Власть и общество

Горькая судьба Полесья

Горькая судьба Полесья
Горькая судьба Полесья

К номеру:   ()


01 Апреля 2010 года

Корреспонденты газеты «Союзное вече» посетили музей «Чернобыль» в Киеве

В мае 1987 года в здании пожарной башни Управления пожарной охраны Киевской области открылась фотодокументальная выставка «Памяти мужества и славы». Создана она была теми, кто первыми оказались на месте трагедии, – пожарными. Как известно, именно огнеборцы сразу же бросились ликвидировать последствия ужасной аварии, и первые жертвы были среди людей этой профессии. В 1987 году, желая увековечить память о своих мужественных товарищах, сотрудники управления и решили организовать постоянно действующую выставку. На протяжении пяти лет небольшая выставка постоянно пополнялась материалами. Правда, часть из них доставали с большим трудом. Ведь многие материалы носили гриф «Секретно», который распространялся на всю информацию об аварии. Это касалось не только документов, но и людей – непосредственных участников и свидетелей тех событий, они долго не могли говорить правду. Сегодня в музейной экспозиции пред-
ставлены копии государственных решений 1986 года о введении секретности, связанных с аварией на блоке №4 Чернобыльской АЭС. Однако организаторов музея секретность никогда не смущала, и они продолжали делать свое дело. Благодаря настойчивости тогдашнего министра внутренних дел Украины Ивана Гладуша экспозиция была преобразована в музей, под который выделили здание бывшей пожарной части. Сотрудники министерства своими силами и на свои средства его реконструировали.
В 5-ю годовщину трагедии, 26 апреля 1992 года, музей уже принимал первых посетителей. Ныне экспозиция музея, размещенная в нескольких залах, насчитывает около семи тысяч экспонатов.
Заведующая сектором научно-просветительской работы национального музея «Чернобыль» Светлана Терлецкая встречает нас на входе. Мы поднимаемся с ней по символической лестнице, выполненной в виде дороги, на которую брошена яблоня с вырванными корнями, словно напоминая нам о жителях Полесья, также с корнями вырванных из родной земли. Девяносто одна тысяч человек оставили свои дома, уходили всего на два-три дня, а не вернулись никогда.
Над нашими головами – черные дорожные указатели, на них – названия 76 городов и сел Украины, которые стерты с лица земли радиацией.
Над дорогой – хоругвь из церкви, которая оказалась в чернобыльской зоне отчуждения. Слова Иоанна Богослова из глубины веков предупреждали нас: «Третий Ангел вострубил, и упала на землю большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки».
Долгое время этим словам не придавали значения, и только когда начали поднимать исторические материалы, оказалось, что «чернобылка» (отсюда Чернобыль) – это название одного из видов полыни, которая растет только в Украинском и Белорусском Полесье.
После чернобыльской дороги мы попадаем в первый зал экспозиции, пол в нем сделан в виде стальной плиты биологической защиты главного реакторного зала. В зале установлен иконостас. Двери иконостаса опутаны колючей проволокой, на которой висит знак – оранжевый трилистник «Осторожно, радиация!».
В центре зала качается полесская лодка, а в ней – детские игрушки, оставленные посетителями музея. Полесская земля – родина уникального, древнейшего, своеобразного и богатейшего слоя славянской культуры. Никакие нашествия и войны не смогли ее уничтожить. Пока не пробил час чернобыльской беды.
Рядом с иконостасом стоят три фигуры ликвидаторов в защитных костюмах и респираторах. Над иконостасом распростерли свои крылья два ангела: белый и черный. Под крыльями белого ангела – портреты детей, родившихся после катастрофы, на крыльях черного – фотографии из новейшей истории.
На потолке – карта мира, на которой красными огоньками мигают атомные электростанции, расположенные на всех континентах Земли.
Экспозиция музея построена по хронологическому принципу.
Осмотр начинается с выставки, посвященной 1986 году: взрыв на ЧАЭС, тушение пожара, эвакуация населения, первые спасатели. Под потолком висят часы, стрелки которых навсегда остановились. Вечно они будут показывать 1 час 23 минуты 48 секунд – время, когда произошла трагедия. Рядом вырезки из газет, где мелким шрифтом в самом дальнем углу полосы кратко написано об аварии, как будто не произошло ничего страшного – обычный пожар, да и только. И тут же печатное издание – «Нью-Йорк таймс», где на первой полосе с указанием места на карте говорится об одной из самых страшных аварий столетия.
В музее постарались отразить подвиг всех специалистов, которые принимали участие в ликвидации аварии. Здесь описан труд речников, возивших обгоревших солдат в госпитали, медиков, получавших ожоги от уже зараженных радиацией людей, вертолетчиков, круживших на своих машинах над извергавшимися струями радиоактивного пепла, шахтеров, рывших тоннель под горевшей АЭС, чтобы укрепить фундамент.
Чернобыльская катастрофа не только изменила судьбы и жизнь людей, но и открыла в людях иные качества. Многие чернобыльцы стали писателями, художниками, скульпторами. Правда, темой их стал ряд чернобыльских проблем, которые волнуют людей в данное время.
Огромную эмоциональную нагрузку на посетителей музея оказывают современные аудиовизуальные и технические средства, например трехфазная диорама «Чернобыльская АЭС до, во время и после аварии». На наших глазах возникает пожар, происходит взрыв, разрушается атомная станция, а потом над разрушенным блоком вырастает саркофаг.
В экспозиционных залах можно увидеть также действующий макет работающего четвертого энергоблока ЧАЭС, уникальные видеоматериалы, компьютерные программы о катастрофе и ее последствиях.
Сегодня музей поддерживает связи с учреждениями и организациями, частными лицами в нашей стране и за границей, которые интересуются чернобыльскими проблемами, помогают пострадавшим. Например, в лечебно-оздоровительном центре «Тарара» им. Хосе Марти на Кубе прошли лечение тысячи детей с онкологическими, иммунными, ортопедическими и системными заболеваниями, вызванными последствиями катастрофы. Кубинские врачи выполнили сотни хирургических операций, в том числе по трансплантации костного мозга, почек, с кардиологическими, ортопедическими патологиями, с тяжелыми недостатками печени. Эти операции возвратили детей к нормальной жизни.
Вообще за короткое время пребывания в музее мы заметили, что никто из посетителей, из какой бы страны он ни был, не остается равнодушным к трагедии Чернобыля. Многие, как мы уже отмечали, посвящают чернобыльской трагедии свое искусство. Так, американская поэтесса и художница Лона создала произведение, выполненное в манере поэтической живописи, – «Вырванные с корнем».
О существовании музея «Чернобыль» известно далеко за пределами нашей страны. Музей посещают президенты других стран, главы правительств и парламентов, депутаты, ученые, международные эксперты, представители.
Для многих музей стал местом раздумий о прошлом и будущем человечества, местом памяти, куда приходят сотни тысяч людей разного возраста, национальности, вероисповедания, для того чтобы помянуть жертвы Чернобыля и убедиться в необходимости единения усилий всего международного сообщества для полной ликвидации угрозы от радиационной опасности, которая и ныне существует.

Анатолий ДМИТРИЕВ