Культура и искусство

За кулисами

За кулисами
За кулисами

К номеру:  39 (395)


01 Сентября 2011 года

Такое масштабное и зрелищное мероприятие, как российско-белорусский фестиваль «Творчество юных», требует особой организации. При поддержке Международного культурного центра (Россия) и Белорусской государственной филармонии собралась одна из сильнейших постановочных команд на пространстве наших двух стран во главе с заслуженным деятелем искусств, режиссером-постановщиком Михаилом Высоцким.
Давайте же заглянем на фестивальную кухню!

На ходу

По пути на концерт в честь открытия никто не знает до конца, каков будет итог, – возможно, режиссер единственный, у кого в голове складывается хоть сколько-нибудь цельная картина происходящего. Мы едем в сторону Театральной площади Анапы в микроавтобусе. Ведущий Артем на ходу сочиняет текст. Помощник режиссера Ирина созванивается с пиротехниками и техническими работниками: спецэффекты, декорации и звук должны быть на уровне. «Артисты цирка подготовили 12 минут убойной  игровой программы», – сообщают режиссеру. «Можно и больше!» – смеется Михаил. При организации таких масштабных мероприятий в любой момент может пойти что-то не так. Ирина все время – и до и после концерта – не выпускает из рук мобильный телефон. Монтировщики сцены не успевают что-то доделать в срок, репетицию немного переносят, для номера с Русалкой нужно подогнать специальную машину. Приятно наблюдать, как работают профессионалы! Организаторы вспоминают, как в прошлом году с самого утра находились при главной сцене, на Театральной площади, никакого моря, еда – быстрый перекус в городских кафе, а то и просто шоколадка на бегу.
– Сможет ли артист на ходулях размахивать двумя флагами 10 минут во время  шествия?
– Сможет! Он говорит, что и четыре часа сможет!
Спрашиваю, почему пригласили именно этих  артистов – «Театръ охочих комедиантов», «Цирк Вавилова», Global circus под руководством Николая Челнокова. Отвечает Инна – сотрудник Международного культурного центра: «У нас всегда самые лучшие, не только ребята, но и профессионалы!»

Показали класс

На фестивале у ребят-участников была возможность не просто посмотреть, как работают профессиональные артисты, но и пообщаться с ними напрямую. Для этого были организованы несколько мастер-классов, которые провели Григорий Гладков – известный композитор и председатель жюри конкурса, а также Владислав Панфилов – руководитель «Театра охочих комедиантов». Во время увлекательных старинных игр, устроенных «Охочими комедиантами», ребята не только узнали много нового о традициях предков, но и сблизились с коллегами из других коллективов. Все юные участники фестиваля были одеты в форменные синие футболки с эмблемой фестиваля, и глядя на их дружный хоровод, невозможно было понять, кто из Сургута, а кто из Могилева!
Вот что рассказал сам  Владислав Панфилов, руководитель «Театра охочих комедиантов»:
– Кто в ответе за молодежь? Только мы. Если ребенок видит, что мама-папа пьют, он заранее принимает их образ жизни как нормальный. Или когда ему некуда идти, он уходит в бродяжничество, суициды, воровство или пьянство. У нас со священниками общее дело – давать людям счастье. Запас жизненной радости – он как жировой запас. Если он есть, то можно выкарабкаться из любого несчастья, пережить любую зиму. Вот мы на этом фестивале пытаемся им дать этот запас. Игры – это не просто так, это и взаимовыручка, и смекалка, и физические нагрузки. Но только не такие, как в спорте. Спорт высасывает, а игры, как и творческая активность, наоборот, насыщают человека радостью и энергией.
В конце мастер-класса Владислав оставил все свои контакты руководителям групп, пообещав выслать любую методическую литературу собственного авторства по первому требованию.

Слово режиссеру

Я попросила Михаила Высоцкого, главного режиссера фестиваля «Творчество юных», заслуженного деятеля искусств России, рассказать немного о своих коллегах.
– Пожалуй, в мире шоу-бизнеса трудно найти команду более сплоченную и дружную! Мы годами искали друг друга и уже работаем вместе давным-давно, понимаем друг друга с полуслова. Тут и взаимозаменяемость. Я бы всем коллегам только желал такой команды, как моя!
– А как вам работалось с юными талантами?
– Всегда легко. Я нахожу общий язык с детьми, может, потому, что сам еще в душе ребенок. Прекрасно понимаю все их переживания, тревоги, волнения и их стремление выполнить свою работу на «пять с плюсом». Никогда не бывает конфликтов ни с ними, ни с их руководителями.
– А какие качества особо важны при работе с детьми?
– Конечно, терпение. Прозорливость, чтобы уметь разглядеть и развить божью искру таланта, казалось бы, в неприметном ребенке. Не всякий талант бросается в глаза, очень часто он скрыт, и дело руководителя – терпеливо его раскрыть. Но на первом месте, конечно, любовь к детям.
– А были ли какие-то трудности при постановке мероприятия?
– Трудности есть всегда, это неизбежно в любой программе. Бывает, свет чуть не тот, пиротехники что-то сделали неправильно, декорации поместили не туда. Но все решаемо, и это скорее исключения из правила. В целом работать было легко.  
–  У вас много российско-белорусских номеров сформировалось уже во время фестиваля. Дети охотно шли на такое объединение?
– Конечно! Для них это безумно интересно. Они же постоянно в своем соку варятся, а тут некий обмен и знаниями, и умениями. Свои номера они прекрасно знают и хоть с закрытыми глазами исполнят. А здесь такой вызов и приятный сюрприз для зрителей.  Было бы больше времени на репетиции, было бы и больше подобных номеров.
– А почему была выбрана такая тема для первого концерта – «Мир сказок»?
– Я ужасно не люблю дивертисментный концерт, когда ведущий объявляет номера. В позапрошлом году у нас была тема «Морское путешествие», а в прошлом году – «Школа искусств «Творчества юных». Тематические концерты позволяют нескучно объединить разноплановые номера. А в этот раз мы решили сочинить красивую сказку.
– А есть уже варианты тем для будущего фестиваля?
– Конечно, есть! Но мы пока будем держать их в секрете.

Мария ДАРМАНСКАЯ