Культура и искусство

На экране - герои книг

На экране - герои книг
На экране - герои книг

В пригороде Санкт-Петербурга – Гатчине прошел XIX Российский кинофестиваль «Литература и кино».

Не нужно быть экспертом, чтобы подтвердить, что фестиваль этот уникален – в его конкурсную программу попадают исключительно экранизации классики или фильмы, снятые по мотивам литературных произведений. Так что зритель здесь в первую очередь должен быть хорошим читателем, и читательское жюри, которое в этом году возглавлял Сергей Есин, подтвердило эту истину, наградив призом документальный фильм Натальи Назаровой «Если бы не Коля Шатров». Посвященный малоизвестному «неформатному» поэту Николаю Шатрову, при участии которого рукопись «Доктора Живаго» Бориса Пастернака была вывезена за рубеж, и роман опубликован.

В центре внимания фестиваля, конечно, кинопоказы, в конкурсе этого года, который судило жюри в составе писателя Вячеслава Пьецуха, композитора Евгения Доги, оператора Дениса Аларкона-Рамиреса и актрисы Алисы Гребенщиковой – под руководством режиссера и кинодраматурга Константина Лопушанского, объединили документальное и игровое кино. Если следовать мысли, что документальное кино ныне легко берет верх над игровым, соединяя в себе черты документа и художественности, то ход верный, но этим требованиям, к сожалению, соответствовал лишь фильм Павла Мирзоева «Женщина эпохи танго» – о последней любви Маяковского Веронике Полонской. Картина, безусловно, выбивалась из «ряда» и заслуживала какой-то особой награды, но была отмечена лишь дипломом, наряду еще с тремя фильмами - о роковом соперничестве Пушкина с Грибоедовым, о поэте Викторе Сосноре и писателе Захаре Прилепине. От документалистики в Гатчине, ждешь, прежде всего, оригинальных версий того, о чем не первый век дискутируют горячие поклонники рыцарей литературы. И более, чем традиционный, фильм Евгения Цымбала «Юргис Балтрушайтис – последний рыцарь серебряного века» в качестве «лучшего неигрового фильма» здесь вряд ли проходит. Возможно, дело здесь в том, что время единого жюри, которое судит все жанры, еще не настало.

Очевидно, что среди игровых картин особо востребованными оказались на сей раз фильмы по современной литературе. Гран-при фестиваля, «Гранатовый браслет» - был вручен фильму Александра Прошкина «Искупление» по произведениям Фридриха Горенштейна, горестной саге о жизни и смерти, о предательстве и любви. Следует отметить, что выход в свет этого фильма, с потрясающей работой Андрея Панина, частью критиков был встречен едва ли не в штыки – запоздало, не трогает. Время показывает – еще как трогает, и как умело дарит надежду, не смотря на бездну бед и горя, пережитых героями фильма в далеком 1946-ом. Отрадно, что в конкурсе немало работ молодых кинематографистов. «Приятно, что молодые люди обращаются к литературе, - отметила гендиректор фестиваля «Литература и кино» Елена Тимофеева. - Надеемся, что за молодыми авторами в кинозалы потянется и молодой зритель». Честь и хвала гатчинскому фестивалю, что он ярко отметил фильм Ивана Вырыпаева «Танец Дели» - призами за режиссуру и за лучшую женскую роль (ансамбль актрис – Каролину Грушку, Ксению Кутепову, Арину Маракулину, Инну Сухорецкую). Пьеса Вырыпаева «Танец Дели» с успехом идет в театрах Европы, а фильм в минувшем ноябре был представлен на Римском фестивале в программе «XXI». И Иван, живущий сейчас с женой Каролиной Грушкой на два дома, в Москве и Варшаве, не раз с горечью замечал, что в России он – «авангардист, представитель «подвальной» культуры, а там – официальной». Приз за режиссуру Вырыпаев разделил с Сергеем Лозницей (фильм «В тумане» по одноименной повести Василя Быкова, отмечен призом ФИПРЕССИ в Каннах-2012). Призы - «за лучшую музыку» вручили студии Saundrama (фильм Владимира Панкова «Доктор» по «Запискам врача» Елены Исаевой), а «за лучшую операторскую работу» - Ивану Гудкову (фильм Мурада Ибрагимбекова «И не было лучше брата» по роману отца Максуда Ибрагимбекова). Сергей Пускепалис, сыгравший этого самого брата, получил приз «за лучшую мужскую роль».

Самые объективные призы, как известно, раздают зрители – ими безоговорочно были выбраны «Рассказы» Михаила Сегала и «Частное пионерское» Александра Карпиловского. В самом деле, от экрана не оторвешься. Если задаться вопросом, о чем все эти фильмы – о поисках правды, о том, что есть истина, и что называть моралью в наше сумасшедшее время. А еще о том, способны ли мы еще – на нежные, тонкие чувства?..

На фестивале были представлены два проекта – «Снежная королева» Натальи Бондарчук и «Дом, милый дом…» Александра Басова. Младший сын Владимира Басова представлял на фестивале ретроспективу отца, в честь его 90-летия, и рассказывал, как ребенком снимался вместе с отцом в картине «Нейлон». Ретроспектив было множество, начиная с 190-летия А.Н.Островского, которое, кроме кинопоказов, широко отмечали в Центральной городской библиотеке им.Куприна, при активном участии читателей, там прошла интерактивно-познавательная программа «Островский в новом тысячелетии». Ретроспективу в честь 100-летия детского писателя Виктора Драгунского представил его сын писатель и политолог Денис Драгунский. Тот самый Дениска Кораблев, герой «Денискиных рассказов», фильмы по которым с удовольствием посмотрели дети Гатчины. К 100-летию звезд мирового экрана Вивьен Ли и Жана Марэ также были приурочены кинопоказы.

На Гатчинском фестивале, так сложилось, не только смотрят кино, общаются, празднуют, но и решают множество проблем. Так, в Детской библиотеке г. Гатчины провели открытый диалог писателей, кинематографистов, педагогов, работников библиотек и школьников. Вели встречу лауреаты многих литературных премий, призеры конкурса «Книгуру» белорусские писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак. Во время встречи были опровергнуты, как минимум два мифа – что детской литературы нет, и что современные дети не читают. Участникам встречи продемонстрировали несколько недавно изданных детских книг, авторы, к ним присоединилась и Ксения Драгунская, рассказали о замыслах, очень убедительно выступили ребята. Труднее всех пришлось Наталье Бондарчук – ей пришлось убеждать всех, что детское кино возрождается, «Снежная королева» была ей в помощь. Сошлись на том, что надо объединять усилия и по-умному использовать интернет в продвижении, как детской литературы, так и детского кино. Наталья Сергеевна тут же призвала на помощь ресурс «В контакте», где ребята пообещали ей «продвигать «Королеву». К сожалению, у организаторов не удался мастер-класс «Мировая и отечественная киноиндустрия», который проводился в Педагогическом колледже им. К.Д.Ушинского. Обсуждая такие глобальные проблемы, следует хорошо продумывать формат встречи.

Писатели, режиссеры, артисты, назову еще народных артистов России Ивана Краско, Александра Пяткова, Анатолия Лобоцкого, заслуженных артистов России Юлию Рутберг, Галину Бокашевскую, Эвклида Кюрдзидиса, выступали не только в кинотеатре «Победа» и библиотеках Гатчины, но и в сельских клубах окрестных деревень. На фестивале с аншлагом прошел творческий вечер народной артистки России Ларисы Голубкиной. На закрытии праздника губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко вручил спецприз и памятный адрес народному артисту России Валентину Гафту. После короткого выступления артисту устроили овацию.

Вообще фестиваль в Гатчине отличает необычайное радушие принимающей стороны – теплота, деликатность, ненавязчивое внимание ко всем вашим проблемам – таков фирменный стиль в работе организаторов «Литературы и кино». Что не грех взять на вооружение активистам фестивального движения.