Культура и искусство

«Все – в человеке, все – для человека!»

65-й Каннский кинофестиваль прошел точку зенита, а зрители задались вечными человеческими вопросами
«Все – в человеке, все – для человека!»
«Все – в человеке, все – для человека!»

К номеру:  22 (436)


25 Мая 2012 года

Бывает же такое, фотограф запечатлел кинозвезду в тот момент, когда ветер игриво приподнял ей юбку, а она обеими руками попыталась придержать ее. И вот уже полвека этот снимок Мэрилин Монро венчает все парады фотосессий. Кадр этот не раз пытались материализовать в виде плоских скульптур на кинофестивалях, вот и на юбилейном Каннском фестивале фигурка Мэрилин встречает вас на террасе одного из отелей. Встречает на правах хозяйки, потому что именно она стала официальным лицом 65-го Каннского фестиваля.

Здесь все так же – блестят витрины с именами лучших кутюрье мира, в этом году один из них – блистательный Жан-Поль Готье – заседает в жюри основного конкурса под руководством итальянского режиссера Нанни  Моретти. Льется по вечерам словно из воздуха рождающаяся кинематографическая музыка, а фанаты, съехавшиеся из разных стран, по-прежнему днюют и ночуют на стремянках перед Театром Люмьер.
В каннской толпе, фланирующей по Круазетт почти круглосуточно, очень часто оказываются рядом зрители и актеры, которых только что разделял в зале магический белый экран. Ту пленительную атмосферу кино, которую воссоздал в фильме «Восемь с половиной» великий Федерико Феллини, в Каннах умеют почтить удивительным образом. Одеться по каннской моде очень просто – максимально открытое платье, лучше без бретелек и со шлейфом, туфли на высоких каблуках, черный костюм с белой рубашкой и галстуком-бабочкой. А можете облачиться во все бирюзовое – обтягивающие брючки, блузон и  – обязательно – в цвет мужская шляпа с короткой тульей. Чрезвычайно модно.
Если говорить о кино, то объять все программы немыслимо, только в основном конкурсе 22 картины и 20 – в «Особом взгляде». А еще есть «Вне конкурса», где показывают мировые премьеры. Большое впечатление произвела картина самого оригинального современного режиссера, лауреата Канн Апичатпонга Верасетакула «Меконг отель». Медитативное путешествие режиссера, убежденного в существовании реинкарнации душ, по своей памяти и по реке, разделяющей Таиланд и Лаос. В «Каннской классике» демонстрируют отреставрированные картины мастеров, в первоначальной редакции, например, «Однажды в Америке» Серджо Леоне, «Тэсс» Романа Полански, «Поезд-беглец» Андрея Кончаловского. Специальные программы – очень широкого охвата по странам – показывают на «Двухнедельнике режиссеров» и на «Неделе критики».
Внимание журналистов сосредоточено, конечно, на основном конкурсе. Среди режиссеров – претендентов на Золотую пальмовую ветвь, по традиции, почти половина лауреаты и участники Канн. Вот и в этом году за первые пять дней картина оценок критиков такова: лидируют любимцы Канн – Жак Одиар с картиной «Ржавчина и кость» и Кристиан Мунджиу («За холмами»). Несомненно, что на днях в их число войдут Михаэль Ханеке («Любовь») и Томас Винтерберг («Охота»). Киноманам России эти имена хорошо известны – фильмы режиссеров показывались на Московском кинофестивале.
И камертон каннской программы этого года, похоже, заявлен – в противовес откровениям по поводу глобальных мировых проблем, кровавых разборок и эротических лент прошлого года, на нынешнем фестивале обозначился острый интерес к человеку, к его самым интимным переживаниям, к смыслу его существования. Любопытно, что художниками, столь разными, избрана схожая манера повествования, в их фильмах нет никакой усложненности, они «просты», как выразился по поводу своей «Любви» Михаэль Ханеке. Любовь является движущей силой сюжета. Именно она будит в герое «Ржавчины и кости», асоциальном элементе Али (Матиас Шунартс), в боях без правил добывающем себе средства к существованию, отклик на человеческую трагедию. Марийон Котийяр играет в этом фильме дрессировщицу китов-касаток, лишившуюся ног в результате несчастного случая. Кто бы знал, что кровь из разбитой в бою губы напоминает по вкусу ржавчину и кость. Картина представляет собой вольную экранизацию рассказов Дэвида Крейга, бывшего канадского боксера. Кто-то из журналистов подчеркнул, что фильм – «зрительский», тем больший ему плюс за то, что он сумел удержать внимание столь продвинутой аудитории. А герой его понял-таки, что кулаки могут пригодиться и для доброго дела…
Особенность метода румынского режиссера Мунджиу в том, что он не стремится вызвать определенные эмоции у зрителя, историю об изгнании бесов из одержимой паломницы в монастыре режиссер рассказывает почти бесстрастно, задавая зрителю множество вопросов. Что есть истинная вера и есть ли границы у милосердия, что страшнее – нетерпимость или безразличие, как понимать свободу воли и как относиться к буквалистам от религии… Картина Мунджиу «За холмами» поражает свежестью взгляда на человека и его место в этом мире, заставляет задуматься об истинном человеколюбии.
Ну а по поводу картины самого мрачного европейского режиссера Михаэля Ханеке, думаю, мнения разойдутся, хотя и аплодировали ему горячо после показа. 80-летний Джордж, вняв ранее высказанным просьбам жены, оказавшейся прикованной к постели, не выдерживает ее мучений и совершает акт эвтаназии. Что это – подвиг во имя любви или страшный, несмываемый грех?! В ролях стариков, бывших учителей музыки – Эммануэль Рива («Хиросима, любовь моя!») и Жан-Луи-Трентиньян («Мужчина и женщина», «Конформист»). Драма теряющей здоровье, а потом и человеческий облик Анны и Джорджа, взявшего на себя роль сиделки, сыграна актерами так, что у мониторов во время пресс-конференции журналисты спрашивали друг друга, актеры ли это.
Фильм Сергея Лозницы, представляющий в конкурсе Россию, – копродукция с Латвией, Беларусью, Германией, Нидерландами. В этой психологической драме из времен войны, снятой по повести известного писателя Василя Быкова, несомненно, прозвучат и российские мотивы, слишком крепко спаяны были наши народы в те времена.
Русские мотивы явственно прозвучали на фестивале и вне этой ленты. В конкурсе «Особый взгляд», втором по значимости, состоялся показ фильма Дарежана Омирбаева «Студент», снятого по мотивам «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского. Действие драмы перенесено в наши дни и наполнено остросовременным содержанием.
Кинопоказы ежедневно проходят в нескольких кинозалах с 8.30 до поздней ночи. Кроме того, на фестивале происходит масса иных событий. Так, в американском павильоне актер Шон Пенн вместе с кутюрье Джорджио Армани провели благотворительный вечер в поддержку Гаити. В зале Бунюэль прошел урок музыки от Александра Деспла. Композитор, лауреат многочисленных премий написал музыку к трем фильмам из конкурса – «Королевство полной луны» Уэса Андерсена (фильм открытия), «Ржавчина и кость» Жака Одиара, «Реальность» Маттео Гарроне, а также к картине «Ренуар».

*   *   *
О работе Белорусского павильона рассказал заместитель гендиректора киностудии «Беларусьфильм» по производству Дмитрий Шелег:
– Белоруссия представляет в Каннах два фильма – впервые в основном конкурсе, совместно с Германией, Нидерландами, Латвией и Россией – «В тумане» Сергея Лозницы и вне конкурса «Одинокий остров» Петера Симма, совместно с Латвией и Эстонией. Фильм снимался на базе киностудии «Беларусьфильм», группа также была интернациональной. Сюжет объединяет несколько историй любви, которые в финале сплетаются воедино, и зритель понимает, как же все было взаимосвязано. Фильм сделан в европейском стиле, в несколько необычной манере, и смотреть его зрителям, уверен, будет интересно. Пройдет у нас презентация фильмов киностудии «Беларусьфильм», а также Белорусского видеоцентра.
Наш павильон работает в Каннах второй год, мы активно общаемся с коллегами из стран СНГ, но европейцы также частые гости. Например, англичане заинтересовались фильмом «Брестская крепость» и в целом проявили интерес к военной тематике, мы подготовили для них около 15 белорусских военных фильмов.  

Нина КАТАЕВА,
наш спецкор
Канны, Франция – Москва