Власть и общество

Детство как синоним будущего

Проблему обеспечения равных прав самых юных граждан Союзного государства накануне Нового года обсудили участники видеомоста Москва – Минск
Детство как синоним будущего
Детство как синоним будущего

К номеру:  2 (358)


20 Января 2011 года

Как обеспечить детям России и Беларуси лучшее образование? Как помочь адаптироваться в обществе детям из неблагополучных семей, инвалидам, сиротам и детям с онкологическими заболеваниями? Как поддержать наши юные таланты? Эти и многие другие вопросы являются ключевыми сегодня, когда речь заходит о защите детей. Недавние послания Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко также во многом обращены к проблемам детства и молодежи – ведь именно от правильности решения этих проблем сегодня зависит наше общее будущее.

– Наша забота о детях и на личном опыте, и на государственном уровне – это основа нашей государственности, – подчеркнул в ходе обсуждения Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин, – нам надо отдавать им как можно больше ради нашего общего будущего.
Участники видеомоста не раз подчеркивали необходимость выработки единой стратегической программы в области обеспечения прав детей. Огромная роль в этой работе сегодня принадлежит Постоянному Комитету Союзного государства. На союзные программы, нацеленные на социальную защиту детства, направляются значительные средства. Строительство и обустройство детских домов и интернатов, медицинских и реабилитационных центров, проведение спортивных, культурных и патриотических мероприятий и многое другое – это приоритетные направления в этой работе.
Одним из наиболее важных аспектов является обеспечение равных прав на медицинскую помощь. На сегодняшний день около полутора тысяч детей лечатся и отдыхают по союзным программам. Особое внимание уделяется детям, проживающим на территориях, пострадавших от аварии на ЧАЭС. В России и Беларуси действуют крупные совместные медицинские центры, специализирующиеся в этой области. Одной из ближайших задач является строительство российско-белорусского онкологического центра для детей.
Особое внимание в рамках дискуссии было уделено вопросу о финансовой поддержке детских домов. Для Павла Бородина эта тема – особая, ведь он помогает детям из более чем 30 детских домов России. О помощи этой категории также подробно рассказала начальник Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Татьяна Ковалева.
И российская, и белорусская земля может рождать «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» – это подтверждают многочисленные победы школьников Союзного государства на союзных олимпиадах, слетах юных ученых. И, конечно же, талантливых юных художников, писателей, поэтов и артистов. Директор Международного центра фестивалей Владимир Линчевский уверен: можно обеспечить ребенка хорошими условиями проживания, едой, одеждой, но только образование и внутренняя культура сделают его личностью. В этом он убеждается каждый год, выступая одним из инициаторов проведения фестиваля Союзного государства «Творчество юных» в Анапе. «Талант – как алмаз, он требует огранки для того, чтобы стать бриллиантом, – говорит Линчевский, – будем ли мы гордиться нашими детьми и их заслугами, зависит только от нас самих и наших усилий, от того, как мы сумеем сегодня увидеть талант и помочь ему развиться». Безусловно, гордостью Союзного государства является юношеский симфонический оркестр, который уже покорил Германию и Италию. По мнению Владимира Линчевского, на этих юных музыкантов возложена ответственная миссия –рассказать о Союзном государстве всему миру.
Российские и белорусские дети имеют равные права и на получение образования – начиная с дошкольного и заканчивая высшим, а также на все виды дополнительного образования. Участники видеомоста не раз подчеркивали, что согласно принятой Концепции социального развития Союзного государства на 2011 год к решению проблемы обеспечения равных прав в области образования сегодня необходим государственный подход. Опыт интеграции стран СНГ в вопросах образования также подтверждает необходимость нормативно-правовой базы в данной сфере.
– Есть ресурсы, территория, а главное – умы и идеи. Это все есть сегодня у нас на вооружении для того, чтобы решать все стоящие перед нами проблемы, – уверен Павел Бородин.
Говоря о развитии сотрудничества в области защиты прав детей, Павел Бородин подчеркнул, что успешность работы в этом направлении в первую очередь будет зависеть от того, насколько скоро пройдет унификация законодательств наших стран в сфере защиты детства и юношества.

________________

Социальная поддержка детства и юношества: результаты и перспективы

Молодежь, которой можно гордиться

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Виктор ВОДОЛАЦКИЙ:

– Одной из ключевых задач для нас является обеспечение социальной защиты общества. Несовершеннолетние – наиболее уязвимая категория. Они –  в центре нашего внимания. Огромная ответственность за решение этих проблем сегодня лежит на Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. Ежегодно проводятся духовно-патриотическая смена для кадет в белорусском лагере «Зубренок» и военно-патриотическая смена для суворовцев и нахимовцев под Анапой. Эти мероприятия имеют особую важность. Участники смен – это в большинстве своем будущее нашей армии. Подобные мероприятия позволяют привить детям чувство духовного единства, осознание общности нашей истории и культуры.
Очень важно сегодня поддержать и развить таланты молодежи. В этом направлении действует программа «Одаренные дети». Талантливая молодежь особенно нуждается в поддержке со стороны государства. Также ежегодно в Ростове-на-Дону Парламентское Собрание Союза Беларуси и России проводит фестиваль «Молодежь – за Союзное государство».
В этом году была проведена совместная работа по привлечению молодежи к празднованию 65-летия Великой Победы, и результатами этой работы мы можем гордиться: у нас растет грамотная, образованная молодежь.
Необходимо расширение спектра программ, направленных на защиту детства и юношества и обеспечение равных прав наших юных граждан. Безусловно, необходимо увеличение финансирования этих программ. Союзный бюджет является социально ориентированным, и в  2011 году финансовая поддержка многих направлений нашей совместной работы в этой области увеличена в разы.
Если в государстве отсутствует внятная программа молодежной и детской  политики,  обществу  никогда не преодолеть тех проблем, которые, к  сожалению,  мы  сегодня  наблюдаем.

Не оставить без внимания никого

Начальник Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Татьяна КОВАЛЕВА:

– Проблема сиротства по-прежнему остается одной из самых болезненных для нашего общества. Сегодня в этой области нужны не только целевые программы и расширение сотрудничества – необходимы новые конкретные технологии. Так, несколько лет назад был разработан механизм работы органов опеки по возврату детей, оставшихся без семьи, на родину. В решении этой проблемы крайне важно взаимодействие на уровне центральных органов.
В работе с сиротами сегодня есть два основных направления. Это сохранение родной семьи, то есть возврат ребенка к биологическим родителям, и поиск замещающей семьи для детей, лишившихся родителей. Необходима разработка стандартов профилактики сиротства и устройства детей-сирот в приемные семьи. Конечно же, существенной проблемой являются трудности при установлении гражданства родителей. Но мы должны решать и эти проблемы на государственном уровне и, конечно же, совместными усилиями.
Задачи воспитания детей являются приоритетными, что подтверждает и новая концепция социального развития. Это касается не только уже упомянутых детей-сирот и детей из наиболее уязвимых категорий. В поддержке нуждаются все категории наших юных граждан, исключения нет ни для кого. Поэтому наша работа должна быть ориентирована на разноплановую помощь и работу с разными группами детей. Очень важно оказать поддержку талантливым детям, которые тянутся к знаниям, интересуются наукой и общественной деятельностью, – это будущее нашей культуры, политики и науки. Без поддержки старших, без поддержки государства им очень сложно добиться успехов.

Поступление в вузы – на равных условиях

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Владимир ЗДАНОВИЧ:

– Необходимо обеспечить равный доступ гражданам обеих стран к образованию с правом выбора учебного заведения как на территории России, так и на территории Республики Беларусь, взаимное признание уровней, ступеней, документов об образовании. Такое сближение может быть достигнуто только при условии создания соответствующей нормативно-правовой базы.
Почти 15 лет назад принято постановление Исполкома Сообщества Беларуси и России о равных правах граждан обеих стран на получение образования. Совсем недавно в Беларуси принят Кодекс Республики Беларусь об образовании. Там мы также обозначили, что молодежь обеих стран имеет равные права на получение образования, в частности граждане Российской Федерации на территории Республики Беларусь. Причем на получение образования любого уровня – от дошкольного до послевузовского.
Фактически россияне, приезжая в Беларусь, должны поступать в вузы или ссузы на условиях нашего государства. А белорусы, приезжая в Россию, обязаны поступать в вузы на условиях, которые приняты в Российской Федерации. Но ведь мы строим единое Союзное государство! А записанная в соглашении норма означает, что поступление будет вестись не как в едином Союзном государстве, а как в двух разных странах. У нас в июне идет централизованное тестирование, а российские выпускники еще только оканчивают школу. У наших выпускников в этом смысле больше возможностей – они успевают и ЦТ сдать, и на экзамены в вуз Российской Федерации приехать.
Мне кажется, это можно исправить, я даже могу озвучить откорректированный вариант данной нормы в этом соглашении: «Стороны предоставляют равные права гражданам для поступления в вузы и ссузы в соответствии с унифицированными правилами приема». Если мы этого добьемся, то потом наши министерства образования будут работать на унификацию правил. Кстати, нам обещали, что результаты ЕГЭ будут признаваться на территории Республики Беларусь, результаты ЦТ – на территории Российской Федерации, но, к сожалению, дальше слов дело пока не идет. И это мешает  на практике обеспечить равный доступ наших граждан к получению образования.
Работа по формированию единого образовательного пространства, на мой взгляд, будет сильно зависеть еще и от уровня отношений, которые складываются между нашими государствами, в том числе торгово-экономических и политических. Создание Единого экономического пространства и вступление Беларуси в Болонский процесс, которое планируется в 2012 году, на мой взгляд, поспособствуют сближению образовательных систем.

Сотрудничество на уровне министерств

Начальник управления правовой и аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь Анатолий КУЧИНСКИЙ:

– Слушая российских коллег, я испытываю чувство гордости от того, что годы существования нашего единого государства были насыщены событиями и достижениями в сфере образования. Я напомню присутствующим, что наши страны входят в число государств с высоким индексом развития человеческого потенциала – и это во многом благодаря достижениям систем образования.
Если говорить конкретно о правовой базе, созданной на начальной ступени формирования Союзного государства, то она обеспечила развитие доступного и качественного образования. Сегодня обе страны ведут рабочее сотрудничество не только на уровне министерств образования, но и между регионами. У белорусского Министерства образования идет системная работа почти с 40 регионами Российской Федерации. В 2006 году таких регионов было только 12, сегодня – 40. И в каждом есть учреждения образования, педагогические кадры и дети, которые общаются и хотят иметь возможность делать это дальше.
Наша совместная деятельность приносит большие успехи. За время деятельности Союзного государства, по моим подсчетам, в вузах Российской Федерации для экономики нашей страны было подготовлено свыше 20 тысяч специалистов. За это же время вузы нашей страны подготовили для России свыше 2 тысяч специалистов. То есть это реальный вклад системы образования в развитие нашей экономики.
Безусловно, на сегодняшний день некоторые нормативные документы устаревают. Причем нам нужно думать о будущем. Владимир Зданович уже говорил, что Беларусь приняла Кодекс об образовании – мы знаем, что аналогичная работа проводится в системе Министерства образования и науки Российской Федерации. Все нормативные ноу-хау найдут отражение  в  тех  документах  и  соглашениях, над  которыми  мы  сегодня  работаем.
Мы начинаем системно заниматься нормативно-правовыми документами, потихоньку начинаем их пересматривать. Пока в планах – работа над двумя соглашениями – о взаимном признании документов об образовании и о деятельности совместного Белорусско-Российского университета. То есть подходы такие сделаны, есть конкретные наработки, а также поручение совместной коллегии двух наших министерств сделать эту работу качественно, но быстро.

Единая семья

Директор Национального детского образовательно-оздоровительного центра «Зубренок» Министерства образования Республики Беларусь Надежда ОНУФРИЕВА:

– Дети в нашем «Зубренке» до сих пор вспоминают тот шахматный турнир, в котором участвовал Павел Бородин: это была незабываемая встреча. Но я сегодня хочу сказать не о том, что уже было, а о том, что мы планируем провести, как мы планируем в дальнейшем развивать сотрудничество.
У нас есть уникальный дом, который называется «Зеленая поляна». В нем отдыхают дети из семейных детских домов вместе с родителями-воспитателями. Мы открыли его 1 июня 2005 года, в Международный день защиты детей. За 5 лет там побывало более 60 семей – фактически более 600 детей и родителей семейных детских домов. Конечно, это не очень большое количество, поэтому мы проведем в марте текущего года смену «Семь Я». Планируем, что в этой смене примут участие представители российской и белорусской сторон. Мы уже разослали приглашения губернаторам областей, которые граничат с Беларусью, приглашаем к сотрудничеству своих сограждан и всех желающих помочь в оздоровлении детей из семейных детских домов. Во время смены мы планируем не только отдых и оздоровление детей, но и непосредственный обмен опытом родителей-воспитателей. Ведь это целая категория педагогических работников, которая сформировалась за последние годы. Это тяжелая работа – воспитывать детей в многодетных семьях, такие люди нуждаются в обмене опытом. Думаю, что «круглый стол», который мы планируем провести как расширенный семейный совет, будет в значительной мере способствовать взаимному обогащению опытом.
Хотелось бы пригласить к сотрудничеству как можно больше единомышленников для  проведения молодежного лагеря «Вожатый XXI века». Мы планируем собрать вожатых, чтобы рассмотреть методические вопросы работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Это важные вопросы, а как раз молодежь, которая занимается воспитанием детей в таких учреждениях, как наше, еще не обладает значительным жизненным опытом. Для них обучение в лагере, конечно, будет не лишним.
Спасибо всем, кто поддержал проведение кадетской смены и других мероприяттий в нашем «Зубренке», кто помогает детям, лишенным родительского внимания и заботы.

Полосу подготовили Татьяна Кутаренкова и Ирина ДЕРГАЧ