Власть и общество

Преображение Преображенской площади

Усилиями верующих в Москве возрождается святыня, с которой связана славная история Преображенского полка
Преображение Преображенской площади
Преображение Преображенской площади

К номеру:  48 (345)


20 Октября 2010 года

Жители окрестностей Преображенской площади подтвердят: в последние годы посреди нее находился лишь пустырь. И только старожилы помнят, что еще менее 50 лет назад здесь был небольшой, но очень значимый для всей Москвы храм, освященный во имя Спаса Преображения Господня.

В древности земли села Преображенского принадлежали Алексеевскому женскому монастырю, но в середине XVII века они были выкуплены царем Алексеем Михайловичем, которому приглянулись для соколиной охоты. Государь выстроил обширную усадьбу, вокруг которой по обоим берегам Яузы раскинулось село Преображенское, впервые упоминаемое в 1661 году. Иностранные путешественники уже тогда в своих записках отмечали, что в середине кругообразного поселения расположилась «церковная палатка», представлявшая собой в то время полотняный шатер и освященная во имя Спаса Преображения Господня. Известно, что в 1669 году царь Алексей Михайлович слушал всенощные и Божественную литургию в Преображенском храме на праздник Ильи Пророка.
Однако настоящий расцвет Преображенского начался при сыне Алексея Михайловича – Петре Великом. Именно тогда здесь появляется солдатская слобода знаменитого лейб-гвардии Преображенского полка, получившего свое название по месту расположения. Центр поселения сместился на противоположный берег Яузы, перенесли и храм, который по-прежнему был полотняным. Лишь в середине XVIII века сержант лейб-гвардии Преображенского полка Иван Третьяков на свои средства перевез из соседнего села Семеновское деревянную церковь Святых Петра и Павла, ставшую придельной при выстроенном и освященном в 1750 году Преображенском храме. А уже в 1768 году рядом с ним было завершено строительство каменной церкви Спаса Преображения, куда из деревянного храма была перенесена вся утварь. Судя по источникам того времени, новая церковь изначально оказалась возведена в характерном для своей эпохи стиле барокко, однако в 1781 году она подверглась перестройке. Следующий этап обновления Спасо-Преображенского храма в Преображенском относится к началу XIX века, когда усилиями местного купца М.Ф. Котова в нем был произведен ремонт и обновлены росписи. При этом Котов был избран церковным старостой – на это место он переизбирался постоянно в течение 50 лет, заботясь о храме, украшая его и следя за исправным состоянием. В память о таком усердном благодетеле рядом с церковью в 1892 году было открыто народное церковно-приходское училище, а его именем названа соседняя улица (в советские годы она стала улицей Атарбекова).
Все это время храм продолжал быть полковой церковью Преображенского полка, духовным центром всей слободы. Здесь же, у стен храма, находилось и кладбище, на котором хоронили офицеров полка. В память о 200-летии создания регулярной армии у стен Спасо-Преображенского храма в 1883 году освящались новые знамена Преображенского и Семеновского полков, а старые, созданные еще в начале XVIII века, были оставлены на хранение в самой церкви. В 1886 году в память о посещении Преображенского императором Александром III к храму был пристроен второй придел, освященный во имя святого князя Александра Невского.
В советские годы судьба поначалу была весьма благосклонна к Спасо-Преображенскому храму: он не только не был закрыт в страшные годы атеистической пропаганды
30-х годов и вакханалии разрушений церквей по всей стране, но и не попал в руки раскольников-обновленцев. Это обстоятельство со временем позволило ему стать кафедральным храмом митрополитов Московских, из которых самым известным пастырем был митрополит Николай (Ярушевич). Беда пришла в Преображенское в годы хрущевских гонений на Церковь конца 50-х – начала 60-х годов: новая власть вступила в жесточайший конфликт с митрополитом Николаем, который не желал терпеть преследования верующих, не молчал о притеснениях, чинимых религии в СССР, и отказывался поддержать атеистический курс Хрущева, став, по сути, в оппозицию существовавшему режиму. В 1961 году владыка Николай был отправлен на покой (вскоре он умер в Боткинской больнице – есть даже версии, что он был отравлен), и Спасо-Преображенский приход остался без своего любимого проповедника. Но и тогда власти не успокоились: Хрущев желал разогнать сильную общину и одновременно стереть всякую память о «непокорном» митрополите. Вскоре нашелся и повод для уничтожения старинной церкви: было объявлено, что она мешает прокладке линии метрополитена и на ее месте должен вырасти вестибюль новой станции «Преображенская площадь». Не помогли ни письма верующих, ни увещевания специалистов (историков, искусствоведов, архитекторов), ни протесты из-за границы (в защиту церкви писали лорд Б. Рассел и писатель Ф. Мориак). Не спасли даже попытки прихожан забаррикадироваться в храме и закрыть его своими телами от взрыва. В ночь с 10 на 11 июля, перед праздником святых Петра и Павла, церковь Спаса Преображения на Преображенской площади взлетела на воздух. Однако вестибюль метро оказался выстроен в стороне, сокольническая ветка прошла рядом, а на месте храма оказался пустырь – это отчетливо показало, для чего на самом деле был нужен снос.
Многие годы об утраченном храме внешне ничего не напоминало: небольшой сквер посреди площади, пустое место – не более. Но в 1990-х годах сформировалась инициативная группа, ставшая ядром новой церковной общины. Усилиями верующих в 1997 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в сквере, неподалеку от места алтаря храма, был установлен деревянный поклонный крест – в память о Спасо-Преображенской церкви. В 2000-х годах идею воссоздания храма как духовного центра и памятника воинской славы России поддержал мэр Москвы Юрий Лужков, «Москомнаследие» и правительство Москвы. Однако согласование всех тонкостей в рамках муниципальных органов Восточного административного округа, разработка проектной документации, осложнявшаяся текущим дорожным положением и разветвленной сетью коммуникаций (в том числе метрополитена), – все это затянулось на несколько лет, что не позволило тогда начать процесс воссоздания. Лишь в августе 2008 года префект ВАО Н. Евтихиев объявил о грядущем восстановлении Спасо-Преображенской церкви и начале археологических раскопок с целью обнаружения исторических фундаментов храма. С этого времени празднование Преображения Господня на Преображенской площади приобрело новое звучание: это уже не робкая надежда на историческую справедливость, а светлая радость, знаменующая начало реального восстановления Спасо-Преображенской церкви.
Уже не первый год 19 августа, в день храмового праздника, на площади устраивается молебен, сопровождаемый колокольным звоном, перед главной святыней общины – иконой Спаса Преображения Господня из старого храма, подаренной солдатами лейб-гвардии Преображенского полка в 1856 году и перенесенной в 1960-е годы в действующую церковь Воскресения Христова в Сокольниках. Само празднество сопровождается живым исполнением марша лейб-гвардии Преображенского полка и выносом исторического знамени полка. В течение всего празднества солдаты Кремлевского полка в форме гвардейцев-преображенцев несут почетный караул возле иконы и знамени.
В этом году на празднестве префект Восточного административного округа Н.Н. Евтихиев заявил о необходимости торжества исторической правды в деле воссоздания церкви и выразил надежду на то, что следующий молебен в праздник Преображения Господня будет проводиться уже не возле стройплощадки, а перед входом в новый храм. Архитектор А.Н. Оболенский, ведущий работы на Преображенской площади, рассказал об идее музеефикации фундаментов XVIII века, согласно которой храм будет приподнят на полтора метра, а в образовавшемся цокольном этаже, в консервационном павильоне, для осмотра будут открыты белокаменные фундаменты, включенные в экспозицию церковного музея.
Воссозданный храм Спаса Преображения станет точной копией оригинала, чему способствуют сохранившиеся исторические фотографии, планы, чертежи и другие необходимые архивные документы. К августу 2011 года планируется закончить здание храма снаружи и приступить к его внутренней отделке. Подлинный иконостас старого храма останется в церкви Архангела Гавриила на Чистых прудах, куда его перенесли после 1964 года, – с него будет выполнена копия для нового храма. А вот храмовая икона Спаса Преображения Господня, по всей вероятности, вернется из церкви Воскресения Христова в Сокольниках на свое историческое место – на это надеются в общине. Не забыт и митрополит Николай (Ярушевич): в память о нем в подклети нового храма будет освящен придел во имя св. Николая Чудотворца. Остается только пожелать общине нового храма, всем сочувствующим и всем жителям района Преображенское, чтобы следующий праздник отмечался уже под стенами новой церкви, чтобы исторические преображенские традиции не прерывались, несмотря ни на что.

Никита БРУСИЛОВСКИЙ