Культура и искусство

«Русские сезоны» в Беларуси

Проект Андриса Лиепы расширяет границы
«Русские сезоны» в Беларуси
«Русские сезоны» в Беларуси

К номеру:  50 (405)


03 Ноября 2011 года

Возвратиться на 100 лет назад, насладиться музыкой того времени, полюбоваться костюмами, модными в начале ХХ века, – все это возможно в уникальном проекте «Русские сезоны ХХI века», организованном благотворительным Фондом имени Мариса Лиепы. Теперь и в Беларуси.

Более 100 лет назад Сергей Дягилев представил миру русский балет. И какой балет! Новые темы, новые чувства, новые костюмы… «Удиви меня», – говорил Дягилев своим артистам и, естественно, всегда удивлял сам. В разное время в «Русских сезонах» принимали  участие такие величайшие деятели искусства, как Бакст, Врубель, Ларионов, Серов, Шаляпин, Римский-Корсаков, Рахманинов, Фокин, Стравинский. Второе рождение проекту дал инициатор проекта, заслуженный артист России Андрис Лиепа.  «Русскими сезонами» занимался еще его отец, гений балета Марис Лиепа, он восстановил один из шедевров Дягилева – балет «Видение Розы». Так что идея проекта к Андрису пришла по наследству. Его «Русские сезоны», стартовав в 2007 году на сцене театра Champs-Elysees в Париже, сегодня путешествуют по городам России, Франции, Украины, Латвии, Италии, Китая, Японии, Великобритании. И вот уже второй раз приезжают в Беларусь.
На сцене Национального Большого театра оперы и балета белорусские зрители увидели одноактные балеты «Тамар» и «Болеро» в исполнении артистов Мариинского театра и «Кремлевского балета». Они были восстановлены по видеозаписям, эскизам декораций и костюмов. Специальный номер «Посвящение Дягилеву» представил публике народный артист России, один из самых выдающихся танцовщиков нашего времени Фарух Рузиматов.
*   *   *
Как того требует замысел, зрители увидели постановки, максимально приближенные к оригиналам. Костюмы, декорации, хореография – все в «Русских сезонах ХХI века» напоминает спектакли начала ХХ века.
Балет «Болеро» был написан Морисом Равелем по заказу легендарной балерины Иды Рубинштейн для ее только что организованной балетной труппы и исполнен в 1928 году. Хореография и идея постановки принадлежат первой женщине-балетмейстеру Брониславе Нижинской, а декорации – несравненному Александру Бенуа. Сцена изображала один из дешевых трактиров Барселоны, где на огромном столе танцевала женщина (Ида Рубинштейн), а вокруг теснились охваченные страстью мужчины. На сцене Белорусского театра оперы и балета партию Танцовщицы исполнила прима Большого театра, народная артистка России Илзе Лиепа. Подобно Иде, она пользуется огромным успехом у зрителей, особенно у представителей сильного пола.
В основе балета «Тамар» лежит легенда о жестокой Тамар, которая жила в XII веке в уединенном замке в горах Грузии. Девушка с лицом ангела и сердцем демона под предлогом гостеприимства заманивала в свой замок путешественников, следующих мимо. Очаровав несчастных своей дьявольской красотой, она убивала их, а тела приказывала сбрасывать со скалы. Главные партии балета исполнили заслуженная артистка России Александра Тимофеева и Илья Кузнецов.
*   *   *
«Тамар» была в Париже и Лондоне. И хочется думать, надолго пропишется в Беларуси, – рассказывает Андрис Лиепа. – Это первый балет из серии «Русских сезонов», который белорусские артисты подготовили совместно с русскими – для постоянного показа на белорусской сцене. «Тамар» и «Шахерезаду» в исполнении белорусских артистов можно будет увидеть на сцене Большого театра оперы и балета уже 9 ноября. Выступят артисты в костюмах, созданных по эскизам Анны Нежной». «Все костюмы к спектаклям создавались в Беларуси, – рассказывает Анна. – Я увидела в этой стране уникальные традиции ручной работы и  обработки тканей, сохранившиеся с давних времен. И по мне, эти традиции и технические принципы достойны музея».
Также Андрис Лиепа тепло отзывается о работе артистов труппы  Большого театра. «Они талантливы  и профессиональны, с ними легко работать», – признается Лиепа.
В начале ХХ века Дягилев объездил с балетными постановками Европу, США, Южную Америку. Повторить путь великого импресарио «Русским сезонам XXI века»  могла бы помочь белорусская труппа. И у Лиепы есть идея привлечь белорусских артистов для расширения гастрольного тура. «Мы уже говорили о том, чтобы пригласить в Беларусь интересных хореографов, – говорит автор проекта. – В следующем году в рамках «Русских сезонов» в Париже состоится показ балета «Клеопатра», который будет ставить Патрик де Бона – талантливый молодой хореограф из Франции. Если сотрудничество с ним удастся, мы будем рады представить его спектакль в Беларуси».
В планах Лиепы – расширить географию «Русских сезонов» и внутри Беларуси. Вполне возможно, через год-два любоваться балетами смогут и в белорусской провинции.

Людмила МИНКЕВИЧ