Культура и искусство

Где найдем «Рай для мамы»

В Оренбурге прошел IV Международный кинофестиваль «Восток & Запад. Классика и Авангард»
Где найдем «Рай для мамы»
Где найдем «Рай для мамы»

К номеру:  51 (406)


09 Ноября 2011 года

Оренбургская область – приграничный район, в котором проживают представители 119 национальностей и 20 религиозных конфессий. Поэтому именно этот город был выбран местом проведения фестиваля, основная идея которого – в объединении кинематографистов Востока и Запада.

В конкурсе были фильмы, созданные совместными усилиями почти двух десятков стран, среди которых – Россия, Италия, Япония, США, Франция, Германия, Австрия. «Сегодня, когда весь мир говорит о толерантности народов, проживающих в разных точках земного шара, наш фестиваль – 4-й в мире – несет в себе мультикультурный момент, в котором сходятся тропинки Европы и Азии», – сказала президент фестиваля, режиссер и продюсер Татьяна Воронецкая. Многие картины объединяла идея семьи.
В фильме «Завтра будет лучше» Дороты Кендзежавской (Япония – Польша) на экране все время три главных героя, мальчишки-беспризорники 5, 10 и 11 лет. Они едут с Западной Украины в Польшу. Не по годам серьезные, умудренные опытом нелегкой кочевой жизни, но в то же время не утратившие детской непосредственности, герои держат весь фильм. Взрослые, появляющиеся в кадре, за редким исключением, симпатии не вызывают. Они, конечно, могут пожалеть бедных деток, подкинуть им монетку-другую, а то и водкой угостить, как в сцене со свадьбой, но им глубоко безразличны детские чаяния и надежды. Ребята с завидным упорством движутся к цели. Пересекая границу, пролезают под проволокой с током. Но и здесь, как и у себя на родине, они никому не нужны, поэтому легче отправить мальчишек обратно, чем принять хоть какое-то участие в их судьбе. Невольно напрашиваются ассоциации с фильмом Киры Муратовой «Мелодия для шарманки»…
Тяжело беспризорникам. Но детям, живущим в семье, порой не легче. Маленькие герои фильма «Рай для мамы» Актана Арыма Кубата (Казахстан – Киргизия), казалось бы, должны быть счастливы. Они живут с мамой, бабушкой и дедушкой. Отец уехал на заработки в Россию – и не вернулся. Уезжает туда и дед-фронтовик, но вскоре возвращается. Никому он там со своими медалями не нужен. Денег не хватает. По сути, в семье зарабатывает одна мать. Но когда братья случайно узнают, чем мать зарабатывает на жизнь, детской психике наносится непо-
правимый удар. Полина, молодая, интересная женщина, отчаявшись, вынуждена торговать собой, чтобы прокормить детей и стариков. Но, несмотря на отчаяние, ее добровольный уход из жизни кажется немотивированным.  Тем не менее членам жюри фестиваля во главе с председателем Национальной ассоциации критиков радио и телевидения Италии Андреа Пьерсанти эта история показалась убедительной, и именно фильму «Рай для мамы» был вручен главный приз – «Золотой Сарматский лев».
Тесно переплетена с детством и история, рассказанная в фильме «И не было лучше брата» Мурада Ибрагимбекова (Азербайджан – Россия). И хотя его герои, тоже два брата, уже взрослые люди, нас все время отсылают к их детским годам. Джалил и Симург росли без отца, и Джалил всегда был для младшего за отца. «Я люблю тебя, брат!» – постоянно говорили они друг другу. Но дети выросли, старший женился, живет в родном Баку, работает на почте, а младший после полукриминального инцидента уезжает на Север. И летят с юга на север письма, полные скупой мужской нежности. Но когда Симург возвращается, между братьями встает вечная проблема, имя которой – Женщина. Симург влюбляется в соблазнительную соседку, к которой пылает страстью, как выясняется, счастливо женатый и старший брат. Всепоглощающая страсть превращает миролюбивого, вполне симпатичного человека в монстра, захлестывает волной ненависти и в итоге убивает. Фильм «И не было лучше брата» также был отмечен фестивальной наградой. Прелестная Нино Нинидзе (соседка) получила приз «За лучшую женскую роль».
Российская программа фестиваля в этом году впервые обрела статус конкурсной. В состав российского жюри входили русско-эстонский актер Александр Ивашкевич и австрийско-латышская актриса Наталья Баранова-Дросте. А возглавлял жюри режиссер и продюсер Александр Атанесян. В отличие от международного конкурса, российская программа была достаточно пестрой. Наряду с серьезными работами были пред-
ставлены и такие невнятные опусы, как «Игры для детей взрослого возраста» Ильи Казанкова или «Ночь на закате лета» Бернхарда Каммеля. «Лучшей актрисой» была названа Ольга Дыховичная («Портрет в сумерках»), «Лучшим режиссером» – Бакур Бакурадзе («Охотник»). «Лучшим фильмом» стал «Громозека» Владимира Котта. Кроме того, приз «за лучшую мужскую роль» получили Леонид Громов, Николай Добрынин и Борис Каморзин. Благодаря блистательному актерскому трио так пронзительно прозвучала щемящая история о неприкаянных мужчинах.
Почетным гостем фестиваля был Гойко Митич, необычайно популярный в Советском Союзе после фильма Конрада Пентцольда «Чингачгук – Большой Змей» по роману Купера «Зверобой». На открытии фестиваля ему был вручен приз «За вклад в киноискусство». 70-летний Гойко Митич был в прекрасной форме. Он много гулял по городу, был рад тому, что его помнят и любят, с удовольствием пел русские песни и не отказывал никому в автографах. Актер посетил вигвам настоящего индейца, который стреляет из лука и скачет на лошадях, и уехал к себе в Берлин в прекрасном настроении.

Александра ИВАНОВА
Оренбург – Москва