками к истории, но и восстанавливают, хранят ее.
Слуцкий районный центр автомобильной культуры и технического творчества детей и молодежи «Автомир» – единственный в Беларуси. Находится он в деревне Козловичи, что в трех километрах от древнего города. Там живет и трудится страстный поклонник, знаток радиотехники, автомобилей, мотоциклов, неравнодушный к исторической памяти Владимир Протасеня.
Его верности родной земле и своему делу можно только позавидовать. В Козловичах родился, окончил школу, создал небольшой бизнес – ремонт автомобилей. Как-то попался в руки остов старой машины. Для кого-то – ржавая рухлядь, а для Владимира Адамовича – раритет. Попотел, нагнал не один мозоль, но восстановил. Словно приоткрыл занавеску в прошлое. Деньги, заработанные на ремонте современных автомобилей, стал пускать на восстановление старых.
Окончившего индустриально-педагогический техникум, Институт управления и экономики Владимира Протасеню не раз приглашали в город на высокооплачиваемые должности. А он остается в родной деревне руководителем центра: расширяет политехнический кругозор местных и приезжих ребят, пробуждает их интерес к технике, конструированию, воспитывает любовь к истории.
Кульминация кропотливой, порой грязной работы – когда они в военной форме, добытой также Владимиром Адамовичем, в отреставрированной машине при реконструкции боевых эпизодов временно становятся на место своих дедов-победителей. Это поистине счастливый миг победы.
Политехнический музей в деревне? Вполне

Увлечение стариной у самого Владимира Протасени началось с обычного патефона. Его дедушка Никифор Фадеевич прошел сотни фронтовых километров и погиб в освобожденной Европе за два месяца до победы. Пластинку с любимой песней дедушки, память о котором Владимир свято чтит, проиграть было не на чем. Нашел у кого-то сломанный патефон. Отремонтировал. Комната наполнилась старинной душевной мелодией. Владимиру казалось, что с чувством благодарности слушает ее и всеми любимый Никифор Фадеевич. Если не он, то его душа…
Сегодня в коллекции Владимира Адамовича – пять патефонов, тысяча пластинок к ним. Есть тарелка-репродуктор, с которого когда-то люди жадно ловили сводки Совинформбюро. Эти раритеты, несомненно, стали бы интересной экспозицией музея старины в Козловичах... Да, несколько лет назад было принято решение Минского облисполкома о создании на базе центра «Автомир» автомобильного музея, однако для его выполнения пока что не сделано ничего.
– Мы не забыли об этом решении, но финансовый кризис не позволяет изыскать необходимые средства, – комментирует ситуацию заместитель председателя Слуцкого райисполкома Петр Довгучиц. – Как только появятся деньги, непременно займемся созданием музея.
– Мы хоть завтра можем выставить полтора десятка восстановленных старых автомобилей, но сделать это негде, – делится мыслями Владимир Адамович. – Как ни печально, но в Беларуси, производящей уникальные «БелАЗы», мощные «МАЗы», неприхотливые мотоциклы, нет музея автомобильной техники. А ведь это не только историческая память. Это – и престиж страны, и валюта…
Практичные немцы не раз предлагали за восстановленную военную технику хорошие деньги. Владимир Адамович такие предложения категорически отвергает. Он считает, что возрожденная техника должна остаться на Слуцкой земле и стать достоянием всей страны.
– Во время высадки американских войск в Нормандии один десантник зацепился стропами парашюта за купол святого храма. Беспомощно повис. Этот эпизод благодарные потомки восстановили, и теперь множество туристов созерцают манекен десантника с парашютом на куполе костела. Почему же мы иногда так равнодушно относимся к своей истории?
Высказав профессиональный взгляд на проблему, Владимир Адамович закатывает рукава. И начинает воссоздавать очередную деталь старинного автомобиля, частичку нашей истории.

Владимир БЫЧЕНЯ