Власть и общество

В поисках будущего

Народный артист России, председатель Союза кинематографистов, режиссер Никита Михалков рассказал молодежи о том, как не превратить кинематограф в сугубо технологию. И не только кинематограф, но и саму жизнь
В поисках будущего
В поисках будущего

К номеру:  14 (370)


07 Апреля 2011 года

Как известно, писатели – признанные «инженеры человеческих душ». Пожалуй, сегодня это определение применимо и по отношению к тем, кто создает кино. И это скорее не просто определение сути профессии, а определение того, кем должны быть режиссеры и актеры, к чему должны стремиться. В наши дни кинематограф по силе влияния ничуть не уступает литературе. А профессия кинорежиссера не теряет своей популярности среди творческой молодежи. Каждый год ее лучшие представители становятся участниками фестиваля «Святая Анна». Они не только представляют на взыскательный суд жюри свои работы, но и учатся у признанных мастеров кинематографа азам кинопроизводства. А также перенимают бесценный духовный опыт и вечные человеческие ценности. Очередной фестиваль прошел в марте этого года в Москве.

Будущее отечественного кинематографа
«Святая Анна» – ежегодный фестиваль студенческих и дебютных киноработ. Традиционно в конкурсной программе – короткометражные игровые, документальные и анимационные фильмы студентов и выпускников ведущих киношкол России и стран СНГ. Согласно регламенту фестиваль проводится Министерством культуры РФ, Союзом кинематографистов РФ, Домом кино СК РФ, дирекцией культурных программ «Центр фестивалей» при поддержке Национальной академии кинематографических искусств и наук России. С 2009 года фестиваль возглавляет актер Михаил Пореченков. Председателем Попечительского совета фестиваля «Святая Анна» является режиссер Никита Михалков.
Для многих – это уникальный шанс показать свои работы широкой публике и оценить творчество коллег.
Символ фестиваля – эскиз картины Леонардо да Винчи «Мадонна и младенец со святой Анной» – как нельзя лучше отражает основную идею – преемственность поколений и наследование творческого опыта от старшего мастера к младшему, будущему творцу.
В этом году «Святая Анна» стала совершеннолетней – в 18-й раз молодые и талантливые режиссеры представили на суд жюри свои творения. Восемь дней кино, 35 кинопрограмм, 58 киношкол, 320 фильмов… В этом году жюри киносмотра возглавил режиссер Андрей Эшпай. Оценивали труды начинающих режиссеров культуролог Кирилл Разлогов, режиссер-документалист Марина Разбежкина, продюсер Вадим Горяинов, кинодраматург Геннадий Островский, кинооператор Вадим Юсов, актриса Юлия Пересильд, директор ММКФ Наталья Семина, журналист Петр Фадеев, режиссер анимационных фильмов Алексей Алексеев.
Церемония открытия 18-й «Святой Анны» была посвящена памяти белорусского режиссера, сценариста и педагога Валерия Рубинчика, которого недавно не стало. На церемонии была показана картина «Нелюбовь», снятая Рубинчиком по сценарию Ренаты Литвиновой.
С 12 по 19 марта Дом кино, кинотеатр «Художественный», кинотеатр «Салют», Дом журналиста открывали двери участникам и гостям фестиваля, в рамках которого прошли многочисленные образовательные программы, встречи и «круглые столы». Участниками стали студенты ВГИКа, Высших курсов сценаристов и режиссеров, Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, Школы кино и телевидения, Института современного искусства, а также сотрудники независимых киностудий.
В специальной программе «Дебют» участникам были показаны четыре полнометражные картины: «Выкрутасы» режиссера Левана Габриадзе, «Сатисфакция»  Анны Матисон, «Обратное движение» Андрея Стемпковского и «Слон» Владимира Карабанова.
Лучшими анимационными фильмами были признаны картины Михаила Дворянкина «Подарок» и «Еще раз» Татьяны Окружновой, Екатерины Овчинниковой, Алины Яхъяевой, Елены Петровой и Натальи Павлычевой. Как лучшие документальные фильмы были отмечены «Таня пятая» Дмитрия Кубасова, «Синее небо. Черный хлеб» Ильи Томашевича, «Наследство» Фариза Ахмедова. Премии за лучший игровой фильм получили Максим Зыков за фильм «Это кажется, что прошло, а на самом деле, может, и не прошло», Ольга Томенко за фильм «Дотянуться до мамы» и Иван Шахназаров за фильм «Без слов».
Диплом «За оригинальное и изящное пластическое решение вечной темы зеркального двойника» достался белорусской студентке ВГИК Наталии Суринович за анимационный фильм «Балерина и зеркало» (мастерская Владимира Зуйкова и Аиды Зябликовой).
В этом году в рамках фестиваля было заявлено рекордное количество мастер-классов. С творческой молодежью встретились звезда французского кино Жерар Депардье, режиссеры Алексей Попогребский, Александр Митта, Владимир Хотиненко, Сергей Пускепалис.
16 марта в зале Дома кино будущие режиссеры, актеры, сценаристы и продюсеры собрались для того, чтобы услышать о секретах профессионального мастерства и задать свои вопросы председателю Союза кинематографистов, народному артисту России, режиссеру Никите Михалкову.

Образ, созданный сердцем
Встречи  режиссера с молодежью уже стали доброй традицией. И в этот раз будущие кинематографисты с нетерпением ждали приезда мастера на кинофестиваль. В прошлом году мастер-класс по темам «Атмосфера площадки» и «Биологическая память зрителя», прошедший в переполненном зале Дома кино, стал одним из главных событий фестиваля. Тогда режиссер признался, что эти встречи не только приятны, но и взаимообогащающие: для творческой молодежи – это шанс получить уникальные знания от самого мастера. Для самого признанного режиссера – это возможность увидеть, чем сегодня живут те, кто будет формировать кинематографическую среду в будущем – какие ценности, идеалы и жизненные принципы они вложат в кино будущего.
Зал Дома кино из 1200 мест заполнен до отказа. В зале не только молодые и начинающие, но и уже состоявшиеся актеры и режиссеры.
В свое время великий Станиславский произнес слова, которые стали поистине назиданием всем будущим служителям театрального искусства: «Священнодействуй – или убирайся вон!» Пожалуй, сегодня эти слова нельзя забывать и говоря о кинематографе. В первую очередь эта встреча – попытка еще немного приоткрыть завесу тайны в тот мир священнодейства, в котором творят признанные мастера, а молодые пока еще только поднимаются по ступеням к его вратам.
На этот раз Никита Михалков рассказал начинающим кинематографистам о проблеме создания художественного образа на экране.
– В свое время была создана великая русская актерская школа благодаря гениальному Михаилу Чехову, – рассказывает Никита Михалков. – «Спектакль – это живое существо», – говорил он. В спектакле должна быть создана атмосфера, которая и будет истинным источником вдохновения для актера. История театра знает немало примеров. Как оплакивал своего героя Шаляпин в «Борисе Годунове». Он не плакал, а именно оплакивал – это говорит об уникальном умении не просто видеть своего героя – дышать этим художественным образом. Нужно суметь создать образ, который занимает тебя, но при этом не лишает тебя твоего собственного существования, – значит, уметь чувствовать эту тонкую грань. Именно в этом и заключался талант русской актерской школы – создать образ и выработать в себе умение не потерять этот образ ни при каких обстоятельствах. Даже когда у великого актера Николая Гриценко в роли пьяного человека случайно отвалился приклеенный нос, он не растерялся ни на минуту – в отчаянии этого пьяного человека сорвал и бороду, и весь грим, сделав это частью своей игры. И тем самым он показал – играет не борода и не нос – играет сердце. Не костюм создает основу образа, а душа актера. Равно как и слово на деле не значит ничего – значение имеет та энергия, которая рождает это слово. Что такое способности? Это физиология, помноженная на школу. Это вкупе и рождает образ. Талант, данный от Бога, и долгая, кропотливая работа над собой.
Но, как и ожидалось, эта встреча не ограничилась только монологом мастера. Он, в свою очередь, ждал активного отклика от молодой публики и вечер продлился в форме оживленного диалога поколений.
– А может ли быть хорошим актером прирожденный негодяй? Бездушный человек? – задал вопрос режиссеру один из молодых участников встречи.
– Конечно же, для режиссера важен в первую очередь талант играющего, – говорит Никита Михалков, отвечая на вопрос. – Природа наделяет талантами разных людей. Но важно помнить, что гениальный актер – это человек, создающий определенный мир, в который он втягивает других людей. Этот мир он должен наполнить добрыми чувствами и уютом. Чтобы окружающим актера людям было хорошо в этом мире. Быть подонком в этом случае не получится…

Легко ли быть режиссером
Конечно же, молодое поколение немало волновало то, чем сегодня живет режиссер, как оценивает современный кинематограф и как он видит некоторые специфические особенности режиссерской работы.
Актерские династии – не редкость. Как и не редкость дети-актеры в семьях известных режиссеров. Дети Никиты Михалкова уже хорошо известны зрителю по многим фильмам. Но насколько легко работать на съемочной площадке с родными людьми?
– Это тяжело прежде всего моим дочерям, – говорит Никита Михалков, отвечая на вопрос молодой аудитории. – То, что я делал с Надей на съемках фильма, я бы не позволил сделать ни с одной другой актрисой. Не смог бы это сделать, потому что пожалел бы ее.  Ну представьте: зима, ночь, ветродуй, минус 27 градусов. Ветродуи, которые дуют не снегом, а цементом, чтобы сделать поземку, – к сожалению, у нас такая технология.  И вот под этим ветродуем моя девочка, которая задыхается от цемента, тащит то одного «раненого», то другого. На третьем дубле я вижу, что у нее уже нет сил, а она все равно тащит. Что это – мужество? Да. Достойно уважения? Достойно. Это мучительно? Да, мучительно. Но зато какой результат достигнут… Порой родственники на съемочной площадке проявляют небывалое мужество еще и потому, что не хотят, чтобы присутствующие на съемках люди подумали, что родители-режиссеры их жалеют. Они терпят, так как считают себя на равных со всеми остальными актерами на площадке.
Также Никита Михалков поделился с молодыми слушателями и некоторыми мыслями о собственных творческих проектах. Сейчас в его планах – съемки картины по рассказу Ивана Бунина «Солнечный удар».
– Мы уже закончили сценарий к «Солнечному удару». Я очень хочу снимать это кино. И должен вам сказать, что сам удивлен: после 8-летней работы над «Утомленными солнцем» и всего того, что я нахлебался за последний год, начитался о себе, у меня еще есть желание работать. Это мое величайшее счастье, – признался он.
– Собираетесь ли вы написать книгу о своей жизни и творческом пути? – задали вопрос участники встречи режиссеру.
– Мне было бы интересно написать книгу не о себе, а о своих родителях. Об отце и, конечно, о маме. Я снял две картины, которые очень люблю, – «Отец» и «Мама». Но, наверное, пока до книги руки не дойдут. Мне хочется создать свою академию повышения актерской, режиссерской квалификации и оттуда черпать то, о чем хотелось бы книгу написать, – ответил он.
Сегодня Михалков уделяет большое внимание творчеству молодых кинематографистов. Он отмечает, что уровень профессионализма сегодня заметно вырос и в первую очередь это обусловлено широким доступом самой разнообразной информации. Но, по словам режиссера, это таит в себе серьезную угрозу: кинематография рискует превратиться в бездушную технологию. Из кино уходит душа, а это недопустимо.
– Очень просто снять непонятное кино и всех, кто отторгает это, заклеймить как ретроградов. Зачастую многие делают вид, что им нравится это модное, непонятное и бездуховное, и не хотят быть искренними даже с собой. А это отторжение бездуховности  естественно – ведь мы все равно воспитаны на Достоевском и Толстом. Это наша корневая духовная система, – говорит режиссер.

Что день грядущий мне готовит…
С известным кинорежиссером не только говорили о настоящем – задумывались и о будущем.
– Верите ли вы, что в конце 2012 года произойдет некое событие, которое изменит привычное течение жизни? – задали вопрос режиссеру из зала.
– Своего рода предупреждающие знаки мы видим уже сегодня – в тех стихийных бедствиях, которые постигли Японию, – уверен Никита Михалков. – Причина кроется в человеческом безбожии. Дело не в конкретной вере: православие, католицизм, ислам, буддизм. Все дело в человеческом эгоизме и отсутствии представления о том, что живешь не один в этом мире. Когда вопрос «как жить?» становится важнее, чем вопрос «зачем жить?». Когда нет никаких самоограничений.
В свое время великий русский философ Иван Ильин писал: «Жить надо ради того, за что можно умереть». Те цели, которые ставит перед собой человечество, сегодня свидетельствуют только об одном – нам просто не за что умирать… Мы потеряли для себя все то, за что умирали наши предки. Мы погрязли в беспорядочном использовании, унижении окружающего мира. Человек умудрился своими действиями довести Бога до такого гнева, что Он послал справедливое наказание. И посылает бедным японцам 9-балльное землетрясение, цунами и ядерный реактор, который на грани взрыва. Вы можете считать меня мистиком и сумасшедшим, но это катастрофа не только Японии. Мы видим, как накаляется обстановка в мире, – мир становится похожим на закипающую человеческую магму, которая бурлит от гнева. Этот гнев идет от внутреннего, душевного дискомфорта. Человек пуст, бездушен, безумен и не понимает, что творит своими же руками. Я не до такой степени поклонник мистицизма. Но в этой ситуации корень зла я вижу в бездуховности – пришло время остановиться и подумать.
Такое отношение к окружающему миру, обществу, природе идет еще и от ощущения безнаказанности. Посмотрите, что происходит сегодня в Интернете? Анонимность развязала руки, посеяла в человеческих душах убежденность в том, что, скрыв свое истинное лицо и имя, ты можешь творить что угодно и избежать за это наказания. Можно оскорбить, очернить, пустить сплетню, донести – и никто не поймает тебя за руку в подъезде. Более того, согласитесь, что в жизни каждого должно оставаться что-то сокровенное, доступное только самым близким людям. Сегодня пользователи Сети готовы выплеснуть все, что касается их личной жизни, выставить напоказ, как на витрине магазина. Когда в жизни людей ничего не остается сокровенного, когда выплескивается все – и моя жизнь, и мой дом, и мои зубы, и моя печень – вот нате! – тогда теряется внутренний корень, то зерно, которое является твоей душой. Беззастенчивость и безнаказанность вымывают из человека волю к жизни. Хочется воскликнуть: какое ты право имеешь?! А он ответит: «Да мне права твоего не надо, потому что ты меня никогда не узнаешь. Я назову тебя тварью, швалью, мерзавцем, которому я хочу плюнуть в могилу, и ты не узнаешь, кто я». Вот эта воинствующая безнаказанность – часть той катастрофы, из-за которой мы можем и пострадать.

Ты не один
Участники встречи также смогли увидеть фрагмент нового фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем – 3: Цитадель». Этот фильм о тяжелой судьбе, о состоянии на грани отчаяния и отчаянной борьбе.
Находясь под сильным впечатлением от просмотренного фрагмента кинокартины, в конце встречи представители молодого поколения задали режиссеру вопрос: где же черпать силы? Как не дать отчаянию погубить себя?
– Мой ответ прост: только в вере, – ответил Никита Михалков. – Я предчувствую, как многие сейчас в очередной раз сделают скучающее лицо, подумав: «Вот опять он о своем православии, как всегда!» Я вовсе не хочу читать вам мораль, а просто отвечаю на ваш вопрос. Спасение только в вере. Не зря же говорится: «Блажен, кто верует…» Когда ты веришь, ты понимаешь, что не один на этом свете. В отчаянии мы часто думаем о том, как несправедливо устроен этот мир. Замечательно кто-то сказал: никогда нельзя требовать от Бога справедливости – если бы он был справедлив, он бы давно уже тебя наказал. Само отчаяние претит мировоззрению христианина. Это так же грешно, как и уныние. Если хотя бы раз русские люди впали в отчаяние, наша история закончилась бы в XIII веке... Но у русского, православного человека всегда была в сердце вера и осознание того, что ты не один. Господь никогда не дает креста не по силам – значит, нужно нести его с достоинством, не ропща на судьбу. Дух человеческий зиждется на любви и прощении – именно это позволяет человеку преодолевать все невзгоды в жизни. Более того, ни одно испытание не дается нам просто так, и за испытания также надо быть благодарными. Вы только представьте, во что превратился бы русский человек, если бы в его жизни все было тихо и гладко во все времена?!

Татьяна КУТАРЕНКОВА