Власть и общество

Звездное притяжение

Звездное притяжение
Звездное притяжение

К номеру:   ()


01 Апреля 2010 года

Его ощутили на себе более трех десятков уроженцев Слутчины

Из 63 докладов, прозвучавших на ХХХVII Международных общественно-научных чтениях, посвященных памяти Юрия Гагарина, дипломы лауреатов завоевали четыре. Среди них – и работа учащихся Слуцкой гимназии №1 Евгения Алешко и Тимура Метельского «Слуцкий след в космосе». Вручая диплом, председатель жюри, летчик-космонавт, Герой Советского Союза Виктор Афанасьев тепло поблагодарил ребят и заметил:
– Может быть, вы еще и сами в космос полетите!
Возможно. Ведь «на пыльных тропинках далеких планет» отчетливо просматриваются и следы их земляков… Благодарность Гагарина

Первая фамилия, прозвучавшая в космосе, принадлежала уроженцу Слуцка… Где-то через полминуты полета первый космонавт Юрий Гагарин радостно воскликнул: «Косберг сработал!» Что означало: включилась третья ступень ракеты, выход на запланированную орбиту гарантирован. Вернувшись из космоса, прочитав сообщение ТАСС о своем полете, Юрий Алексеевич на полосе «Волжской коммуны» написал: «Семену Ариевичу Косбергу за третью ступень. Гагарин».
Родился Семен Косберг в семье слуцкого кузнеца. Стал студентом Ленинградского политехнического института, а окончил Московский авиационный – туда Семена перевели как специалиста, тяготеющего к исследовательской, конструкторской работе. В Центральном научно-исследовательском институте моторостроения Семен Косберг подал немало смелых, неожиданных идей, поэтому с 1940 года становится «закрытым» ученым – конструктором, руководителем ряда «номерных» предприятий, выпускающих военную технику.
В начале Великой Отечественной конструкторское бюро Косберга разработало систему непосредственного впрыска для бензиновых авиационных двигателей, позволившую при том же расходе горючего увеличить скорость самолета на полусотню километров в час. После войны Семен Косберг, чутко улавливавший требование времени, переключился на турбины – небо завоевывала реактивная техника. Его жидкостный реактивный двигатель на унитарном однокомпонентном топливе имел такие прекрасные характеристики, что их на своих самолетах установили сразу два ведущих авиаконструктора – Яковлев и Микоян.
До встречи с Косбергом созданные Королевым носители доставили на околоземную орбиту три не самых тяжелых спутника. Но это был потолок его двухступенчатых ракет. Для более глубокого проникновения в космос требовалась еще одна ступень, разгоняющая ракету до скорости, позволяющей вырваться из притяжения Земли и дальше лететь без применения энергии. Созданная командой Семена Косберга третья ступень понесла космический аппарат на Луну, помогла сфотографировать ее обратную сторону, вывела спутник на околосолнечную орбиту, детище Косберга доставляли аппараты к Венере, Марсу. Этот же коллектив сконструировал вторую и третью ступени мощной ракеты-носителя «Протон», доставившей на ночное светило луноход… Семен Косберг стал Героем Социалистического труда, лауреатом Ленинской премии. Его именем назван лунный кратер площадью 58 квадратных километров.

Почетные граждане Байконура

Окончив за год до Великой Отечественной артиллерийское училище, слутчанин Константин Герчик воевал под Бобруйском и Брянском, Курском и Прагой. За оборону Могилева и Смоленска награжден орденом Красного Знамени. Но никогда он не находился так близко от смерти, как осенью 1960 года.
В 1957 году Константина Васильевича назначили начальником штаба космодрома Байконур, а вскоре – и руководителем этого строго засекреченного объекта. Отправлял в полет ракеты, которые вывели на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли, доставили на Луну вымпел с изображением герба СССР. Запуск принципиально новой, межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 приурочили к 43-й годовщине Октябрьской революции. О новинке знал глава государства Никита Хрущев, а потому ударить в грязь лицом нельзя было никак, тем более – перенести сроки пуска...
Непосредственно на пусковую площадку прибыл председатель государственной комиссии по испытаниям ракеты, главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения, главный маршал артиллерии Митрофан Неделин. Изделие было еще «сырым». Уже на заправленной ракете обнаружили утечку топлива и неисправности в электросистеме. Ради экономии времени решили топливо не сливать, устранять неполадки на заправленной ракете. Генерал Герчик выступал против этого вопиющего нарушения техники безопасности. Маршал настоял на своем. И, чтобы придать смелости другим, потребовал установить стулья в 15-20 метрах от ракеты, где копошились наладчики. Митрофан Иванович уселся сам, низшим чинам ничего не оставалось, как последовать его примеру.
Где-то пробила искра, вал огня обрушился на заправленную первую ступень ракеты и моментально сжег всех, находившихся у ее подножья. Сгорели заживо, умерли от удушья 126 человек, в том числе и маршал Неделин со своей свитой. Генерала Герчика спасло то, что за считанные секунды до трагедии он отошел на безопасное расстояние покурить. Увидев огненный ад, он бросился спасать людей. Сильно обгорел и полгода провалялся в госпитале. В 1961 году перешел служить в войска, был командующим ракетной армией. Генерал-полковник Константин Герчик – лауреат Ленинской премии.
Любопытная деталь: его двоюродный брат, родившийся там же, в деревне Сороги Слуцкого района, Даниил Герчик создавал космические аппараты, преимущественно военного назначения, в конструкторском бюро академика Челомея.
В 1983 году на космодром прибыл новый начальник – генерал Юрий Жуков. Тоже уроженец Слуцка. При Юрии Аверковиче на Байконуре отрабатывали новую ракету-носитель «Зенит», доводили до ума многоразовую космическую систему «Энергия-Буран». Уволился со службы генерал-лейтенант Жуков в 1989 году, обосновался в Смоленске. Константин Герчик и Юрий Жуков – почетные граждане Байконура.

Он разрисовывал Луну

К Международному женскому дню офицеры решили сделать своим коллегам и подругам весьма необычный подарок. С Луны. Выписали колесами лунохода на ночном светиле цифру 8. На слово «марта» энергии аппарату не хватило, чтобы подзарядить аккумуляторы солнечными лучами, нужно было ждать очередного дня. Офицеры-романтики не стали рисковать, сфотографировали лунную восьмерку, растянувшуюся на поверхности на сотню метров, и подарили снимки женщинам, сопроводив их нежными словами и цветами. А выписывал «восьмерку» на Луне слутчанин Константин Давидовский.
В мае 1968 года на пункты, обеспечивавшие техническую поддержку космическим полетам и ракетным запускам, поступили телеграммы, предлагавшие направить в Москву лучших офицеров для испытания новейшей техники. В Институт медико-биологических проблем прибыли 32 офицера. Здоровые, молодые ребята проходили медицинскую комиссию почти такую же, как и космонавты. И вскоре список претендентов сократился до 11. Среди них был и Константин Давидовский, родившийся в деревне Избудище Слуцкого района. Константина определили на должность штурмана-навигатора, непосредственного «рулевого» необычного аппарата, имевшего 4,42 метра в длину, 2,15 – в ширину, 1,92 метра – в высоту и 756 килограммов веса. Планировалось, что в перспективе на подобном транспорте по Луне будет передвигаться и космонавт, но до этого дело не дошло.
«Луноход-1» прилунился 17 ноября 1970 года в районе Моря Дождей. Управлять аппаратом, находящимся от пульта более чем за 350 тысяч километров, было очень сложно, к тому же картинка с Луны шла контрастной, без полутеней. Поэтому только спустя два с половиной часа после посадки колеса лунохода коснулись лунного грунта. В первый день под управлением Константина Давидовского и его товарищей луноход прошел 197 метров, на следующий – уже полтора километра. Конструкторы гарантировали трехмесячную работу лунохода, но опыт, мастерство его «водителей» позволили втрое перекрыть расчетный ресурс.
После выхода на пенсию Константин Давидовский обосновался в подмосковном Одинцове. И когда его служба потеряла гриф секретности, охотно рассказывал, как создавался умный робот, предназначенный для исследования грунта, магнитного поля Луны, фотографирования ее поверхности.

Кратер Цераского

А первым слутчанином, который начал профессиональным глазом всматриваться в звездное небо, был Витольд Цераский. Способный юноша из белорусской глубинки поступил в Московский университет. Витольд слушал лекции известного профессора Федора Бредихина, под влиянием которого и выбрал астрофизическое направление своей будущей научной деятельности. В 1891 году способный ученик сменил Бредихина на посту директора Московской обсерватории.
За четверть века в этой должности Витольд Карлович не только коренным образом перестроил работу обсерватории, оснастив ее современнейшим оборудованием. Профессор Цераский разработал методику фотометрических наблюдений, с помощью которых измерил блеск более 500 звезд. Он одним из первых определил звездную величину Солнца и установил предел его температуры – 3500 градусов. Для исследования звезд по его инициативе начато систематическое фотографирование неба.
Именем Цераского назван лунный кратер. Любопытно, что своей работой ученый увлек и жену Лидию Петровну. Используя метод, разработанный супругом, она открыла 219 переменных звезд и тем самым вписала свое имя в историю астрономической науки.
И другие...
Среди слутчан, связавших свою жизнь с космосом, и офицер Сергей Гончарик, который служил на Байконуре инженером-испытателем. Его земляк Александр Куницкий – автор более 80 трудов по баллистике ракет и космических аппаратов. Евгений Жалковский в 90-е годы возглавлял государственную комиссию по запуску и управлению полетами ракет народно-хозяйственного назначения…
А помогает работникам музея отыскивать новые «космические» имена земляков, пополнять его стенды интересными экспонатами уроженец Слуцка Владимир Дудко, в свое время обеспечивавший надежную работу электронных систем на космодроме, потом руководивший советом ветеранов Байконура...

Владимир БЫЧЕНЯ