Культура и искусство

Владимир Васильев уверен, что человек рождается для того, чтобы делать добро другому человеку

Владимир Васильев уверен, что человек рождается для того, чтобы делать добро другому человеку
Владимир Васильев уверен, что человек рождается для того, чтобы делать добро другому человеку

Текст:  Дарья НЕРЕНЦ

К номеру:  15 (488)


18 Апреля 2013 года

Ключевые слова:
Владимир Васильевинтервьюбалет

18 апреля - день рождения легенды русского балета Владимира Васильева. Говоря о нем, хочется использовать два эпитета: талантливый и тонко-чувствующий. Именно эти две составляющие делают человека по-настоящему выдающейся личностью и являются залогом успеха в любом виде деятельности, а в искусстве особенно.

Именно поэтому вот уже почти 30 лет зрители смотрят спектакль «Анюта», поставленный В.В. Васильевым, с неподдельным волнением и со слезами на глазах. Балет «Анюта», созданный по роману А.П. Чехова «Анна на шее», в минском Национальном академическом Большом театре оперы и балета начали ставить в прошлом году, но с каждой постановкой появляется все больше восторженных отзывов зрителей, и сейчас спектакль находится на пике популярности.

Сам балетмейстер говорит, что с «Анютой» была связана удивительная история. Изначально о постановке спектакля никто не задумывался. Был создан телевизионный балет, в котором благодаря крупным планам показать эмоции героев и их внутренние переживания гораздо проще. Только после успеха фильма, Владимир Васильев получил приглашение сделать спектакль на эту музыку от генерального директора театра «Сан-Карло» в Неаполе. Так родился балет, до сих пор завораживающий публику. Изначально роль главной героини «Анюты» исполняла выдающаяся балерина Большого театра Екатерина Максимова, супруга Владимира Васильева. Они учились вместе с первого класса и вместе начали «большую» жизнь в статусе артистов кордебалета в Большом театре. За свою 30-летнюю карьеру в качестве танцора Владимир Васильев исполнил центральные партии в легендарном «Спартаке» и «Каменном цветке», Иванушку в «Коньке-Горбунке», Базиля в «Дон Кихоте», роль Фрондосо в балете «Лауренсия». К. Голейзовский создал специально для него «Нарцисса», за которого он получил золотую медаль на 1-м Международном конкурсе артистов балета в Варне в 1964 году.
Теперь, в свои 70 с небольшим, Владимир Васильев занимается искусством во многих его ипостасях. Балетные постановки – дело всей его жизни - теперь тесно переплетаются с живописью и созданием стихотворений, отражающих переживания и мысли автора: Конца пути не избежать, Не перепрыгнуть пропасть. Разбиться вдребезги, но встать И вновь взлететь, и обуздать И смерти страх, и жизни робость, И петь в полете, и плясать, И пить любовь... А на излете Вдруг, враз исчезнуть И... пропасть. Несмотря на все перипетии судьбы: руководство Большим театром, бесконечные постановки, театральные интриги и сплетни, ему удалось сохранить в себе главное – жизнь ради искусства, стремление к созданию чего-то необыкновенного и удивительного для зрителей. В следующем году Владимир Викторович планирует выпустить большой полнометражный документальный фильм о своей жизни, о встречах и расставаниях, о том, какую роль в его жизни сыграли люди и балет.

18 апреля Владимир Васильев отметит свой день рождения. Накануне этого события мы встретились с ним, чтобы узнать о его впечатлениях от белорусской «Анюты», мыслях о будущем театра вообще и о его взгляде на современную театральную культуру.

- Для зрителей было настоящим потрясением, когда в 1982 году на экраны вышел телебалет «Анюта». С одной стороны балет, а с другой – настоящее драматическое произведение. Это действительно свойство балета – передавать драматическое содержание жизни?
- Что касается драматического содержания, мне кажется, это свойство любого вида искусства. Правда, в балете есть одно необходимое условие – если идет рассказ о какой-то большой страсти (а в балете это всегда история большой страсти), нужны великолепные актеры, которые без слов, а только слиянием с музыкой создадут образ. Однако в «Анне на шее» А. Чехов отходит от больших страстей. Какие там могут быть страсти? Провинциальный городок, в семье случается трагедия: умирает жена, «спивается» отец, растет дочь. Это такое «чисто чеховское» - улыбка сквозь слезы – было передать сложнее всего. Если бы не невероятный «выдумщик» и блестящий организатор А. Белинский и проникновенная музыка В. Гаврилина, не было бы постановок, которые мы делали с Екатериной Максимовой. Самое главное – музыка. Я всегда говорю своим артистам: если у вас будет звучать волнующая, подходящая к содержанию музыка, в каком бы виде искусства вы не работали, вам обеспечен успех. В музыке можно найти все. И когда сам постановщик сливается с музыкой, и когда исполнитель начинает рассказывать зрителю что-то в унисон с необыкновенным музыкальным фоном, тогда происходят маленькие чудеса.
- Сейчас много споров о том, как относиться к классике и в литературе, и в театральных постановках. Можно ли позволить себе несколько фривольное отношение к классическим произведениям, как это делают молодые режиссеры?
- Нужно действительно любить прочитанное тобой и любить автора. Не стоит рассматривать классическое произведение как импульс, который дает толчок к действию. Такое, безусловно, может быть, но тогда надо откровенно и честно написать, что эта постановка сделана по мотивам произведения, а не на его основе. Но если автором заявлен А.П. Чехов, тогда надо относиться к сюжету уважительно. Я уверен, что у 90% публики, читавшей Чехова, сложилось примерно одинаковое отношение к сюжету и героям. Если вернуться к «Анюте», можно увидеть интерес, который не исчезает почти 30 лет.
- «Анюту» ставили уже во многих городах и даже во многих странах. Она повторяется или всегда новая?
- У каждой постановки свои нюансы: мизансцены, построение спектакля всегда немного отличаются. Но к чести авторов надо отметить, что мы всегда идем по пути «усложнения». Мы никогда не старались сделать что-то проще. Наш взгляд, эстетические особенности постоянно меняются, но мы не выбираем «облегченные» версии, все должно быть качественно, соответствовать темпу и музыкальному ритму. Это должно быть ярко, искрометно. «Анюта», конечно, не абсолютное выражение чеховской «Анны на шее». У меня свое видение этой героини, мне хотелось, чтобы люди сострадали ей. Она попала в такие обстоятельства: выходит замуж за нелюбимого мужчину, попадает в блестящее окружение, и сразу танцы, балы, светское общество. Но для нее это все неважно. Телебалет заканчивается крупным планом главной героини, которая смотрит вдаль с мыслью: «А что же сейчас? К чему я пришла?» Моей целью было показать, что в ней до конца будет жить удивительная и ранимая, мучающаяся от этого окружения душа. И живет спектакль потому, что там все ясно и понятно.
- Белорусская балерина Людмила Хитрова смогла приблизиться к Вашему идеальному образу Анюты?
- Конечно. Все балерины, которых я выбираю на эту роль, живо и эмоционально передают образ главной героини. Девушки не повторяют Анну, созданную Екатериной Максимовой, они не копии, не слепки, каждая привносит что-то свое, оттого образ и получается настоящим, живым, волнующим. Это и ценно.
- Владимир Викторович у Вас есть любимые спектакли?
- Моя любимая постановка сейчас – конечно, «Ромео и Джульетта». Она в целом сделана чуть-чуть по-другому. Все-таки это особый, свой подход к прочтению романа Шекспира. На сцене главным рассказчиком является дирижер: он постоянно на сцене, постоянно в центре и при этом не мешает, а помогает.
- Балет – это всегда устремление вверх, к высшим идеалам. Отразилось ли дело Вашей жизни на мировоззрении?
- Если говорить о романтических устремлениях, то это не только балет. Это воспитывается с детства: литературой, музыкой. Искусством порождаются эти романтические начала и утопические идеи. Романтика – это не стиль, это душевное состояние, это некий ореол твоей прекрасной мечты, которая тебя ведет. - Сейчас Вам встречаются молодые романтики, которые верят, что искусство может изменить человека? - Я и сам продолжаю верить, что искусство может изменить человека. И людей, которые говорят, что начали переосмысливать жизнь после просмотра какого-то спектакля, встречаю довольно часто. И я твердо уверен, что каждый человек рождается для того, чтобы делать добро другому человеку. Я делаю добро через искусство. Задача у нас простая – сделать музыку зримой.
- Каким должен быть репертуар современного театра, по Вашему мнению?
- Современный театр – это самый разнообразный репертуар, потому что он не может находиться в одном русле. Чем разнообразнее он будет, тем для меня интереснее.