Культура и искусство

Кто способен идти до конца

В Москве во второй раз прошел фестиваль современного кино «2-in-1»
Кто способен идти до конца
Кто способен идти до конца

К номеру:  51 (406)


09 Ноября 2011 года

Говоря о концепции этого года, программный директор фестиваля Алексей Медведев отметил, что «мутации в современном кинематографе, размывание границ между игровым и документальным, авторским и коммерческим кино становятся все более актуальными». Поэтому программу киносмотра составили фильмы, которые в равной степени несли в себе эти два начала.

Кроме того, это были картины, «способные удивлять неожиданностью своего взгляда на вещи».
Фильм открытия – картина CUT («Униженный») иранского режиссера Амира Надери, работающего в Голливуде, в полной мере оправдала эту заявку. Картина не просто удивила – шокировала зрителей, не все смогли досмотреть ее до конца, сочтя показанное едва ли не анекдотом. В то время как история японского юноши-самурая, подвижника прогрессивного и гуманного кинематографа, поданная как притча, говорит о том, что тот, кто решается на открытую защиту добра, справедливости, красоты, неминуемо идет на огромные жертвы. И выигрывает только в том случае, если способен идти до конца. Молодой режиссер предстает едва ли не безумцем: по утрам он медитирует на могилах великих режиссеров, днем носится с мегафоном по городу, выкрикивая лобовые лозунги против киноразвлекухи и за настоящее кино, вечерами показывает это кино в киноклубе на крыше своего дома, а по ночам пишет сценарий фильма. И когда в силу обстоятельств он вынужден сталь человеком-грушей в бойцовском клубе, чтобы отдать долги брата, убитого якудза, полуживой, с лицом, превращенным в кровавое месиво, он будет выкрикивать названия тех самых фильмов, и это укрепит его дух. Списав долги, бандиты предоставят ему возможность снимать кино.
Надо отдать должное про-
граммному директору, в картинах, которые им отобраны, чутко уловлены грозовые раскаты в обществе. Так, одной из главных тем и в конкурсе игровых картин, и в документальных лентах стало состояние современных подростков, вовлеченных в мир подспудных межнациональных войн, уродливо понятой толерантности, тотального равнодушия взрослых. Неслучайно Гран-при при единогласном решении жюри под руководством американского режиссера и сценариста Роберта Сигеля был отдан картине «Play» («Игра») шведского режиссера Рубена Эстлунда (копродукция Швеции, Франции, Дании). Зрители всего мира узнали «свои истории», наблюдая, как банда 13-летних темнокожих головорезов третирует группу местных ровесников в центре Гетеборга. Заканчивается все банальным грабежом телефонов, но в какой бездне унижения эти два часа будет находиться зритель, раздумывая об одном – что «толерантно», а что нет. Неслучайно на пресс-конференции, на которой за режиссера отдувался актер Йохан Йонасон, прозвучало имя Брейвика. «Игра» не на жизнь, а на смерть идет в Европе, да и во всем мире, и в актуальности фестивалю не откажешь.
Победителем в номинации «Герои» стал бельгийский актер Маттиас Схунартс, исполнитель главной роли в картине «Бычара». Приз продюсеру картины Барту Ван Лангендонку вручила сценарист и режиссер Нанук Леопольд. Никола Лежаич наградил фильм «Когда-то река была человеком» (Германия) режиссера Яна Цабайля в номинации «Звук». Обладателем приза в категории «История» стал фильм «Тяжелая работа» (Бразилия). Автору сценария и режиссеру картины Марко Дутре приз вручил российский режиссер Сергей Лобан. Чешский фильм «Голова-руки-сердце» режиссера Давида Яржаба был удостоен награды в номинации «Изображение».
Без приза осталась Чулпан Хаматова, сыгравшая главную роль в дебютной ленте Жуана Нуну Пинту «Америка» (Португалия, Бразилия, Испания, Россия), номинированной на соискание главного приза Европейской киноакадемии. В фильме рассказывается об эмигрантах из России и Украины, уехавших в Португалию в поисках лучшей доли. Кроме Чулпан Хаматовой в фильме снялись российские актеры Михаил Евланов и Николай Попков.
Зрителям было предложено несколько тематически организованных дней: «День короткого метра» с программами Salad days, «Движение под пристальным наблюдением», «Русский короткий метр»; «День анимации», где демонстрировались работы режиссеров Дэвида О’Рейли, Дона Хертцфельда, Криса Шеперда, Рейнольда Рейнольдса; «День документального кино». Программа индийского кино «Болливуд наносит ответный удар», в состав которой вошли ремейки голливудских хитов, в частности «Крестного отца». В рамках фестиваля была представлена программа «Свои 2000», где речь шла о творчестве неформальных лидеров Марины Потаповой и Сергея Лобана, автора картины «Шапито-шоу», получившей спецприз жюри на Московском фестивале.
Фойе второго этажа специально оборудовали под зал «Доктрина». В  режиме нон-стоп там демонстрировались фильмы в рамках разных Дней и программ. Вход был свободный.
В рамках фестиваля прошла Международная образовательная программа GENERATION CAMPUS. В ней приняли участие 80 молодых кинематографистов со всего мира.

Нина КАТАЕВА