Культура и искусство

"В перекрестье рам вижу Божий храм..."

"В перекрестье рам вижу Божий храм..."
"В перекрестье рам вижу Божий храм..."

Текст:  Нина КАТАЕВА

К номеру:  8 (481)


07 Марта 2013 года

Ключевые слова:
Помнимиван шепетаниколай шипилов

В Союзе писателей России на вечере памяти Николая Шипилова, замечательного прозаика, поэта и знаменитого барда, состоялась презентация трехтомника его произведений. Книги в роскошной обложке изданы по инициативе владивостокского поэта Ивана Шепеты в редактуре Раисы Мороз.

В писательском конференц-зале над рядами поклонников творчества Николая Шипилова и его друзей так и витало: «Наконец-то свершилось! Историческая справедливость восстановлена». Дело в том, что у этого талантливейшего человека, настоящего самородка, подлинно русского гения была совершенно необыкновенная судьба. Это был менестрель, странник, путник, объехавший с концертами всю страну и только в дороге чувствовавший себя как дома («А теперь расскажи мне, Серега, отчего так прекрасна дорога?»). Автор почти двух сотен песен и баллад, среди которых всенародно известные хиты – «После бала», «Шикотан», «Пехота», «Дурак и дурнушка», – он и умер в дороге, возвращаясь из Новосибирска, где провел молодые годы, домой, в Беларусь, под Минск, где все же осел в последнее 10-летие. Жена Татьяна и дети Федор и Маша не дождались из той поездки главу семейства. Николай Александрович умер в смоленской больнице от инсульта, не дожив трех месяцев до своего  60-летия.
Песенное наследие Шипилова давно стало классикой жанра – его имя числится в сборнике «50 лучших бардов России», многие песни вошли в бардовские антологии. Самая знаменитая его песня – «После бала», с которой Дмитрий Маликов победил в конкурсе «Песня-98», через четверть века после того, как была написана! И одно время исполнялась под грифом – «автор слов неизвестен». В песне поется о разноцветных листьях, которые осень не щадя срывает с деревьев, но как много вы передумаете о жизни и обо всем на свете за эти несколько минут…  Шипилов был призером множества фестивалей и конкурсов авторской песни. Пел и в больших концертных залах, и в воинских частях, и на палубах военных кораблей, и даже в космосе побывала кассета с его песнями, на станцию «Союз» ее брали с собой космонавты.
Николай родился в семье офицера в Южно-Сахалинске, а вырос в предместье Новосибирска, в железнодорожном поселке. И героями его рассказов и романов, за которые он был удостоен десятка литературных премий, были окружающие его простые люди. Биография у будущего писателя складывалась как по заказу.
Работал экскаваторщиком, учился в авиационном техникуме и пединституте. Первые стихи опубликовал в 18 лет, в «молодежке», а пел всегда. Работал на телевидении, где озвучил песнями не меньше сотни передач. «Николая Шипилова, – утверждает известный новосибирский музыкант, руководитель ансамбля «Ретро» Александр Жагоров, – можно поставить в один ряд с Высоцким. Ему также удалось выразить то сокровенное, о чем в глубине души думают люди, что они подсознательно чувствуют, порой и не понимая этого. В его песнях и стихах много правды, которая нас всех объединяет. Мне кажется, нам предстоит еще многое разгадать в его творчестве».
Счастливая жизнь в Новосибирске оборвалась с гибелью первой жены Ольги, памяти которой он посвятил несколько романсов. Вот здесь и ухватила его в свои объятья дорога, и начался период почти десятилетних скитаний – жизнь без дома, без крова и даже без прописки. Ездил по стройкам, шабашил. Но в это же время, в 1983 году, на Всесибирском совещании молодых писателей Николая Шипилова открыли для большой литературы. Прозрачность и простота прозы Шипилова, с тайным изяществом повествующей об обыденной жизни, роднит ее с пушкинскими рассказами.  «…Нас обняла милосердная русская провинция: с ее сказочно-трогательными «дураками и дурнушками», чеховским Ванькой Жуковым, дворовым футболом, заводскими мужиками-соседями, фронтовиками – героями «пехоты-пехотурушки», терпеливыми бабами и женщинами, больными детьми, верной дружбой и роковой любовью», – пишет о его произведениях критик Лариса Баранова-Гонченко. Николай одно время жил в Новгороде, наездами бывал в Москве, в конце 80-х окончил Высшие литературные курсы, в издательствах «Молодая гвардия», «Советский писатель» и «Современник» у него вышли три книги. Впоследствии он работал в литературном журнале, был секретарем Союза писателей России.
На вечере памяти Николая вспоминали с доброй улыбкой, да он и сам светло и с хитринкой улыбался с портрета. Говорили о том, как много он, сам вроде неприкаянный, помогал людям. Оказывается, именно он привез в Москву, разглядев талант, Михаила Евдокимова, будущего алтайского губернатора, поддержал клоуна Александра Шелковникова, прославившегося на Западе. Профессор Литинститута Владимир Смирнов рассказал, как вместе с Шипиловым участвовал в писательских поездках по Молдавии, по Дунаю, в Мурманск, в Вышний Волочёк и насколько ярким и эмоциональным было общение с ним. «В нем ощущался трагический надрыв русского человека, о котором писал Достоевский, но и присутствовала улыбка, которой так не хватало Пришвину в Евангелии», – сказал Владимир Смирнов.
Мне, как и выступавшим на вечере критику Сергею Куняеву и писателю Вадиму Арефьеву, довелось в 2001 году проехать вместе с Николаем Шипиловым в составе писательского десанта по 100-летнему Транссибу. И мы наблюдали, как рождались в нем строки песен: «Деревья – кровные братья мои…», «А мой вагон качается в хвосте…», «На востоке цвели абрикосы…»  Познакомились мы в редакции «Московского железнодорожника». И после одного из торжеств небольшой компанией отправились «слушать Шипилова» ко мне домой, я жила тогда поблизости от редакции. Николай спел много песен, совершенно поразив всех финальной песней из поэмы «Прощайте, дворяне!»: «В перекрестье рам/Вижу Божий храм,/Слышу тарарам колоколов…/Может, видит Бог…/Ох! Не обидит Бог…/Выведет орлов из-под стволов». Поэма посвящена октябрьским событиям 1993 года, участником которых был автор.
Последнее десятилетие жизни Николай Шипилов провел в деревне Валерьяново под Минском. Вместе с женой, писательницей Татьяной Дашкевич, активно участвовал в возведении храма святителя Николая. Вложил в строительство немало собственных средств, пел в церковном хоре.