Культура и искусство

Навстречу зрителю

В Сочи проходит 22-й Открытый Российский кинофестиваль «Кинотавр»
Навстречу зрителю
Навстречу зрителю

К номеру:  26 (382)


14 Июня 2011 года

Показав на открытии романтическую комедию Авдотьи Смирновой «Два дня», организаторы фестиваля заявили о том, что одной из основных тенденций нынешнего кинопоказа является крен в сторону жанровых картин. «Кинотавр», продолжая оставаться лабораторией молодого авторского кино, наконец, вспомнил о зрителях и активно показывает в конкурсной программе качественный мейнстрим.

Церемония открытия фестиваля была образцом лаконизма и яркой образности. От имени создателей кино, его потребителей и посредников между ними гостей и участников фестиваля приветствовал Иван Охлобыстин. Поочередно появляясь в образах продюсера, режиссера, прокатчика и зрителя в киноокнах большого экрана, автор остроумных монологов намекнул на остроту проблем в каждой сфере, заявил о суровой реальности и осторожно заглянул в будущее, не оставляя надежд на консенсус, так как порой его персонажи говорили взаимоисключающие вещи. Зато президент фестиваля Александр Роднянский, открывая его, оптимистично заверил всех, что «российская киноиндустрия является одной из ведущих в мире, кинорынок у нас существует, а кинозалы полны зрителей». Правда, смотрят они, в большинстве, голливудскую продукцию. На  «Кинотавр» приезжают режиссеры, любимые зрителем, сказал Александр Роднянский, при этом фестиваль давно стал площадкой для молодых режиссеров, которым предоставляется возможность открыть себя, найти собственного зрителя. Все, кому небезразлична судьба отечественного кино, именно на «Кинотавре» могут составить свое представление о состоянии художественных сил в стране, о соотношении традиционности и новаторства в российском кино, о развитии разных направлений в киноиндустрии. Председатель Попечительского совета «Кинотавра» Федор Бондарчук признался, что «непросто держать планку первого кинособытия России», и поблагодарил за поддержку Министерство культуры России в лице министра Александра Авдеева, губернатора Краснодарского края Александра Ткачева и мэра Сочи Анатолия Пахомова.
Традиционный приз «Кинотавра» «За честь и достоинство» был вручен режиссеру, сценаристу и актеру Андрею Смирнову, автору фильмов «Осень», «Белорусский вокзал», «Верой и правдой», недавно закончившему картину «Жила-была баба» – о событиях на Тамбовщине. Андрей Сергеевич легко взбежал на сцену и сказал, что получить приз из рук кинематографистов для него, знавшего всякое – и периоды тяжелой безработицы, и интенсивной работы, особенно почетно. Режиссер поблагодарил всех, кто помогал ему пережить самые тяжелые моменты в жизни, – своих актеров, операторов, четверых детей, в том числе старшую дочь Дуню Смирнову, и в особенности жену Елену. И развеселил публику смешным воспоминанием, заявив, что «актерская тусовка – самая живая из всех». «Это было много лет назад, – рассказал Андрей Смирнов. –  Пришел я домой со съемки, а на следующий день мне надо было платить алименты. И жена мне говорит, что у нас осталось всего 25 рублей. А платить надо было гораздо больше. И я сказал ей: «А поехали в Дом кино и пропьем их». Мы поехали, сели, заказали салатик, 150 грамм. В это время открылась дверь, и в ресторан заглянул замечательный режиссер, к сожалению, ныне покойный Виктор Титов. Увидел нас и спросил – можно присесть? У меня еще промелькнула мысль, что 150 грамм на двоих – маловато будет. Я налил, выпили, закусили. И тут Витька говорит: «Андрей, вам деньги не нужны?» Мы говорим: «Вообще нет, а что?» «Да я сегодня потиражные получил. Я ж их пропью! С удовольствием дал бы вам взаймы...» Со сцены Андрей Смирнов спускался под гомерический хохот зала.
Приветствия «Кинотавру» от Президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина зачитали специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и Александр Авдеев. Из уст Швыдкого еще раз прозвучало признание заслуг Андрея Смирнова. А министр культуры Авдеев, похвалив наше «лучшее кинематографическое образование и поколение молодых кинематографистов», завершил выступление фразой о том, что «осталось дать им залы» – и все будет в порядке. Вот только кто должен «дать» эти залы, осталось неясно.  
Руководители фестиваля представили жюри под председательством режиссера и сценариста Александра Миндадзе. Председатель жюри заявил, что «готов преувеличивать достоинства фильма, лишь бы он понравился». Членам жюри предстоит посмотреть 14 конкурсных лет, половина из которых – дебюты. Разнообразие жанров налицо. В первые дни зрителям были представлены «мужская» драма Владимира Котта «Громозека» (брат Александра Котта, снявшего «Брестскую крепость». – Н.К.), документальная картина Виталия Манского о Кубе – «Родина или смерть», мелодрама Сергея Швыдкого и Фуада Ибрагимбекова «Летит», винтажное кино Олега Флянгольца о Москве 60-х – «Безразличие», криминальная комедия Константина Буслова «Бабло», экзистенциальная драма Бакура Бакурадзе «Охотник» (в главной роли – белорусский актер Михаил Барскович. – Н.К.), мировая премьера которой состоялась в программе «Особый взгляд» на 64-м Каннском фестивале. В конкурсе покажут экранизацию бунинского «Суходола» Александры Стреляной, актуального «Бедуина» Игоря Волошина, ретро-истории «Мой папа Барышников» Дмитрия Поволоцкого и «Огни притона» Александра Гордона, эротическую драму Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках», комедии «Упражнения в прекрасном» Виктора Шамирова и «Вдребезги» Романа Каримова.
В конкурсе «Короткий метр» демонстрируется 21 фильм молодых кинематографистов. Среди особенностей работ этого года отмечают смелость авторов в отступлении от «вгиковского шаблона», умение «нарушать правила чистописания». В этой программе зрители увидят фильм Марины Вроды «Кросс», отобранный в конкурс еще до того, как он получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах. Фильм снят украинкой – на русском языке и на французские деньги, и в этом смысле «Кинотавр» расширяет горизонты. В связи с перекрестным Годом Италии и России, у зрителей появилась возможность посмотреть итальянский «Короткий метр», который дает очень хорошие результаты: достаточно вспомнить полнометражный дебют Валерио Мьели «Десять зим», который показывали в Москве, в кинотеатре «Художественный», в рамках «Эха Венецианского фестиваля». Для молодых кинематографистов почти ежедневно проводятся мастер-классы – перед ними выступили режиссеры Клер Денни (Франция) и Шарунас Бартас (Литва), сценарист Юрий Коротков и оператор Павел Костомаров.
В программе «Летняя эйфория» среди фильмов, снятых в бывших советских республиках, показали мистическую драму белорусского режиссера Андрея Кудиненко «Масакра». А в «Ленин-
градском кино как истории экранизаций»  зрители увидели экранизации 30-х, 50-х, 80-х годов.
«Кино на площади» смотрят в этом году особенно активно – в программе «Выкрутасы», «Цитадель», «Елки»,  «Край», «Пирамммида». Жаль, что для киноманов, приезжающих на «Кинотавр» из других городов, не предусмотрен даже минимум билетов на конкурсную программу. Об этом мне рассказала сегодня кинолюбительница из Иванова…

Нина КАТАЕВА,
наш спецкор
Сочи – Москва