Культура и искусство

Цветов без любви не бывает

Специальные дипломы номинантов на премию Союзного государства в области литературы и искусства за 2011-2012 годы вручены авторам павловопосадских шалей из коллекции «Наследие»
Цветов без любви не бывает
Цветов без любви не бывает

К номеру:  32 (388)


21 Июля 2011 года

Что и говорить, город Павловский Посад, весь в остаревших купеческих домах, одно- и двухэтажных, внешними красотами не блещет. Но неброские приметы, будь то колокольня, оставшаяся от огромного храма над Вохной, бюст героя-партизана Герасима Курина, описанного Львом Толстым, сама платочная мануфактура свидетельствуют о великих делах во славу России.
Стены конференц-зала украшены шалями из коллекции «Наследие». Здесь  «Русь»  и «Восточная сказка» Ирины Дадоновой, «Малиновка» Валерии Фадеевой,  «Лунное сияние» и «Лето в Павлове» Татьяны Сухаревской – всего на премию выдвинуто более полусотни платков.
– Думаю, каждый при взгляде на павловопосадские шали вспоминает свое детство, – сказал заместитель Госсекретаря – член Постоянного Комитета Союзного государства Иван Бамбиза. – В русских деревнях все женщины ходили в таких платках. Да и в городах их носили. Сегодня интерес к павловопосадским шалям возрождается. Неслучайно коллекция названа – «Наследие», через  эти изделия художники много что нам рассказывают о наших корнях, нашей природе и о русском характере. И сегодня мы чествуем художников, с замыслов которых начинается рождение платка. То, что эти изделия 215 лет пользуются спросом, о многом говорит. Вот и представители министерств культуры России и Беларуси, выбиравшие произведения искусства для участия в конкурсе, не смогли пройти мимо павловопосадских шалей.    
Иван Михайлович вручил художникам Специальный диплом номинантов. От имени группы в составе восьми человек – Ирины Дадоновой, Татьяны Сухаревской, Елены Жуковой, Валерии Фадеевой, Елены Фаворитовой, Виктора Зубрицкого, Александра Хопкина и Владимира Стулова – диплом принял Виктор Зубрицкий. Конкурс – в разгаре. Звезда полей и садов не должна подвести художников. Самое время узнать, что вдохновляет мастеров кисти, когда они придумывают новый платок.
Виктор Зубрицкий с Ириной Дадоновой и Валерией Фадеевой только что вернулись со «Славянского базара в Витебске», где представляли коллекцию «Наследие». И Валерия Фадеева интересно рассказывала о том, как родился у нее платок «Малиновка». Еще каких-то полтора десятка лет назад, сказала она, название для платка было не так значимо. «А теперь все изделия – от скатерти до шейных платочков –  автор называет сам.  Бывает, название рождается раньше того момента, как ты прикоснулся карандашом к бумаге. А бывает наоборот. Так было у меня – рисунок сделала на основе садовых зарисовок. Тени, абрисы, а колорита не было. Интуитивно хотелось чего-то сиреневого. И тут слышу по телевизору песню в исполнении Яны Поплавской и Александра Тихановича – «Малиновка»! Вот и название. И колорит сразу пришел…»
В коллекции у каждого до десятка платков. И, пожалуй, «Русь» Ирины Дадоновой – самый говорящий из всех: глядя на него, ощущаешь, как ниточка тянется из середины XIX века.  «У меня он поначалу «Cлавянкой» назывался, – говорит Ирина Петровна. – А родился так. Году в 65-м поехали мы в Минск – делать зарисовки национальных костюмов и вышивок. И на Яблочный Спас попали в одно село. Церковь, зеленый луг перед ней, и все люди в национальных костюмах, а женщины – в старинный платках. Зеленых, белых, красных.  Нас так гостеприимно приняли, яблок надавали, бубликов, пряников. Одна бабушка к себе водила, показала старинные платки, штук 7 в сундучке. Рассказала, что эти платки передаются от бабок внучкам, а когда девушка выходит замуж, должна в приданом иметь несколько платков. У них как раз одна выходила, и они спросили, не можем ли мы прислать платки. А у нас тогда в магазинах невозможно было купить, все отправляли по республикам.  От того хорошего настроения у меня и родился платок «Славянка». Мне кажется, что-то я в нем нашла, какую-то черточку народную.  А все потому, что красного цвета много, такой красивый, радостный цвет  счастья, неслучайно национальные костюмы многих народов отделывают красным. А вот «Журавушка» у меня получилась грустной. Я люблю слушать народные песни, русские и белорусские и даже современные, например, у «Песняров» меня очень трогают, иногда я даже реву.
Меня вдохновляют цветы, выхожу в сад, и они меня радуют. Даже когда бывает грустно, выхожу и смотрю на цветы. Вот сейчас вовсю цветут лилии, и мне сразу становится тепло на душе и хочется рисовать. Цветы приносят радость, как живые, так и декоративные, на наших платках».  
Правда, из комнаты, увешанной гирляндами шалей, уходить не хотелось, она была полна атмосферы красоты и любви. Цветы на платке без любви не рождаются. Как и кисти не вяжутся. Женщины, которые делают за смену всего несколько платков, говорили, что, конечно, за монотонной работой им думается о том, кто же такую красоту на себя наденет, да куда в ней отправится. А отправляются, сегодня достоверно известно, во все концы света. Мне лично пришлось в платочном магазине покупать платок «Тропический остров» для иностранки. Прилетела она к себе в Амстердам и обнаружила в аэропорту, что платок потеряла. А возила ее за ним в Павловский Посад моя коллега, соседка по дачному жилью. Так голландка позвонила прямо из аэропорта, умоляла слезно купить точно такой. Я купила не только ей, но и себе, так понравился. А тут его и с производства сняли. Так что успевайте следить за сменой артикулов, модницы!..
На павловопосадские шали наконец обратили внимание российские модельеры. В Ивановском музее ситца – великолепные образцы женских костюмов Славы Зайцева, во время фестивалей имени Тарковского там устраивают дефиле. Красота – глаз не отвести. Немало и кичевых коллекций делается. Но это не страшно, главное – тема разрабатывается, традиция живет, память свежа, а значит, впереди ждет успех. От души желаем павловопосадским художникам получить премию.

Нина КАТАЕВА
Павловский Посад – Москва