Власть и общество

Игорь Угольников:

Беларуси и России нужен межгосударственный телеканал
Игорь Угольников:
Игорь Угольников:

К номеру:  43 (340)


24 Сентября 2010 года

25 сентября телевидение Союзного государства отмечает трехлетний юбилей. Аббревиатуру ТРО хорошо знают многие зрители. Успели ли они полюбить программы этого канала, девиз которого «Телевидение – ради общества»? Скорее всего, взаимоотношения творцов и аудитории складываются по-разному. ТРО знают те, кто всерьез озабочен идеей объединения россиян, белорусов, а может, и других потерявшихся на постсоветском пространстве родных по духу народов. Кому очень не хочется расставаться с памятью о едином Отечестве с его славными победами и пережитыми вместе испытаниями. Идея сохранения нашей исторической памяти движет теми, кто трудится сегодня на союзном телевидении. О его перспективах и проблемах рассказал в интервью «СВ» руководитель Телерадиовещательной организации Союзного государства, известный артист, режиссер и продюсер Игорь Угольников.

– Игорь Станиславович, в последнее время отношения между Россией и Беларусью складываются довольно сложно. Противоречий накопилось столько, что многие сейчас задаются вопросом: а есть ли будущее у Союзного государства? Как в такой ситуации работает Телерадиовещательная организация Союзного государства и созданный в ее рамках телеканал ТРО? Вы руководите Телерадиовещательной организацией Союзного государства уже четыре года. Каковы итоги?
– Итоги неутешительные – за этот срок, как вы справедливо заметили, построение Союзного государства если и продвинулось, то совсем незначительно. Говорить по сути не о чем, продвигать нечего. Вся информация, которую мы доносим до слушателей и зрителей, сводится к сухим, малозначащим цифрам, и граждане обоих государств воспринимают наш Союз скорее стратегически, нежели практически. Безусловно, есть историческая общность, есть сдвиги в социальной сфере, взаимодействие регионов, экономические и культурные проекты, военное взаимодействие, общие границы, есть, наконец, ратифицированный закон о союзной собственности, но на деле мы все еще далеки от жизни в единой стране и едином обществе. Кто и что тому виной – не предмет нынешней дискуссии. Наше дело – освещать то немногое, что есть. И здесь стоит сказать о большом патриотическом кинопроекте о защитниках Брестской крепости и об уникальном телевизионном канале ТРО с обширной региональной сетью и ежедневным информационным вещанием.
– В чем же его уникальность?
– Канал сделан на энтузиазме пришедшей со мной команды профессионалов, с пустого места, при минимуме средств, без какой-либо поддержки.
– Телеканал ТРО вещает уже три года. Но о нем мало кто знает. Почему? И какова цель создания телеканала ТРО?
– О канале уже знают,  особенно в регионах. Прежде всего работа телеканала – это первый реальный шаг к созданию единого информационного пространства Союзного государства. Его основная задача – информационное сопровождение процесса строительства Союзного государства России и Беларуси, освещение всего спектра российско-белорусского сотрудничества. Так канал позиционирован. Уникальность телеканала ТРО заключается прежде всего в том, что он – пока единственный медиаресурс с такой тематической направленностью. И он, безусловно, обозначил новые тенденции в развитии телевещания на постсоветском пространстве.
– Основной задачей телеканала ТРО, исходя из его предназначения и как вы утверждаете, является информирование граждан о ходе строительства Союзного государства. Много ли такой информации на телеканале? Ваши критики утверждают, что ее недостаточно.
– Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сразу определиться: отвечать на него честно или лукавить? Что я имею в виду? Прежде чем ответить на претензии наших критиков, как я говорил выше, следует задаться вопросом: в каком состоянии сейчас находится строительство Союзного государства? Мы прекрасно видим, насколько сложным оказался этот процесс. В последние три года российско-белорусские отношения постоянно сотрясают различные конфликты – газовые, нефтяные, молочные. А сколько обеими сторонами было высказано жестких оценок в адрес друг друга?! Словом, становление канала ТРО совпало с самым тяжелым периодом в строительстве Союзного государства, когда порой казалось, что оно вот-вот распадется. Поэтому будем откровенны: процесс строительства Союзного государства резко замедлился, и, следовательно, информации о Союзном государстве, причем интересной, которая может быть востребована телезрителями, реально очень мало. Но наша информационная служба даже в такой сложной ситуации умудряется прыгнуть выше головы, находя интересные темы и сюжеты, чтобы наполнить ими информационные выпуски.
– В таком случае уместно ли в концепции вещания телеканала ТРО заявлять о том, что стержневым элементом вещания являются информационные и информационно-аналитические программы? Какова доля этих программ в общем объеме вещания?
– Около 15%. Да, на первый взгляд немного. Тем не менее могу утверждать, что именно они составляют стержень телеканала, на который нанизываются другие программы. Потому что именно они содержат эксклюзивные материалы о строительстве и проблемах Союзного государства. И поверьте, это максимум, что можно на данный момент выжать из союзной тематики и российско-белорусского сотрудничества. Чтобы это понять, даже не надо быть особым аналитиком. В принципе можно было бы тупо заполнить весь эфир исключительно программами по союзной тематике, чтобы в каждой программе звучало: «Мы строим Союзное государство!» Только кто в этом случае будет смотреть такой телеканал? На наш взгляд, более разумным является формула «лучше меньше, да лучше» – с грамотным выстраиванием эфира, наполнием его другими интересными программами и фильмами, которые во многом базируются на информационном поводе конкретного дня и связаны с прошлым и настоящим России и Беларуси. Мы строим позитивный телеканал, без жестокости, цинизма и желания пробиться к вниманию зрителя любым путем.
– Сейчас телеканал ТРО вещает через спутник и кабель. Понятно, что этих диапазонов недостаточно, чтобы эффективно продвигать идею строительства Союзного государства. Может, более целесообразно размещать ваши программы на «больших» каналах?
– Вы задали, пожалуй, ключевой вопрос. С первых дней создания Телерадиовещательной организации Союзного государства – в 1998 году – предпринималось множество попыток попасть на федеральные телеканалы. Вот парадокс: федеральные каналы юридически обязаны это делать. Обязанность телеканалов предоставлять эфирное время для программ ТРО закреплена договором между Россией и Беларусью о создании Телерадиовещательной организации. Но, несмотря на положения договора, неоднократные решения Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, постановления и поручения Совета Министров Союзного государства Министерствам культуры и Министерствам информации России и Беларуси, вопрос предоставления эфирного времени на федеральных российских телеканалах так и не был решен. Поэтому лишь на белорусском телеканале ОНТ выходит в эфир программа «Союз», заказчиком которой является ТРО Союза. Программа полностью посвящена российско-белорусскому сотрудничеству. В то время как на федеральных российских телеканалах таких передач нет. Руководители федеральных российских телеканалов, независимо от качества программ ТРО Союза, под любым предлогом отказываются ставить их в эфир. Причины отказа лежат на поверхности: каждая минута эфира стоит больших рекламных денег. К тому же телеканалы в принципе пока не заинтересованы в передачах на союзную тематику, их интересуют только скандалы и противоречия в российско-белорусских отношениях. И заставить их изменить свою позицию так никто и не может: ни Совет Министров Союзного государства, ни Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, ни Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин. Именно поэтому в 2007 году мы и вышли с предложением создать собственный союзный телеканал. И Совет Министров Союзного государства его поддержал. Я убежден в том, что это – абсолютно правильное решение. Другое дело, что статус и возможности спутникового телеканала явно не соответствуют масштабу такой темы, как строительство Союзного государства. Такому масштабу, это очевидно, должен соответствовать только федеральный статус. Но его как не было, так и нет, и об этом сейчас мы можем только мечтать. Хотя я уверен, что при желании двух стран и политической воли руководства России и Беларуси этот вопрос можно решить очень быстро.
– В рейтинге телевизионных каналов, опубликованном в журнале «Итоги», ваш телеканал ТРО не входит в двадцатку самых высокорейтинговых. Вы готовы это прокомментировать?
– Охотно. Основной компанией, выбранной для замеров рейтингов на центральных телеканалах, является компания TNS Gallup Media, чьи отчеты по рейтингам публикует, в частности, журнал «Итоги». Так как рейтинги (и доля телесмотрения) – в первую очередь «инструменты» по продаже рекламы, то стоимость таких замеров очень высока, в том числе для кабельных каналов, и составляет десятки тысяч долларов в год. На телеканале ТРО нет рекламы, а значит, нет необходимости обращаться в дорогостоящие компании для замеров рейтингов. Естественно, что двадцатка наиболее рейтинговых телеканалов состоит из эфирных каналов, занимающих первые позиции (Первый, Россия, НТВ, ТНТ, СТС, ТВ-центр, РЕН-ТВ), далее следуют каналы концерна ВГТРК (Евроньюс, Россия 2 и Россия 24) и телеканалы международных и отечественных медиахолдингов, специализирующихся на продукции типа «Убойной силы», «Брачного чтива» и «Диагноза: убийство» (ДТВ, ТВ 3, Домашний, Пятый). Собственно, кабельных каналов в Top-20 всего 5 (MTV, 2x2, Муз-ТВ, 7ТВ и Discovery Channel). То есть только развлекательные. Причем три из этой пятерки (MTV, Муз-Тв и Discovery) являются давно «раскрученными» медийными брендами, куда вкладываются многомиллионные рекламные бюджеты. Интерес к каналу 2х2 базируется прежде всего на ряде громких скандалов, связанных с показом низкопробной и пошлой продукции. Таким образом, сравнивать с телеканалом ТРО можно лишь канал 7ТВ. Его основные особенности – агрессивная (и дорогая) реклама на внешних носителях, частое изменение концепции канала и полное отсутствие политических программ. Среди фильмов, которые предлагает 7ТВ зрителю, большинство западных детективов и комедий. Вполне естественно, что интерес к таким фильмам у большинства зрителей выше, чем к картинам, предназначенным для семейной аудитории. Однако по замерам, произведенным кабельными сетями (Акадо, QWERTY, Стрим), интерес к каналу ТРО достаточно высок. Еженедельно поступают отчеты, в которых тот или иной регион заменяет телеканалы в кабельном пакете на телеканал ТРО. Из отчетов следует, что эта замена произведена на основе «зрительского интереса к каналу». Те (неофициальные) данные, которые были предоставлены от кабельных операторов, позволяют судить, что доля телесмотрения канала, к примеру, достигает, а часто превышает долю межгосударственного телеканала «Мир», которого, кстати, также нет в Топ-20. Зато бюджет «Мира» на порядок превышает бюджет канала ТРО. «Мир» вещает через собственный спутник, размещает рекламу и давно присутствует в эфире.
– Почему существует несоответствие между лицензией ТРО и способами вещания телеканала?
– Федеральный закон РФ № 126 определяет телеканал ТРО как вещателя, и соответственно мы обязаны получать лицензию на вещание (кабельное или эфирное). В связи с тем что на данный момент свободных для вещания эфирных частот нет, телеканал ТРО лицензирован как кабельный вещатель. Тем не менее для расширения зрительской аудитории телеканал ТРО сотрудничает с эфирными операторами, уже имеющими лицензию на эфирное вещание на своей территории. В этом случае телеканал ТРО вписывается в лицензию такого оператора, как единственный эфирный партнер, что позволяет телеканалу фактически иметь эфирную частоту на территории вещания оператора. Но отсутствие необходимого финансирования, лицензионных прав на покупной контент, а также внебюджетного расчетного счета у ТРО Союза значительно затрудняет развитие телеканала ТРО, в том числе и его присутствие на эфирных частотах.
– Считаете ли вы, что программы, которые создает ТРО Союза и показывает телеканал ТРО, интересны для зрителя?
– Невозможно и непрофессионально говорить о каком-то эфемерном зрителе. Есть четкие показатели телевизионной аудитории, и они у каждого канала свои. Думаю, что любитель «кровавых разборок» на НТВ или эротических передач на Рен-ТВ не будет смотреть программу «Кофе-пауза» на канале ТРО. У нее есть своя, достаточно большая аудитория. Об интересе к нашей продукции говорят много фактов. Документальные фильмы, произведенные ТРО Союза, закупались на центральные каналы и каждый раз входили в список лучших программ. Фильм в «В июне 41-го», созданный по заказу ТРО Союза, с Сергеем Безруковым в главной роли идет с большим успехом. Множество отечественных и зарубежных каналов неоднократно предлагали ТРО продать наши цикловые программы. Особым интересом пользовались сделанные на уникальном материале циклы «Год в истории» и «Славянский проект». Что касается закупленного контента… Наши партнеры из Беларуси, предоставившие нам цикл «Невидимый фронт», сообщают, что после показа на ТРО цикл закупили многие, в том числе центральные каналы. Информационные программы канала ТРО заслуживают, на мой взгляд, скорее большего внимания, чем огульной критики, и по сравнению с другими подобными программами выглядят достойно.
– Вы упомянули кинопроекты ТРО Союза. Но можно согласиться с теми критиками, которые утверждают, что для телерадиовещательной организации это непрофильный вид деятельности.
– Конечно, основу практической деятельности Союзного государства составляют экономические, научные и производственные программы и проекты. Благодаря им в России и Беларуси было создано пять миллионов рабочих мест, и на них уходит львиная доля союзного бюджета. Поэтому, конечно же, вопросы суперкомпьютера «Скиф», стволовых клеток и развития льняного производства важны и необходимы… Это бесспорно. Только вот – будем честны – большинству россиян и белорусов умные названия союзных проектов не скажут ничего. Значит, надо искать наиболее подходящие формы пропаганды. Да, именно пропаганды идеи Союзного государства. Уверен, что после проката картины «Брестская крепость», который начнется с 4 ноября, в День народного единства, десятки тысяч, миллионы людей задумаются о той великой непобедимой силе, которую представлял наш Союз. И, может быть, мы на шаг окажемся ближе к нашей цели.
К сожалению, ныне существует не так много произведений и событий, которые могут реалистично говорить о патриотизме и общности наших народов. Особенно сейчас, когда так модно пересматривать страницы истории.
– Государственный секретарь Союзного государства П.П. Бородин резко критикует союзные СМИ,  в том числе работу телеканала ТРО. Вы готовы признать процесс становления союзных СМИ зашедшим в тупик? Есть мнение, что оценивать их эффективность необходимо по конечному результату, равно как и требовать от их руководителей не только налаживать процесс, но и обеспечивать эффективную отдачу от бюджетных, а значит, государственных средств?
– Не только готов сам, но и призываю к этому всех заинтересованных, и не только, официальных лиц. Только давайте говорить предметно. Каковы критерии этой эффективности? Каковы критерии эффективности любого союзного органа или руководителя? Можно ли в нашей ситуации требовать высокого рейтинга? Телеканал ТРО выполняет, по-сути, идеологическую задачу – освещает процесс строительства Союзного государства. Он уже – по определению – не может быть высокорейтинговым. Свое влияние, как я уже говорил, он может увеличить прежде всего эфирными позициями, то есть получить федеральный статус. Без этого все разговоры об эффективности теряют всякий смысл. А что касается эффективного использования бюджетных средств, то я вам расскажу очень интересную историю. До моего прихода на должность председателя Телерадиовещательной организации Союзного государства у нее был такой же бюджет, что и сейчас. Только мы на эти деньги создали телеканал, интернет-портал, сняли много художественных и документальных фильмов. К сожалению, многие наши критики вообще не смотрят наши программы и опираются в своих суждениях о телеканале на подчас необъективное и предвзятое мнение своих многочисленных советчиков. И зачастую претензии о недостаточном освещении союзной тематики, адресованные всему отечественному телевидению, предъявляются лично мне, как будто за все наше отечественное ТВ я один в ответе.
– А смогли бы?
– Это смотря кто предложит.

Беседовала
Татьяна КОНДРАТОВИЧ