Культура и искусство

Русские в Латвии

Русские в Латвии
Русские в Латвии

Текст:  Евгений ЧЕБАЕВСКИЙ,
Элина ЧМЫХУН

К номеру:  25 (498)


13 Июня 2013 года

Ключевые слова:
латвиядни русской культурыпраздничный концерткарен шахназаров
2

В этом году продолжавшиеся две недели Дни русской культуры в Латвии начались с торжественного концерта в зале Большой гильдии в Риге и молебном в столичном Кафедральном соборе Рождества Христова. 

Приветствие участникам прислал нынешний президент Латвии Андрис Берзиньш: «Это яркое событие служит примером того, как нужно сохранять и популяризировать многообразие культурной среды Латвии. Желаю всем участникам и зрителям Дней русской культуры испытать много прекрасных и захватывающих мгновений, которые всегда приносят соприкосновение с истинными ценностями и наследием народной культуры».

Дни русской культуры проходили в Латвии с 1925 по 1940 год, а затем эта традиция была возрождена в 2011 году. Возрождение традиции проведения Дней русской культуры было позитивно встречено не только русской общиной Латвии, но и людьми разных национальностей, кому близки и важны русская культура и русский язык. 

В программу нынешнего праздника включено более 140 мероприятий, которые проходили в Риге и почти во всех крупных городах Латвии. Это выступления профессиональных и самодеятельных музыкальных и танцевальных коллективов, а также выставки, встречи с поэтами и писателями, презентация новых книг, тематические экскурсии и другие мероприятия. 

В этом году к Дням русской культуры впервые присоединился и Союз белорусов Латвии. Часть мероприятий прошла в белорусских обществах, которые расположены преимущественно в Латгалии.
    
– Русская и белорусская культуры очень близки, и рассматривать их вместе не будет ошибкой. В этом присутствует какой-то элемент солидарности и объединения, – говорит член правления Союза белорусов Латвии Елена Лазарева. 
   
Поздравил участников, организаторов и гостей фестиваля мэр Риги Нил Ушаков, отметив огромное значение такого культурного сплочения народов для жизни столицы и всего государства.
   
Действительно на концерте был полный интернационал – виолончелисту Ивару Беспрозванову аккомпанировала Илзе Крузе, а фортепианное трио Светланы Окунь, Инги и Улдиса Сунепов – фортепиано, скрипка, виолончель – покорило мастерством, темпераментом и красотой музыки Петра Чайковского, Петериса Плакидиса и Дмитрия Шостаковича. Блестяще выступили на концерте и гости из дальнего зарубежья – дуэт скрипачки из Великобритании Анеты Граудини–Жене и пианиста с Кипра Кристодолоса Георгиадиса.

Гостем заключительного дня Дней русской культуры в Латвии стал знаменитый кинорежиссер, генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров

Любовь зрителей впервые Карен Георгиевич завоевал фильмом «Мы из джаза». Потом были «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер»,  «Цареубийца» и много других, не менее замечательных картин.

Приезд Шахназарова в Ригу совпал с 30-летием со дня выхода музыкальной комедии «Мы из джаза». С него и начался разговор кинорежиссера со зрителями. 

Лучший из артистов

 Режиссер с благодарностью вспомнил о великом артисте Евгении Евстигнееве, с которым впервые работал именно над этой картиной.
 – Евгений Евстигнеев сыграл очень важную роль в моей жизни, – сказал Шахназаров. – На фильме «Мы из джаза» я был молодой начинающий режиссер и мой статус с его статусом был просто несоизмерим. Тем не менее с Евстигнеевым было очень легко работать. Евгений Александрович обладал не только огромным талантом, но был просто очень хорошим человеком, что встретишь нечасто. 
Он единственный актер на моей памяти, которого все коллеги признавали безоговорочно! Согласитесь, это встречается редко в актерской среде. Он был совершенно лишен снобизма и звездности – был обычный живой человек. 
Когда Евстигнеев умер, я понял, что есть роли, которые уже никто никогда не сыграет. Он абсолютно уникален, и если такой артист уходит, с ним уходит целый мир. 

Из каких пустяков растет кино?

Вопрос о том, как рождается фильм, заставил Шахназарова задуматься.
– Трудно ответить,  –  признался мэтр.  –  Иногда это непонятно и мне самому. Просто вдруг возникает чувство, что нужно это сделать, что это важно, – и я начинаю работать. Многие мои картины вырастали из каких-то пустяков, это может быть встреча, человек. 
Я помню, на «Мы из джаза» у нас работал репетитор-танцовщик, уже пожилой человек, спившийся, одинокий, я знал, что у него где-то дочь... Мы с ним даже особенно и не разговаривали. Но была в нем особая энергетика, какое-то обаяние. Неожиданно у него случился инфаркт и он умер. 

Я доснял «Мы из джаза». А старый танцовщик не выходил из головы. И мы, даже не зная биографию этого человека, просто сконструировали, придумали его жизнь. В результате получилась картина «Зимний вечер в Гаграх» с Евгением Евстигнеевым в главной роли. 
А после выхода картины мне позвонила женщина и сказала: вы знаете, вы сделали картину о моем отце! Выяснилось, что это дочь того самого нашего репетитора. Дочь узнала отца, который после развода с женой жил отдельно, пил, такая судьба... 

Актерская дорога

 «Сегодня в России есть очень хорошие артисты, в том числе молодые, из которых могут вырасти настоящие мастера. Но в целом актерский уровень ниже, если сравнивать с советской актерской школой. Хорошему артисту нужны и хорошая драматургия, и хороший режиссер, а современный молодой актер попадает, как правило, в сериал. А там хорошая драматургия – редкость, да и у режиссера нет времени детально разрабатывать роль. Поэтому на сериалах актерская молодежь не растет». Тем не менее Шахназаров считает, что любому актеру нужно постоянно работать, даже если заветная роль не показывается на горизонте: «Сериалами не нужно пренебрегать – это тоже тренинг».

Весь кинобюджет РФ – это один американский блокбастер

Не обошлось без разговора о Голливуде и той масс-продукции, которой забиты современные кинотеатры и России, и Латвии. Как противостоять такому монстру?
Голливуд – мощный конкурент всех кинематографов, не только российского. По словам Шахназарова, весь кинобюджет Российской Федерации – это бюджет одного американского блокбастера.

«Тем не менее некоторые страны ему успешно противостоят и защищают свой рынок. В Китае, например, показывается 20 иностранных картин в год – и всё. Из них американских – от силы пять. В Индии тоже рынок закрыт».

На чем воспитывать молодежь

На вопрос о том, почему в кино столько агрессии  – хамства, стрельбы, крови и насилия и чему может научить детей такое кино, Карен Георгиевич ответил: «Ничему хорошему. Но это бизнес. Это смотрят. А детьми, я считаю, нужно заниматься. «Отдавать» своих чад на воспитание исключительно школе, Интернету и фильмам не стоит». 

В заключение на большой сцене Дома Москвы рижане вручили именитому гостю награду «Лучший режиссер 2012 года» за его фильм «Белый тигр».