Культура и искусство

От Кавказа до Сибири

ОтВ Москву приехали лучшие кинематографисты стран СНГ
От Кавказа до Сибири
От Кавказа до Сибири

К номеру:  40 (396)


01 Сентября 2011 года

IX Московский фестиваль отечественного кино «Московская премьера»  и Форум национальных кинематографий проходят в Киноцентре на Красной Пресне.

В состав жюри, которое оценит программу «Великолепная семерка МК»  по трем номинациям, вошли певец Иосиф Кобзон, поэт Андрей Дементьев, телеведущая Анастасия Чернобровина, кардиохирург Ренат Акчурин, художник Никас Сафронов. Гран-при  определит результат зрительского голосования. В конкурсе представлены фильмы, которые могут рассчитывать на внимание публики: «Бедуин» Игоря Волошина, «Дом ветра» Вячеслава Златопольского, «Мой папа – Барышников» Дмитрия Поволоцкого, «Сибирь. Монамур» Славы Росса, «Упражнения в прекрасном»  Виктора Шамирова,  «Чужая мать» Дениса Родимина, «Шапито-шоу» Сергея Лобана. Открылся фестиваль «Еленой» Андрея Звягинцева.
Показ некоторых картин в День российского кино говорил о многом. Интересно, что в преддверии этого праздника Александр Сокуров и Алексей Герман-старший покинули мероприятие, организованное агентством «РИА Новости», в знак протеста, потому как праздновать они не намерены, когда такая тяжелая ситуация сложилась на «Ленфильме» и в киноотрасли в целом. Например, картина Славы Росса «Сибирь. Монамур», а это  вторая полнометражная картина режиссера, создавалась при драматических обстоятельствах. Съемки растянулись на два года, но вопреки всему фильм получился. Можно поздравить съемочную группу с победой, а зрителей и профессиональное сообщество – с тем, что появился режиссер с энергией, настоящий профессионал, умеющий работать с актерами. И вот какова судьба его картины: победив на фестивале дебютов в Ханты-Мансийске, она побывала на нескольких зарубежных киносмотрах, состоялся показ на Московском фестивале – и все. Зритель фактически увидел фильм на «Московской премьере» впервые. Никакого проката. Спасибо Люку Бессону, французскому режиссеру и продюсеру, он заинтересовался картиной и осенью выпустит ее в прокат, в том числе и российский.
Еще одна запоздалая премьера – «Печорин» Романа Хруща – экранизация романа Лермонтова «Герой нашего времени». Картина снята камерно, можно сказать, что это сюжет на тему «Несколько женщин из жизни Печорина». Один эпизод сменяется другим: 5 минут отдано Тамани с прекрасной Ундиной, столько же – прескучной княжне Мери, и так по кругу. Восточная красавица Бэла и вовсе появится на минуту в кадре и совершенно не запомнится. «Я достоин сожаления», – произнесет аморфный Печорин в исполнении Cтанислава Рядинского. Можно только добавить, что сам фильм достоин всяческого сожаления, просто кладбище упущенных возможностей.
На открытии фестиваля чествовали грузинского режиссера Резо Чхеидзе – автора легендарного фильма «Отец солдата». Осенью ему исполняется 85 лет. Приветствовал его Иосиф Кобзон, который в тот день был в ударе, не только пел, но и рассказывал собственные грузинские истории. Именно в Грузии довелось ему служить и фактически начинать творческую деятельность в армейском ансамбле. Там же пришла любовь к прекрасной грузинской девушке Ламаре, не ответившей солдатику взаимностью. Приветствовала Чхеидзе и певица Диана Гурцкая, с которой он сидел рядом в зрительном зале.
На закрытии фестиваля отметят «За вклад в кинематограф» кинорежиссера Георгия Натансона, которому недавно исполнилось 90 лет. А завершится «Московская премьера» лихим фильмом «Бабло» Константина Буслова.
Программа составлена с умом. В ней представлена самая разнообразная кинопродукция не только последнего времени, но и проверенные временем фильмы: только что законченная картина «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, который не снимал кино почти 30 лет, «Бриллианты» Рустама Хамдамова (все это пока эксклюзивно, показов для публики не было), и тут же к 100-летию российской анимации – программа «Российская анимация – мировое признание». В киноклубе «Эльдар» пройдет киновечер «Сергей Алимов – Эдуард Назаров – Юрий Норштейн» с участием героев.
Также в рамках «Московской премьеры» проходит XV Форум национальных кинематографий под руководством драматурга, режиссера и продюсера Рустама Ибрагимбекова. В этом году на форуме покажут документальную ленту «Инокиня» Галины Адамович из Беларуси. В фильме  рассказывается о композиторе Ирине Денисовой и о жизни, наступившей для нее после сложных жизненных обстоятельств и пострига.
Открылся форум в День российского кино – показом «Кросса» Марины  Вроды из Киева. В мае она получила «Золотую пальмовую ветвь» в конкурсе «короткого метра» на 64-м Каннском кинофестивале. В тот же день показали документальный фильм «А есть ли там театр?!» Наны Джанелидзе – о грузинском актере Кахи Кавсадзе. Подобных картин об актерах не было у нас целую вечность, их вытеснили телеопусы, посвященные юбилеям и кончинам. Нана Джанелидзе сняла фильм, который позволил буквально открыть нам прекрасного актера, известного широкой публике в основном по роли Абдуллы в «Белом солнце пустыни». «А есть ли там театр?!» – исповедальный монолог о времени и своем родовом клане, прежде всего об отце, которого удалось увидеть два раза в жизни и после войны. Нана Джанелидзе – соавтор сценария фильма «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, ее новая работа столь же метафорична. О Тбилисском театре им. Шота Руставели Кахи Кавсадзе будет сказано не так уж много слов, но их будет достаточно, чтобы понять, чем этот театр стал для актера. «А есть ли там театр?!» – то есть за чертой жизни. Если есть, то умирать не страшно. Советский Союз Кахи назовет «империей» и сбросит со стола красную скатерть с очертаниями  СССР.  
Одна из лучших картин конкурса, который оценивает жюри во главе с Вадимом Абдрашитовым, – «Граница» Арутюна Хачатряна из Армении, созданная при поддержке Нидерландов. Главной ее героиней стала буйволица, для которой не существует границ, придуманных людьми. Фильм участвовал во многих фестивалях мира, и каждый раз устроители не знали, куда отнести эту картину – к разряду документального или игрового кино. Российская лента «Презумпция согласия» Фархота Абдуллаева рассказывает о жизни  врача-азербайджанца, учившегося в Узбекистане, где у него семья, и приехавшего на работу в российскую провинцию. Жизнь в России для мигранта не сахар. Кому-то уготован один путь – спасти ценой собственной жизни три чужих. Только на это не спрашивают разрешения у пострадавшего таджика, чьи органы предназначены для трансплантации, а заступиться за него некому. В картине снимались артисты Серпуховского театра, и это тоже сработало на картину: новые лица, особенная энергия, хотя не у всех все получается. Самое главное, что фильмы, показанные на «Московской премьере» и Форуме, дают пищу для размышлений по поводу происходящего не только в жизни, но и в искусстве, и хоть как-то способствуют продвижению кино к зрителю.  

Cветлана ХОХРЯКОВА